Список философских текстов (ФТ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО:

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1). Трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа), из них: аудиторных занятий – 10 ч., в том числе лекций – 6 часов, семинарских занятий – 4 часа, самостоятельной работы – 125 часов, на подготовку к экзамену отводится 9 часов. Дисциплина изучается на 1 курсе (1-2 семестр).

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы: знание понятий «человек», «общество», «личность», «философия», «познание»», «культура», «ценности», «природа», «глобальные проблемы современности».

1.3. Дисциплина является основой для последующего изучения философской антропологии, психолого-педагогической антропологии.

1.4. Цели дисциплины:

- формирование представления о мировоззренческом потенциале философии;

- формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, об основных разделах современного философского знания о философских проблемах и методах их исследования;

- овладение базовыми принципами и приемами философского познания.

Изучение дисциплины направлено на:

- развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения;

- овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

1.5 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
ОК-1: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения. З.1 содержание предмета философии.   У.1 распознавать и анализировать проблемы мировоззренческого характера. В.1 приемами владения дискуссии по проблемам мировоззренческого характера.  
ОК-1: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения. З.2 основные проблемы онтологии, содержание современных представлений о научных основах картины мира и ее видах. У.2 использовать положения и категории онтологии для формирования представления мира в его целостности и многовариантности. В.2 способностью отстаивать собственное представление о мире при восприятии целостной картины мира.
ОК-6: способность к самоорганизации и самообразованию З.3содержаниеосновных проблем гносеологии.   У.3 использовать положения и категории гносеологии для формирования представлений о познании и переживании человеком мира. В.3 навыками применения способов получения знания, методов и средств познания.    
ОК-1: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения. З.4 содержание основных философско-антропологических проблем.   У.4 использовать положения и категории философской антропологии для формирования представлений о человеке и мире и отношениях между ними. В.4 способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно- значимые философские проблемы, процессы, участвовать в дискуссиях по проблемам мировоззренческого характера.
ОК-5: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия З.5 основные философские понятия и категории, закономерности развития природы и общества У.5 анализировать процессы и явления, происходящие в обществе В.5 навыками целостного подхода к анализу проблем общества


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебных занятий (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
  1.1 Философия, ее предмет и место в культуре. Философия и мировоззрение. - -
1.2 Специфика предмета и проблемы философии. «Вечные вопросы» в философии. - - -
Исторические типы философии. - - -
3.1 Проблемы онтологии. Бытие. Пространственно-временные характеристики бытия. - -
3.2 Проблема движения. Идея развития в философии. - - -
3.3 Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. - - -
3.4 Природа мышления. Язык и мышление. - - -
4.1 Проблемы гносеологии. Познание как предмет философского анализа. Основные формы и методы познания. - -
4.2 Проблема истины в философии и науке. - - -
4.3 Познание, творчество, практика. - - -
4.4 Философия и методология науки. Рост научного знания и проблема научного метода. - - -
5.1 Человек и мир в современной философии. Природа и сущность человека. - -
5.2 Смысл жизни: смерть и бессмертие. - - -
5.3 Человек, свобода, творчество. - - -
5.4 Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. - - -
6.1 Социальная философия и философия истории. Философское понимание общества и истории. Общество как саморазвивающаяся система. - - -
6.2 Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. - - -
                   


