Внутренние принципы симметрии
Внутренние принципы симметрии действуют в микромире. В релятивистской квантовой теории предполагается взаимное превращение элементарных частиц:
■ При всех превращениях элементарных частиц сумма электрических зарядов частиц остается неизменной, т.е. до и после превращения сумма зарядов частиц должна остаться неизменной.
■ Барионный или ядерный заряд остается постоянным.
■ Лептонный заряд сохраняется.
Теория взаимодействия элементарных частиц развивается успешно. Начало этому было положено принципами симметрии.
ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ
Два с половиной тысячелетия назад жил знаменитый греческий философ и математик Пифагор, имя которого обычно ассоциируется со знаменитой теоремой. Но заслуги Пифагора и его учеников уходят далеко за рамки геометрии. Пифагорейская школа впервые, и не безуспешно, начала изучать связь природы и математики и, несмотря на ряд ошибок и увлечение «мистикой чисел», пифагорейцы, по существу, заложили основы математического естествознания.
Пифагор родился в 570 до н.э. на острове Самос, вблизи побережья Малой Азии. Первоначальное образование он получил от отца-ювелира, профессия которого в те времена считалась весьма интеллектуальной, и многообразие интересов Пифагора, вероятно, порождено многосторонностью знаний его отца.
144
Когда мальчику исполнилось 13 лет, он отправился Египет, где познакомился с медициной, математикой и метеорологией. Во время войны Египта с Персией Пифагор попал в плен и был отвезен в Вавилон, где познакомился с восточной философией и магией, нашедшей в дальнейшем отражение в его мировоззрении. В 540 до н. э. Пифагор основал свою школу — союз единомышленников, поклявшихся сохранить тайны пифагорейского учения.
Пифагор был первым, кто обратил внимание на особое, «гармоническое» деление любого отрезка, названное впоследствии золотым сечением.
ЦАРСТВО ЧИСЕЛ
Пифагор и его последователи, образовавшие пифагорейский союз, считали, что в основе всего сущего лежат числа. Каждой вещи, по их мнению, соответствует определенное соответствие чисел, которые назывались ЛОГОС. Так, например, 2 — женское начало, 3 — мужское начало, 5 — единство мужского и женского начал — почиталось ими как священное. Пятиугольник — священная фигура, символ жизни и гармонии. Пятиугольная звезда — знак принадлежности к пифагорейскому союзу. У человека есть 5 пальцев, 10 пальцев на двух руках, 20 пальцев на четырех конечностях. Пять выдающихся частей человека: четыре конечности и голова, поэтому он может быть вписан в пентаграмму, т.е. звезду.
Пифагор и пифагорейцы использовали пять правильных тел — многогранников, обладающих совершенной симметрией и получивших впоследствии название «платоновские тела», так как в «Тимее» Платон стихию земли отождествлял с кубом, стихию воздуха — с октаэдром, стихию огня — с тетраэдром, стихию воды — с икосаэдром, а стихию Вселенной, космоса — с додекаэдром. Евклид в III в. до н. э. использует вслед за пифагорейцами в своих «Началах» правильные золотые пятиугольники, диагонали которых образуют пентаграмму.
Пять правильных тел — куб, тетраэдр, октаэдр, икосаэдр и додекаэдр — считались у древних греков элементарными «кирпичиками», из которых устроен материальный мир.
Кристаллы довольно часто имеют форму первых трех правильных тел, но последние два никогда не встречаются в природе. Возможно, эти правильные тела были открыты при исследовании свойств симметрии куба, октаэдра и тетраэдра. Икосаэдр находится в таком же отношении к додекаэдру, в каком октаэдр находится к кубу. Поэтому построение правильного икосаэдра является логическим следствием существования додекаэдра.
Пифагорейцы видели основание всех вещей в тех числах и фигурах, законы которых они исследовали посредством математики. Греческий мыслитель Аристотель повествует о них: «Прежде всего они изучали математику и, вполне проникшись ею, принимали ее за начало всех вещей. А так как в математике на первом месте стоят числа, они усматривали в них много сходства с вещами и со всем становящимся, и в числах больше, нежели в огне, воде, воздухе, земле, то одно свойство числа имело для них значение справедливости, другое — души и духа, еще одно — времени и так далее для всего остального. Затем они находили в числах свойства и отношения гармонии, и таким образом все остальное казалось им по своей природе отражением чисел, а эти последние — первыми в природе». Пифагореец говорил себе: «Чувства показывают человеку чувственные явления, но они не показывают того гармонического порядка, которому следуют вещи».
Число у пифагорейцев связано не только с объемом, но и с субъектом. Оно может быть понято как тело, которое определяется в некоторых числовых характеристиках. Мир есть число, все в мире есть число. Но они выделяли не только числовую характеристику мира. Важнейшей категорией, сопряженной с числом у пифагорейцев, была гармония, на что специально обращал внимание Аристотель.
146
Число утвердилось в качестве центрального принципа в культуре Востока, в частности Китая, который всегда именовался государством ритуала, построенного на числовых соответствиях.