Vi. перечень контрольных вопросов к экзамену

1. Философия как тип мировоззрения: понятие, особенности, структура и функции.

2. Соотношение философии, религии и науки.

3. Основной вопрос философии: понятие, структура и варианты решения.

4. Диалектика и метафизика.

5. Происхождение философии и основные этапы её развития.

6. Философия Древнего Китая.

7. Древнеиндийская философия: основные темы, проблемы и школы.

8. Античная философия как тип мышления: характерные особенности, основные проблемы и этапы развития.

9. Натурфилософия ранней классики: основные проблемы, школы и представители.

10. Философия Сократа.

11. Платон – родоначальник объективного идеализма.

12. Средневековая философия как тип мышления: характерные черты, основные проблемы и этапы развития.

13. Философия Нового Времени: характерные черты, основные проблемы и представители.

14. Социально-философские воззрения Нового Времени (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё)

15. Общая характеристика немецкой классической философии.

16. Характерные особенности отечественной философской традиции.

17. Пробуждение национального самосознания в отечественной философии: западники и славянофилы.

18. Западная философия XIX.

19. Основные направления и школы современной философии

20. Философская категория бытия. Формы бытия.

21. Современные представления о материи. Движение. Пространство и время.

22. Сознание как философская проблема

23. Познание как предмет философского анализа

24. Этапы научного познания. Его формы и методы

25. Основные социально-философские концепции

26. Общество как целостная саморазвивающаяся система. Понятие формации и цивилизации.

27. Философские представления о сущности, природе и предназначении человека

28. Природа как объект философского анализа

29. Глобальные проблемы современности

30. Основные проблемы философии техники

31. Человек в информационно-техническом мире

32. Роль философии в системе подготовки специалиста МЧС

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

Абсолют Агностицизм Аксиология Антропология Антропоцентризм Атеизм Атомизм Брахман Буддизм Бытие Вещь в себе Возможность и действительность Волюнтаризм Всеединство Гносеология Дедукция Деизм Детерминизм Диалектика Дуализм Дух Единичное и общее Знание Идеализм Имманентный Индукция Истина Космоцентризм Креационизм Материя Материализм Метафизика Метод Методология Мировоззрение Монизм Мышление Натурфилософия Номинализм Объективный идеализм Онтология Осевое время Пантеизм Патристика Познание Пространство и время Реализм Релятивизм Сенсуализм Скептицизм Славянофильство Соборность Сознание Софистика Субстанция Субъективный идеализм Сущность и явление Схоластика Теизм Телеология Теодицея Теоцентризм Трансцендентный Фатализм Феномен Форма и содержание Эйдос Эклектика Эмпиризм Этика

(Указанные категории будут включены в содержание экзаменационных билетов)

VII. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

а) основная литература:

1. Философия: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 735 с.

2. Философия: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2010. – 775 с.

б) дополнительная литература:

1.Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2010. – 928 с.

2. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. – М.: Мысль, 2010

в) ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Президентская библиотека - http:// www.prlib.ru

2. Сайт «Социально-гуманитарное и политологическое образование» – http://humanities.edu.ru/

3. Сайт «Русский гуманитарный интернет-университет» – http://www.i-u.ru/

4. Слово. Православный образовательный портал - http://www.portal-slovo.ru

5. Федеральный фонд учебных курсов – http://ido.edu.ru/ffec/

6. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

7. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

1. В каждой учебной группе назначается так называемый «ответственный за связь с кафедрой по предмету» и его помощник, который накануне каждого занятия в масштабе учебной группы прибывают на кафедру для получения инструктивных методических указаний.

Наши рекомендации