Таблица 3

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Тема План Методическое обеспечение
Раздел 1 Философия, ее предмет и место в культуре
1.1 Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) З1, У1, В1.
1.2 Содержание раздела. Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Философия и мировоззрение. Стороны и уровни мировоззрения. Основные социально-исторические типы мировоззрения. Основные характеристики философского знания. Специфика предмета и проблемы философии. «Вечные вопросы» в философии. Философия и наука. Функции философии.
1.3 План лекционного курса
1.3.1 Тема Философия, ее предмет и место в культуре. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Философия и мировоззрение. Стороны и уровни мировоззрения. Основные социально-исторические типы мировоззрения. Основные характеристики философского знания. Философия и наука. Функции философии: мировоззренческая и методологическая. 2,3,4,5, 6, 11, 13, 14
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
Пример
ОК-1: З.1 тест
ОК-1: У1 анализ философского текста
ОК-1: В.1 дискуссия
Раздел 3 Онтология
3.1 Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) З2, У2, В2.
3.2 Содержание раздела. Проблемы онтологии. Бытие. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема движения. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Природа мышления. Язык и мышление.
3.3 План лекционного курса
3.3.1 Тема. Проблемы онтологии и философский смысл бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Понятие пространства и времени. Субъективистская и объективистская версии пространства и времени. Абсолютность и относительность пространства и времени. Формы пространства и времени. Осмысление порядка и направления времени в истории: динамическая и статическая концепции. 3, 4, 6, 13,20,
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ОК-1: З.2 тест
О-1: У.2 анализ философского текста
ОК-1: В.2 Эссе «мир един»?
Раздел 4 Гносеология и методология науки
4.1 Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) З3, У3, В3.
4.2 Содержание раздела Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Познание и практика. Философия и методология науки. Рост научного знания и проблема научного метода.
4.4 Планы практических/семинарских занятий
4.4.1 Тема. Проблемы гносеологии. Познание как предмет философского анализа. Основные формы и методы познания. 2, 4, 6, 9, 11, 13, 20
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ОК-6: З.3 тест
ОК-6: У.2 кейс-задача: «Ум - чистый лист бумаги» или «я мыслю, следовательно, существую»?
ОК-6: В.3 Эссе. «Чувственное и рациональное: проблема достоверности знания»
5 Раздел 5 Антропология
5.1 Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) З4, У4, В4.
5.2 Содержание раздела. Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.
5.4 Планы практических/семинарских занятий
5.4.1 Тема. Природа и сущность человека. Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке: деятельность, разумность; человек, индивид, индивидуальность, личность; антропосоциогенез и его комплексный характер. 2, 5, 7, 16, 17, 19
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ОК-1: З.4 тест
ОК-1: У.4 Эссе: «человек-масса» или «человек-личность»?
ОК- 1: В.4 дискуссия
             

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине структурированное по темам (разделам)

Таблица 5

Образец заполнения по традиционной форме

Самостоятельная работа по дисциплине

Раздел Тема для самостоятельного изучения Задание для самостоятельного выполнения студентом Кол-во часов Методическое обеспечение Форма отчетности
Специфика предмета и проблемы философии. «Вечные вопросы» в философии. Эссе: зачем философии вечные вопросы? эссе
Исторические типы философии: основные этапы, направления и проблемы тестирование 1, 11 тест
Пространственно-временные характеристики бытия. тестирование 3, 5, 6, 13 тест
  Проблема движения. Эссе: «прав ли Зенон, что движения не существует, и почему»? 2, 3, 14 эссе
Идея развития в философии. Эссе: как развивается мир (концепции, модели развития)? эссе
Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. тестирование 2, 4, 13 тест
Природа мышления. Язык и мышление. Эссе: «язык в мышлении или мышление в языке»? эссе
Проблема истины в философии и науке. Эссе: «как подтвердить или опровергнуть истину?» (концепции, критерии) 3, 5, 13,14 эссе
Познание, творчество, практика. собеседование   13, собеседование
Философия и методология науки. Рост научного знания и проблема научного метода. Эссе: «почему произошел скачок от топора к компьютеру или как можно объяснить рост научного знания?» эссе
Смысл жизни: смерть и бессмертие. Эссе: «в чем смысл жизни человека?» 2, 3, 16, 17, 20 эссе
Человек, свобода, творчество. Эссе: почему человек «бежит от свободы»? 16, 17, 20 эссе
Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. собеседование 3, 5, 17, 20 собеседование
Социальная философия и философия истории. Философское понимание общества и истории. Общество как саморазвивающаяся система. тестирование 5, 12, 20 тест
Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Эссе: «кто Вы - человек культуры или человек цивилизации?» 2,5, 12, 20 эссе

4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Перечень основной литературы

1. Алексеев, П.В. История философии [Текст]: учебник /П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2014. – 240 с.

2. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник /В.Д. Губин. – М.: Проспект, 2014. – 336 с.

3. Липский, Б.И. Философия [Текст]: учебник для бакалавров /Б.И. Липский, Б.В. Марков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 508 с.

4. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник для бакалавров /А.Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Юрайт, 2012. – 828 с.

5. Философия [Текст]: учебник /колл. авт.; под ред. В.П. Кохановского. – 22-е изд., перераб. – М.: Кнорус, 2013. – 368 с.

4.2 Перечень дополнительной литературы

  1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. [Электронный ресурс] / Ин-т философии РАН, Нац.-общ. научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/enc.htm.

7. Словарь философских терминов / Науч.ред. проф. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 731 с.

