В то время считалось, что без обращения к фундаментальным основаниям нельзя дать полного объяснения даже частным физическим явлениям.

6. Переписка между учеными как особая форма закрепления и передачи научных знаний. Но по мере развития науки и расширения исследований формиру­ется потребность в такой коммуникации ученых, которая могла бы обеспечить их совместное обсуждение не только конечных, но и про­межуточных результатов научных изысканий.

В XVII в. возникает особая форма закрепления и передачи знаний — переписка между уче­ными.

ПИСЬМА СЛУЖИЛИ НЕ ТОЛЬКО ДРУЖЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ, НО И ВКЛЮ­ЧАЛИ В СЕБЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВОДИМЫХ ИМИ ИССЛЕДОВАНИЙ, И ОПИСАНИЕ ТОГО ПУТИ, КОТОРЫМ ОНИ БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ.

7. Специализация научной деятельности. Уже во второй половине XVII столетия постепенно началось уг­лубление специализации научной деятельности.

В различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов.

Коммуникации между ними начинают осуществляться на национальном языке, а не на латыни.

Появляются научные журналы, через которые происходит обмен информацией.

Первоначально они выполняли особую функцию объединения исследователей, стремясь показать, что и кем делается, но затем наряду с обзорами начали публиковать сведения о новом знании, и это постепенно стало их главной функцией.

В КОНЦЕ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. В СВЯЗИ С УВЕЛИЧЕНИЕМ ОБЪЕМА НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ, НАРЯДУ С АКАДЕМИЧЕСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯ­МИ, НАЧИНАЮТ ВОЗНИКАТЬ ОБЩЕСТВА, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, РАБО­ТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ЗНАНИЯ (ФИЗИКИ, БИОЛОГИИ, ХИМИИ И Т.Д.).

8. Проблема воспроизводства субъекта науки (ученых). Новые формы организации науки порождали и новые формы на­учных коммуникаций, и поставили проблему воспроизводства субъекта науки.

ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНЫХ, ЧЕМУ СПОСОБСТВОВАЛИ УНИВЕРСИТЕТЫ.

Наука постепенно утверждалась в своих правах как прочно установленная профессия, требующая спе­цифического образования, имеющая свою структуру и организацию.

35. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНО ОРГАНИЗОВАННОЙ

НАУКИ

ПЛАН

1. Дисциплинарная организация науки как решение проблемы трансляции научного знания следующим поколениям.

2. Что такое научная дисциплина?

3. Когда возникает дисциплинарно организованное знание?

4. Что характерно для дисциплинарного образа науки?

5. Роль университета в Средние века.

6. Подрыв идеалов и норм средневековой научности в эпоху Возрождения.

7. Идеал универсально энциклопедического знания в эпоху Возрождения.

8. Трансформация способов трансляции знания в связи с ростом объема научной информации.

9. Четырехблочная дисциплинарная организация науки.

10. Современное представление о научном знании как о системе научных дисциплин.

1. Дисциплинарная организация науки как решение проблемы трансляции научного знания следующим поколениям. Великие открытия и идеи, характеризующие поступательное раз­витие науки, принадлежат так сказать переднему краю науки.

Суще­ствует определенная разница между передним краем науки и способа­ми трансляции научного знания в культуру.

ПЕРЕДНИЙ КРАЙ НАУКИ ОРГА­НИЗОВАН ПРОБЛЕМНО: множество разных исследовательских групп пред­лагают свои методы и методики решения научной проблемы, в науч­ных спорах и дискуссиях рождается истина.

В то время как передача полученного знания последующим поколениям осуществляется в рам­ках дисциплинарно организованной науки.

2. Что такое научная дисциплина? Научная дисциплина понимается как ОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА СИСТЕ­МАТИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, связанная:

· с его ИНСТИТУАЛИЗАЦИЕЙ,

· с ОСОЗ­НАНИЕМ ОБЩИХ НОРМ И ИДЕАЛОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ,

· с формирова­нием научного сообщества, специфического типа научной литерату­ры (обзоров и учебников),

· с определенными формами коммуникации между учеными,

· с созданием функционально автономных организа­ций, ответственных за образование и подготовку кадров.

Дисципли­нарная организация науки оказывается тем каналом, который обеспе­чивает социализацию достигнутых результатов, превращая их в науч­ные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учеб­ники, излагается и передается знание в системе образования.

3. Когда возникает дисциплинарно организованное знание? Дисциплинарно организованное знание возникает именно в том случае, когда ВСЕ НАКОПЛЕННОЕ ЗНАНИЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПОД УГЛОМ ЗРЕ­НИЯ ТРАНСЛЯЦИИ ЕГО ПОСЛЕДУЮЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ.

ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ЗНАНИЕ ПРЕДСТАЕТ КАК ДИСЦИПЛИНА, А ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГО — КАК ДОКТРИНА.

И поэтому с позиции лиц, осуществляющих обучение, все наличное знание оказывается совокупностью доктрин.

4. Что характерно для дисциплинарного образа науки? Для дисциплинарного об­раза науки характерны:

· трактовка знания как объективно-мыслитель­ной структуры,

· ориентация преподавания на унифицированное рас­членение и упорядочивание всего знания и

· изложение его в различ­ных компендиумах, энциклопедиях и учебниках.

5. Роль университета в Средние века. Величайшим достижением культуры Средних веков явилось со­здание университетов, выполнявших две функции:

· учебного заведе­ния и

· лаборатории научного (в средневековом смысле слова) исследо­вания.

Университеты были созданы во всех европейских столицах и ряде крупных городов.

В период Средневековья сложилась довольно-таки четкая дисциплинарная организация знания, передаваемая в ходе обучения, и тесно взаимосвязанная с ней дисциплинарная организа­ция учебного процесса.

Формами обучения в это время были лекции и диспуты.

На лек­циях читали вслух и комментировали какой-либо канонический текст.

А основным средством закрепления знаний был диспут.

Наши рекомендации