Стать частью культуры общества.

Я — президент отделения проблем общественного развития Междуна­родной академии информатизации.

Побиск Георгиевич являлся академиком по этому отделению, как и Спартак Петрович Никаноров он возглавлял направление.

Как специалист в области искусственного интеллекта, я сотрудничала в 1986 году с Научно-исследовательским институтом автоматической ап­паратуры. П.Г. Кузнецова я еще не знала, но мне стало известно, что он ведет в НИИАА потрясающий семинар, фантастически интересный. Я стала посещать этот семинар, участвовать в его работе.

Семинар поставил меня в тупик. Только потом я поняла, что есть сферы философского и научного знания, которые для меня до этого были абсолютно закрыты. Философия Канта, которую великолепно излагал Побиск Георгиевич, для меня была потусторонней вещью, не имеющей к моим интересам никакого отношения. Можно сказать, что благодаря Побиску Георгиевичу я открыла для себя философию. Это наложило отпе­чаток на мою последующую деятельность, поскольку как ученый в облас­ти проблематики, методологии, технологии и разработки интеллектуаль­ных компьютерных систем я знала об огромном значении методов. При внимательном рассмотрении построения описания модели исследуемой предметной области оказалось, что то, о чем говорил Побиск Георгиевич, это как раз конструктивная методология концептуального проектирова­ния, идеальный аппарат для таких исследований.

Поэтому я была невероятно благодарна ему. В 1993 году, когда я стала президентом отделения проблем общественного развития Междуна­родной академии информатизации, у меня возникло чувство, что наше общество несправедливое, неблагодарное. Живут среди нас гиганты. Мы знали, что Побиск Георгиевич не защитил докторскую диссертацию, он был кандидатом химических наук и не имел никаких званий. Но он был гигантом мысли — только и всего. Таких людей много. Спартак Петрович Никаноров, я считаю, тоже гигант мысли нашего времени. Умирает чело­век, тогда мы начинаем о нем вспоминать, осмысливать, восхвалять. Но когда он рядом с нами... Когда мы изменимся, русские люди? Мы долж­ны измениться, стать более благодарными к людям, которые рядом.

Поэтому, став президентом отделения, первое, что я сделала — при­гласила Побиска Георгиевича в наше отделение, его избрали академиком, и мне казалось, что это — хоть какая-то компенсация общества, благо­дарность за то, что он сделал. Я не знаю, насколько это для него было важно, мы с ним об этом никогда не говорили.

Наше отделение проводило каждый год международные конгрессы по общественному развитию в рамках форумов по информатизации, которые были в Кремле. Наши конгрессы были необыкновенно содержательны. Побиск Георгиевич был их непременным участником. Благодаря ему для меня стали близкими идеи физической экономики Ларуша, идеи Подолинского. Он дал мне эти книги, и мы начали их обсуждать.

У меня ощущение вины. Я живу с этим ощущением вины, не только моей личной, но вины нашего общества, которое не умеет воздавать че­ловеку по его духовному достоинству тогда, когда он жив. Мне кажется, что это важнейшая характеристика культуры нашего общества. Я благо­дарна Кузнецову за все то, что я стала понимать благодаря ему, он все время со мной. Я всегда помню об этом.

К сожалению, в отделении мне не удалось организовать ему эффек­тивную помощь, о которой говорил Спартак Петрович Никаноров, потому что люди, которые работают в отделении, все академики, все доктора, у всех свои направления, они переключиться на что-то иное в принципе не могут. Но мне бы очень этого хотелось, и при ближайшей возможности я бы хотела, конечно, подключиться к работе по наследию Кузнецова.

Если говорить о задачах научного сообщества в постановке целей че­ловечества, для чего мы сегодня собрались, то мне хотелось бы сказать следующее.

Конечно, проблемы нашего общества в основном связаны с мировоз­зренческими проблемами. Сегодня мы на всех углах кричим, и даже в концепции устойчивого развития, которая принята на уровне государства, написано, что мы переходим в ноосферную концепцию устойчивого раз­вития. А что это такое? Я многих спрашиваю, что такое конкретно ноосферная цивилизация, ноосферное мышление, ноосферное устойчивое развитие. Что это такое? Но говорить конкретно можно только тогда, когда известно, что это такое. Этот вопрос, мне кажется, совершенно не разработан.

Чтобы мировоззрение действительно стало мировоззрением нашего об­щества, надо печься обо всем мировом сообществе. Все мировое сообще­ство должно перейти в новое мировоззрение. Но оно станет мировоззре­нием общества только тогда, когда станет элементом культуры. А это зна Стать частью культуры общества. - student2.ru чит, что сегодня огромную роль играет просвещение, ориентация просве­щения и образования. Я — профессор Московского института радиотех­ники, электроники и автоматики, и я хорошо знаю, как сегодня ориенти­рована молодежь, какие у нее цели, какие у нее устремления и какое у нее мировоззрение. Я должна сказать, что это — антиэкологическое, античеловеческое, антиприродное мировоззрение. Новое поколение не воспитывают ни в детском саду, ни в школе, ни в ВУЗе, который готовит специалистов. Считается, что мировоззрение — это дело десятое. Мне ка­жется, это — главнейший вопрос. Мы можем решить стоящие перед нами проблемы только перейдя на это новое мировоззрение, создать совершен­но новое поколение, которое будет включено в целое божественное кос­мическое начало. Слияние идей Вернадского о ноосфере и конструктив­ных представлений Побиска Георгиевича могут сыграть огромную роль в отработке самого мировоззрения и в том, чтобы оно стало достоянием культуры. Пока такое мировоззрение не станет достоянием культуры, оно не будет жизненным.

Безопасность России связана с информационным пространством. При­нята доктрина информационной безопасности. Но она — доктрина пол­ной нашей открытости, полного захвата нашего информационного про­странства. Сегодня на 80 процентов телекоммуникационное и информа­ционное пространство России не наше. О какой безопасности можно говорить, если наши регионы стратегию своего экономического развития строят на Интернете. Мы должны четко понимать, что такое Интернет. Одна английская компания провела интересные исследования. Она дока­зала, что к 2008 году Интернет станет ненужным, поскольку каждое третье-четвертое сообщение будет искажено вирусами.

Л. И. Медведко

Наши рекомендации