8. Философский словарь: Основан Г.Шмидтом. – 22-е, новое, переработ. изд. под ред. Г. Шишкоффа / Пер.с нем. / Общ. Ред. В.А. Малинина. – М.: Республика, 2003. – 575 с.

9. Хрестоматия по западной философии XVII-XVIII веков / Под общей редакцией Л.И. Яковлевой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 784 с.

10. Хрестоматия по западной философии: учебное пособие / Сост.; авт. предисл. и вступит.ст. Н.И. Фокина; под ред. В.И. Кириллова. – М.: Велби, 2008. – 544 с.

  1. Хрестоматия по философии [Текст]: учеб. пособие /сост. П.В. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014. – 576 с.

4.3 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.

12. Алексеев П.В. Социальная философия. Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 256 с.

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.
  2. Борисов С.В. Основы философии: учеб.пособие / С.В. Борисов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 424 с.
  3. Гриненко Г.В. История философии: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с.

16. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология: учеб.пособие / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: ФОРУМ, 2008. – 400 с.

17. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов на/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 240 с.

18. Лебедев, С.А. Философия науки [Текст]: учеб. пособие для магистров /С.А. Лебедев. – М.: Юрайт, 2013. – 288 с.

  1. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. – 828 с.

20. Философия: учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров; под общ. ред. Ф.Д. Демидова. В 2 ч.: часть 1: учебник. – М.: Издательство РАГС, Издательский Дом «ИНФРА-М», 2010. – 432 с.

Философское эссе

Примерные темы

1. Зачем философии вечные вопросы?

2. Мифология: предшественница или начало философии?

3. Мир един?

4. Чувственное и рациональное: проблема достоверности знания?

5. Прав ли Зенон, что движения не существует, и почему?

6. Как развивается мир (концепции, модели развития)?

7. Язык – проекция человеческого мышления?

8. Материальны ли мысли?

9. Как подтвердить или опровергнуть истину?

10. Почему произошел скачок от топора к компьютеру или как можно объяснить рост научного знания?

11. В чем заключается двойственность человеческой природы?

12. В чем смысл жизни человека? Может ли философия помочь в поиске смысла жизни?

13. В чем предназначение человека?

14. Сущность человеческой личности: разум или воля?

15. Почему человек «бежит от свободы»?

16. «Человек цивилизованный» или «человек культурный»?

17. Этично ли оправдывать насилие?

18. Мораль как иллюзия?

19. «Человек-масса» или «человек-индивидуальность»?

Объем философского эссе -3 страницы машинописного текста.

Требования к эссе:

1. Аргументация собственной точки зрения с использованием философской терминологии, анализом позиций философов.

2. Логичность суждений и умозаключений.

3. Отсутствие плагиата.

4. Открытость.

5. Грамотность.

Общие требования к оформлению

1. Оформление работы автора по общепринятой для научных трудов структуре:

· титульный лист;

· оглавление (содержание);

· основная часть;

· библиографический список.

2. Титульный лист содержит:

· наименование вуза,

· наименование кафедры,

· избранную тему,

· Ф.И.О. автора (полностью),

· данные о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание или должность).

3. Параметры страницы:

· поля: левое – 3 см.,

верхнее и нижнее – 2 см.,

правое – 1,0 см.

· ориентация книжная

· размер бумаги А4 (21 х 29,7);

· шрифт Times New Roman;

· кегль 14;

· интервал 1,5;

4. Список цитированной литературы должен быть оформлен согласно требованиям ГОСТ 7.1 – 2003.

Кейс-задание«Ум - чистый лист бумаги» или «я мыслю, следовательно, существую»?

Д. Локк:«Опыт о человеческом разумении»

«Если спросят, когда же человек начинает иметь идеи, то верный ответ, на мой взгляд, будет: «Когда он впервые получает ощущение». Так как оказывается, что в душе не бывает идей до доставления их чувствами, то я полагаю, что идеи в разуме одновременны с ощущением, т.е. с таким впечатлением или движением в какой-нибудь части нашего тела, которое производит в разуме некоторое восприятие. Этими-то впечатлениями, произведенными на наши чувства внешними объектами, впервые, кажется, занимается душа в деятельности, называемой нами восприятием, воспоминанием, размышлением, рассуждением и т.д. …Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно не врожденно. … Люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врожденных впечатлений, могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таких первоначальных понятий или принципов. … дерзко предполагать врожденными идеи цветов в существе, которому бог дал зрение и способность воспринимать при помощи глаз цвета от внешних вещей. … Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пустое место, и по мере того, как разум постепенно осваивается с некоторыми из них, они помещаются в памяти и получают имена.

