Аппорты (феномен принесений)

Это явление отличается от тех, о которых мы только что говорили лишь доброжелательным намереньем духа, коий является его автором, природой предметов, почти всегда изящных и ценных, и мягким, часто деликатным способом их подачи. Оно заключается в самопроизвольном появлении предметов, которые не существуют в том месте, куда их принесли; это чаще всего цветы, иногда фрукты, конфеты, драгоценности и т.д.

Прежде всего скажем, что это явление – одно из тех, которые лучше всего поддаются имитации, и что, следовательно, следует остеречься обмана. Известно, как далеко идёт искусство фокусничества в области опытов этого рода; но и не имея дела с профессиональным фокусником, можно легко стать жертвой какого-нибудь ловкого и корыстного манёвра. Лучшее ручательство заключается в характере, в явной почтительности, полном бескорыстии лица, которое добивается таких эффектов; во вторую очередь, во внимательном анализе всех обстоятельств, при которых производятся факты; наконец, в авторитетном знании Спиритизма, которое одно только и может обнаружить то, что есть подозрительного.

Теория феномена аппортов, и вообще физических проявлений, замечательно изложена в следующем рассуждении духом, все сообщения коего отмечены неоспоримой печатью логики и глубины. Вы встретите много их во всех наших работах. Он назвался именем Эраста, ученика Апостола Павла, и представился как дух-хранитель медиума, служившего ему переводчиком:

«Чтоб добиться феноменов этого порядка, необходимо иметь при себе медиумов, которых бы я назвал «сенситивными», т.е. в высшей степени одарённых медианимическими способностями распространения и проницаемости; потому что нервная система этих медиумов, легко возбуждаемая, позволяет им посредством некоторых вибраций в изобилии изливать из себя свой животный флюид.

Впечатлительные натуры, нервы которых вибрируют при малейшем чувстве, при самом незначительном впечатлении, которых влиянье моральное или физическое, внешнее или внутреннее делает чувствительными и восприимчивыми, суть лица, предрасположенные к тому, чтоб стать превосходными медиумами для физических проявлений материализации и аппортов. Действительно, их нервная система, почти совершенно лишённая отражательной оболочки, изолирующей эту систему у большинства воплощённых, делает их способными к производству названных феноменов. Следовательно, с человеком такой организации, другие способности коего не враждебны медианимизму, легче добиться явлений материализации, стуков в стенах и в мебели, разумных движений предметов и даже зависания в пространстве самых тяжёлых физических тел без точки опоры. Эти результаты можно получить a fortiori, если вместо одного медиума, иметь под рукой нескольких равно одарённых.

Но от производства этих явлений до получения феномена аппортов ещё бесконечно далеко, ибо в этом случае работа духа не только более сложна, более трудна, но и в придачу к тому дух должен действовать лишь посредством одного медианимического аппарата, т.е. многие медиумы не могут одновременно участвовать в производстве одного и того же феномена. Случается даже наоборот, что присутствие нескольких лиц, антипатичных оперирующему духу, непреодолимо препятствует производству этих явлений. К причинам этим, у которых, как вы видите, нет недостатка в важности, прибавьте ещё и то, что аппорты всегда требуют большей сосредоточенности и в то же время – большей рассеянности некоторых флюидов и что они могут быть получены лишь с медиумами наиболее одарёнными, одним словом, с теми, чей электромедиумический аппарат функционирует лучше.

В общем, факты аппортов суть и останутся до крайности редки. Мне нет надобности доказывать вам, почему они есть и будут более редки, нежели другие осязаемые факты; из того, что я сказал, доказательства вы вполне выведете сами. Притом, природа этих явлений такова, что не только не все медиумы для них пригодны, но и сами духи не все могут их произвесть. И действительно, нужно, чтоб между духом и влияемым медиумом существовало некоторое сродство, некоторая аналогия, одним словом, некоторое сходство, которое б позволило расширяющейся части периспритического* флюида воплощённого смешаться, соединиться, совместиться с флюидом духа, который желает сделать приношение. Слияние это должно быть таким, чтоб результирующая сила стала, так сказать, единой, сплошной, подобно тому, как электрический ток, воздействуя на уголь, вызывает единые пламя и свет. Для чего это соединение, для чего это слияние, скажете вы? Дело в том, что для производства этих феноменов нужны основные свойства движущего духа, усиленные некоторыми свойствами духа медиума; дело в том, что жизненный флюид, необходимый для производства всех медианимических феноменов, является исключительным достоянием воплощённого и что, следовательно, дух-оператор, дабы произвесть соответствующее явление, вынужден им проникнуться, пропитаться. Лишь тогда он сможет – посредством некоторых свойств вашей окружающей среды, неведомых вам, – изолировать, сделать невидимыми и привести в движение некоторые матерьяльные предметы.