Затем, подвигаясь вперед, разум абстрагирует их и постепенно научается употреблению общих имен. Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения. С увеличением материала, дающего разуму работу, применение его с каждым днем становится все более и более заметным.»

Р. Декарт: «Размышления о первой философии»

«Без сомнения, все, что я до сих пор принимал за самое истинное, было воспринято мною или от чувств, или через посредство чувств; а между тем я иногда замечал, что они нас обманывают, благоразумие же требует никогда не доверяться полностью тому, что хоть однажды ввело нас в заблуждение. … Итак, я допускаю, что все видимое мною ложно; я предполагаю никогда не существовавшим все, что являет мне обманчивая память; я полностью лишен чувств; мои тело, очертания (figura), протяженность, движения и место – химеры. Но что же тогда остается истинным? Быть может, одно лишь то, что не существует ничего достоверного.

Однако откуда мне известно, будто, помимо перечисленных, не существует других вещей, относительно которых не может быть ни малейшего сомнения? Ведь, возможно, есть некий Бог – или как бы мы это ни именовали, – внушивший мне эти самые мысли? И прав ли я в данном случае – ведь я и сам могу быть их виновником? Так не являюсь ли, по крайней мере, и я чем-то сущим? Но ведь только что я отверг в себе всякие чувства и всякое тело. Тем не менее я колеблюсь; что же из этого следует? Так ли я тесно сопряжен с телом и чувствами, что без них немыслимо мое бытие? Но ведь я убедил себя в том, что на свете ничего нет – ни неба, ни земли, ни мыслей, ни тел; итак, меня самого также не существует? Однако, коль скоро я себя в чем-то убедил, значит, я все же существовал? Но существует также некий неведомый мне обманщик, чрезвычайно могущественный и хитрый, который всегда намеренно вводит меня в заблуждение. А раз он меня обманывает, значит, я существую; ну и пусть обманывает меня, сколько сумеет, он все равно никогда не отнимет у меня бытие, пока я буду считать, что я – нечто. Таким образом, после более чем тщательного взвешивания всех «за» и «против» я должен в конце концов выдвинуть следующую посылку: всякий раз, как я произношу слова Я есмь, я существую или воспринимаю это изречение умом, оно по необходимости будет истинным.»

Пример тестов

1. Методология – это:

а) формирование целостной картины мира

б) собрание методов в сборнике

в) учение о методах познания и преобразования мира

г) учение о мире

2. Выражение «Я мыслю, следовательно, существую» передает сущность:

а) сенсуализма

б) иррационализма

в) рационализма

г) эмпиризма

3. «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь», – пример:

а) апории

б) софизма

в) высказывания Сократа

г) высказывания Диогена

4. Процесс постижения смысла чего-либо:

а) интроспекция

б) интуиция

в) понимание

г) образование

5. С точки зрения сторонников аналитической философии, философия должна, по преимуществу, заниматься:

а) логическим анализом языка науки

б) разделом математического анализа

в) проблемами естествознания

г) анализом проблем человеческого существования

6. Философский подход позволяет рассматривать движение, прежде всего, как:

а) механическое перемещение тел в пространстве

б) соразмерность перемещения математическим расчетам

в) прогресс

г) любое изменение состояния природных процессов и явлений

7. Социально-философский подход предполагает исследование:

а) властных отношений в обществе

б) общества на различных этапах его развития

в) механизмов развития культуры

г) проблем смысла и цели истории, перспектив человечества

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

РПД ______________________________________________________________

утверждена «___»________20___г.

Внесены изменения:

Содержание изменения Дата и № протокола заседания кафедры
В список литературы внесены изменения из ЭБС  
Актуализировано содержание лекций  
Актуализировано содержание практических занятий  
Обновлены и добавлены задания для самостоятельной работы  
Дополнен фонд оценочных средств  
Обновлены вопросы и задания к экзаменам  
И т. д.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО:

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1). Трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа), из них: аудиторных занятий – 10 ч., в том числе лекций – 6 часов, семинарских занятий – 4 часа, самостоятельной работы – 125 часов, на подготовку к экзамену отводится 9 часов. Дисциплина изучается на 1 курсе (1-2 семестр).

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы: знание понятий «человек», «общество», «личность», «философия», «познание»», «культура», «ценности», «природа», «глобальные проблемы современности».

1.3. Дисциплина является основой для последующего изучения философской антропологии, психолого-педагогической антропологии.

1.4. Цели дисциплины:

- формирование представления о мировоззренческом потенциале философии;

- формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, об основных разделах современного философского знания о философских проблемах и методах их исследования;

- овладение базовыми принципами и приемами философского познания.

Изучение дисциплины направлено на:

- развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения;

- овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

1.5 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
ОК-1: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения. З.1 содержание предмета философии.   У.1 распознавать и анализировать проблемы мировоззренческого характера. В.1 приемами владения дискуссии по проблемам мировоззренческого характера.  
ОК-1: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения. З.2 основные проблемы онтологии, содержание современных представлений о научных основах картины мира и ее видах. У.2 использовать положения и категории онтологии для формирования представления мира в его целостности и многовариантности. В.2 способностью отстаивать собственное представление о мире при восприятии целостной картины мира.
ОК-6: способность к самоорганизации и самообразованию З.3содержаниеосновных проблем гносеологии.   У.3 использовать положения и категории гносеологии для формирования представлений о познании и переживании человеком мира. В.3 навыками применения способов получения знания, методов и средств познания.    
ОК-1: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения. З.4 содержание основных философско-антропологических проблем.   У.4 использовать положения и категории философской антропологии для формирования представлений о человеке и мире и отношениях между ними. В.4 способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно- значимые философские проблемы, процессы, участвовать в дискуссиях по проблемам мировоззренческого характера.
ОК-5: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия З.5 основные философские понятия и категории, закономерности развития природы и общества У.5 анализировать процессы и явления, происходящие в обществе В.5 навыками целостного подхода к анализу проблем общества

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебных занятий (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
  1.1 Философия, ее предмет и место в культуре. Философия и мировоззрение. - -
1.2 Специфика предмета и проблемы философии. «Вечные вопросы» в философии. - - -
Исторические типы философии. - - -
3.1 Проблемы онтологии. Бытие. Пространственно-временные характеристики бытия. - -
3.2 Проблема движения. Идея развития в философии. - - -
3.3 Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. - - -
3.4 Природа мышления. Язык и мышление. - - -
4.1 Проблемы гносеологии. Познание как предмет философского анализа. Основные формы и методы познания. - -
4.2 Проблема истины в философии и науке. - - -
4.3 Познание, творчество, практика. - - -
4.4 Философия и методология науки. Рост научного знания и проблема научного метода. - - -
5.1 Человек и мир в современной философии. Природа и сущность человека. - -
5.2 Смысл жизни: смерть и бессмертие. - - -
5.3 Человек, свобода, творчество. - - -
5.4 Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. - - -
6.1 Социальная философия и философия истории. Философское понимание общества и истории. Общество как саморазвивающаяся система. - - -
6.2 Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. - - -
                   

Таблица 3

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Тема План Методическое обеспечение
Раздел 1 Философия, ее предмет и место в культуре
1.1 Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) З1, У1, В1.
1.2 Содержание раздела. Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Философия и мировоззрение. Стороны и уровни мировоззрения. Основные социально-исторические типы мировоззрения. Основные характеристики философского знания. Специфика предмета и проблемы философии. «Вечные вопросы» в философии. Философия и наука. Функции философии.
1.3 План лекционного курса
1.3.1 Тема Философия, ее предмет и место в культуре. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Философия и мировоззрение. Стороны и уровни мировоззрения. Основные социально-исторические типы мировоззрения. Основные характеристики философского знания. Философия и наука. Функции философии: мировоззренческая и методологическая. 2,3,4,5, 6, 11, 13, 14
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
Пример
ОК-1: З.1 тест
ОК-1: У1 анализ философского текста
ОК-1: В.1 дискуссия
Раздел 3 Онтология
3.1 Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) З2, У2, В2.
3.2 Содержание раздела. Проблемы онтологии. Бытие. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема движения. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Природа мышления. Язык и мышление.
3.3 План лекционного курса
3.3.1 Тема. Проблемы онтологии и философский смысл бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Понятие пространства и времени. Субъективистская и объективистская версии пространства и времени. Абсолютность и относительность пространства и времени. Формы пространства и времени. Осмысление порядка и направления времени в истории: динамическая и статическая концепции. 3, 4, 6, 13,20,
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ОК-1: З.2 тест
О-1: У.2 анализ философского текста
ОК-1: В.2 Эссе «мир един»?
Раздел 4 Г

Наши рекомендации