* Можно видеть, что когда надо выразить новую идею, для которой в языке нашем нет слов, то духи превосходно умеют создавать неологизмы. Слова «электромедианимический», «периспритический» не идут от нас. Те, кто критиковал нас за созданье слов «спирит», «спиритизм», «перисприт», не имевших своих соответствий, могут также порицать за это и духов. (А.К.)

Мне не дозволено в данное время раскрывать вам частные законы, управляющие окружающими вас газами и флюидами; но прежде чем пройдут годы, прежде чем завершится человеческая жизнь, объясненье этих законов и этих феноменов будет вам открыто, и вы увидите, как возникает и производится новая разновидность медиумов, которые будут впадать в особое каталептическое состояние с той минуты, как они будут медианимизированы.*

* Эраст возвещает здесь появление трансовых медиумов, которое действительно состоялось в означенные им сроки. В самом деле, последующая медиумическая практика показала, что для интенсивных явлений медиум должен впадать в транс, в сомнамбулический сон. (Й.Р.)

Вы видите, со сколькими трудностями сопряжено произведение аппортов; из этого вы можете очень логично заключить, что явления этого рода крайне редки, как я и сказал, и с тем большей причиной, что духи весьма мало отдаются этим явлениям, поскольку они требуют от них почти матерьяльной работы, что является для них занятьем до крайности неприятным, скучным и утомительным. С другой стороны, очень часто бывает ещё и то, что, несмотря на их энергию и волю, состояние самого медиума ставит им непреодолимое препятствие.

Стало быть, очевидно, и ваша способность суждения, я уверен, подтверждает то, что восприемлемые феномены стуков, движений и зависания суть явления простые, осуществляющиеся сосредоточеньем и расширением некоторых флюидов и что они могут быть вызваны и получены волей и работой пригодных к тому медиумов, когда этим последним помогают дружественные и доброжелательные духи; тогда как феномены аппорта сложны, требуют особого стечения обстоятельств, могут производиться лишь одним-единственным духом и одним медиумом и, помимо того, им необходима осязаемость, они требуют совершенно особого сочетания, чтоб изолировать и сделать невидимым предмет или предметы, являющиеся объектами аппорта.

Вы, спириты, понимаете мои объяснения и отдаёте себе прекрасно отчёт в этом сосредоточении особых флюидов для перемещения и осязаемости инертной материи; вы верите в это, как вы верите в электрические и магнетические явления, с которыми факты медиумические полны аналогий и являются, так сказать, их развитием и вершиной. Что до скептиков и учёных, худших нежели скептики, то их нужно всего лишь убедить, и потому я не занимаюсь ими; они будут однажды убеждены силой очевидности, ибо неизбежно то, что они склонятся перед единодушным свидетельством спиритических фактов, как они были вынуждены это сделать перед столькими другими научными фактами, которые поначалу отвергали.

Подводя итог, скажу следующее: если осязаемые явления довольно часты, то факты аппорта очень редки, потому что условия их производства очень трудны; следовательно, ни один медиум не может сказать: «В такой-то час, в такую-то минуту я получу аппорт», ибо часто сам дух встречает препятствия в своём деле. Я должен добавить, что эти феномены вдвойне трудны на публике, ибо там почти всегда встречаются элементы, энергично противодействующие, кои парализуют усилия духа и – по ещё большей причине – действие медиума. Считайте, напротив, твёрдо установленным, что эти явления происходят почти всегда частным порядком, стихийно, чаще всего без ведома самих медиумов и непреднамеренно, и, наконец, крайне редко то, что эти последние бывают о том предупреждены; из чего вы должны заключить, что есть законное основание в сомнении всякий раз, как какой-нибудь медиум претендует на то, чтоб добиться их по своему желанию, иначе говоря, чтоб командовать духами как своими слугами, что просто нелепо. Считайте также общим правилом то, что спиритические явления существуют не за тем, чтоб устраивать из них представление и развлекать любопытных и тех, кому просто нечего делать. Если некоторые духи отдаются такого рода вещам, то это может быть лишь для простых явлений, а не для таких, которые, как аппорты и другие им подобные, требуют исключительных условий.

Запомните, спириты, что если нелепо систематически отвергать все загробные явления, то не мудро и принимать их все слепо. Когда восприемлемый феномен – появление, видение или аппорт – проявляется самопроизвольно и мгновенно, примите его; но никогда не лишне будет повторить, не принимайте ничего слепо; пусть каждый факт подвергнется тщательному, глубокому и серьёзному анализу; ибо, можете поверить, Спиритизм, столь богатый явлениями возвышенными и грандиозными, ничего не выиграет от этих незначительных проявлений, которые б легко могли подделать ловкие фокусники.

Я хорошо знаю, что вы мне сейчас скажете: эти феномены, мол, полезны, чтобы убедить скептиков; но знайте, что если б у вас не было других средств убеждения, то вы бы не имели сегодня и сотой части спиритов, которая у вас есть. Говорите сердцу, именно таким образом вы сделаете больше всего серьёзных обращений. Если вы считаете полезным – в отношении некоторых лиц – действовать матерьяльными фактами, то по крайней мере представляйте их в тех обстоятельствах, чтоб они не могли дать места никакому ложному толкованию, и в особенности не выходите за нормальные условия этих явлений, потому что явления, представленные в плохих условиях, лишь поставляют доводы скептикам, вместо того чтоб их убедить.

Эраст»

Комментарий. Это явление обладает одной довольно странной особенностью: той именно, что некоторые медиумы добиваются его лишь в сомнамбулическом состоянии; и это легко объяснимо. У сомнамбулы есть естественное высвобождение, своего рода изоляция духа и перисприта, которое должно облегчить сочетание необходимых флюидов. Таков случай аппортов, которого мы были свидетелем. Следующие вопросы были обращены к духу, произведшему их, но его ответы носят порою отпечаток его собственной недостаточности; мы предложили их на рассмотрение духу Эраста, гораздо более просвещённому с точки зрения теоретической, который дополнил их очень существенными примечаниями. Один – подмастерье, ремесленник, другой – учёный, и само сравнение этих двух умов есть дело поучительное, ибо оно показывает, что недостаточно быть духом, чтоб понимать всё.

В о п р о с: Соблаговолите сказать нам, отчего аппорты, которые вы производите, происходят лишь в магнетическом сне медиума?

О т в е т: «Это зависит от природы медиума; явления, которые я произвожу, когда мой медиум погружён в сон, я мог бы так же проделать и с другим медиумом, находящимся в состоянии бдения».

В о п р о с: Почему вы заставляете так долго ждать аппорта предметов, и зачем вы возбуждаете вожделение медиума, раздражая его желанье получить обещанный предмет?

О т в е т: «Это время необходимо мне, чтоб подготовить флюиды, служащие для аппорта; что касается возбуждения, то это часто лишь за тем, чтоб позабавить присутствующих и сомнамбулу».

Замечание Эраста: «Дух, который ответил, не знает об этом больше; он не отдаёт себе отчёта в мотиве этого вожделения, которое он инстинктивно вызывает, не понимая его действия; он полагает, что забавляет, тогда как на самом деле он, сам того не подозревая, вызывает большее выделение флюида; это следствие трудности, которую представляет собой феномен, трудности всегда большей, когда он не самопроизволен, в особенности с некоторыми медиумами».

В о п р о с: Производство феномена, связано ли оно с особой природой медиума, и может ли он произвестись другими медиумами с большей лёгкостью и быстротой?

О т в е т: «Производство его связано с природой медиума, и феномен может произвестись лишь с соответствующими натурами; для быстроты привычка, которую мы приобретаем, часто соотносясь с одним и тем же медиумом, является нам большою помощью».

В о п р о с: Влияние присутствующих, играет ли оно в этом какую-либо роль?

О т в е т: «Когда есть неверие, противодействие, нас можно сильно стеснить; мы гораздо больше любим иметь дело с верующими и людьми, сведущими в Спиритизме; но я не хочу этим сказать, что злая воля могла бы нас полностью парализовать».

В о п р о с: Где вы брали цветы и конфеты, которые приносили?

О т в е т: «Цветы я беру в садах, где мне понравится».

В о п р о с: А конфеты? Торговец ведь должен был заметить, что их ему недостаёт.

О т в е т: «Я беру то, мне это нравится; торговец совсем не заметил этого, потому что я положил на их место другие».

В о п р о с: Но кольца имеют большую ценность; где вы их взяли? Разве не наносит это ущерба тому, у кого вы их берёте?

О т в е т: «Я взял их в местах никому не известных, так чтоб никто не испытал от того никакого ущерба».

Замечание Эраста: «Я полагаю, что факт объяснён недостаточным образом, по причине недостаточной осведомлённости ответившего духа. Напротив, этим может быть причинён реальный ущерб, но дух не хотел, чтоб его считали похитителем. Предмет может быть замещён лишь каким-либо идентичным предметом, одинаковой формы и стоимости; следовательно, если бы какой-либо дух обладал способностью замещать сходным предметом тот, который он берёт, то ему не имело бы смысла его брать, он попросту мог бы дать тот, который служит заместителем».

В о п р о с: Возможно ли принести цветы с другой планеты?

О т в е т: «Нет, для меня это невозможно».

Вопрос к Эрасту: Обладают ли другие духи этой возможностью?

О т в е т: «Нет, это невозможно по причине различия окружающих сред».

В о п р о с: Могли бы вы принести цветы из другого полушария; из тропиков, например?

О т в е т: «Раз это на Земле, то я это могу».

В о п р о с: Предметы, которые вы принесли, могли бы вы заставить их исчезнуть и унести их?

О т в е т: «Точно так же, как я их принёс; унести их я могу по своему желанию».

В о п р о с: Производство феномена аппортов, причиняет ли оно вам некоторое неудобство, какое-нибудь затруднение?

О т в е т: «Оно не представляет для нас никакой трудности, когда у нас есть к нему позволение; оно могло бы причинить нам величайшие трудности, если бы мы хотели произвесть эти действия, не имея на них разрешения».

Замечание Эраста: «Он не хочет признать своих трудностей, хотя оне и реальны, потому что он вынужден делать операцию, так сказать, матерьяльную».

В о п р о с: Каковы встречающиеся вами трудности?

О т в е т: «Никакой другой, кроме плохих флюидических способностей, каковые могут быть нам неблагоприятны».

В о п р о с: Как вы приносите предмет; вы держите его руками?

О т в е т: «Нет, мы заворачиваем его внутрь себя».

Замечание Эраста: «Он неясно объясняет свою операцию, ибо он не оборачивает предмет своею собственной личностью; но так как его личный флюид растяжим, всепроникающ и расширяется, он сочетает часть этого флюида с частью животного флюида медиума, и именно в этом сочетании он скрывает и переносит предмет, являющийся объектом аппорта. Неверно, стало быть, говорить, что он заворачивает его в себя».

В о п р о с: Переносите ли вы с одинаковой лёгкостью предмет значительного веса, в 50 килограммов, например?

О т в е т: «Вес не имеет для нас никакого значения; мы приносим цветы, потому что это может быть более приятно, чем камень».

Замечание Эраста: «Это верно; он может перенести и сто, и двести килограммов, ибо тяжесть, существующая для вас, устранена для него; но и здесь он также не отдаёт себе отчёта в том, что происходит. Масса комбинированных флюидов пропорциональна массе предметов, словом, сила должна соответствовать сопротивлению; из чего следует, что если дух приносит лишь один цветок или один лёгкий предмет, то это зачастую потому, что он не находит в медиуме, или в самом себе, элементов, необходимых для более значительного усилия».

В о п р о с: Исчезновение предметов, причина коего неизвестна, не является ли оно иногда действием духов?

О т в е т: «Такое случается очень часто, гораздо чаще, чем вы полагаете, и от этого можно помочь, лишь прося духа вернуть то, что он унёс».

Замечание Эраста: «Это правда; но иногда то, что похищено, действительно похищено; ибо те предметы, которых больше не находят у себя, часто бывают унесены очень далеко. Однако, поскольку похищение предметов требует почти тех же флюидических условий что и аппорты, то оно может иметь место лишь с помощью медиумов, одарённых особыми способностями; вот почему, когда что-либо исчезает, то больше вероятия в том, что это дело вашей оплошности, а вовсе не действие духов».

В о п р о с: Есть ли такие факты, которые рассматривают как явления естественные, но каковые на самом деле обязаны своим возникновением действию некоторых духов?

О т в е т: «Ваши дни наполнены этими самыми фактами, которых вы не понимаете, потому что не думали об этом, и которые при немногом размышлении ясно б увидели и поняли».

Замечание Эраста: «Не приписывайте духам того, что есть дело человечества; но верьте в их оккультное, постоянное влияние, которое создаёт вокруг вас тысячу обстоятельств, тысячу случаев, необходимых для исполнения ваших действий, вашего существования».

В о п р о с: Нет ли среди приносимых предметов таких, которые б могли быть изготовлены духами; т.е. самопроизвольно произведены через изменения, кои духи могут вызвать во флюиде или во вселенском веществе?

О т в е т: «Немного таких предметов, ибо у меня нет на то позволения; один лишь высокий дух может делать это».

В о п р о с: Как вы пронесли в этот раз предметы в комнату, ведь она была закрыта?

О т в е т: «Они попали туда вместе со мною, завёрнутые, так сказать, в мою субстанцию; что касается того, чтоб объяснить вам это подробнее, скажу только одно: это необъяснимо».

В о п р о с: Как вы сделали видимыми эти предметы, минутой раньше не видимые?

О т в е т: «Я снял материю, в которую они были завёрнуты».

Замечание Эраста: «Не в собственно материю были они завёрнуты, но во флюид, позаимствованный наполовину в перисприте медиума, наполовину в перисприте духа-оператора».

Вопрос к Эрасту: Может ли какой-либо предмет быть перенесён в какое-нибудь совершенно закрытое место; словом, может ли дух одухотворить матерьяльный предмет таким образом, чтоб тот мог проходить сквозь матерьяльные тела?

О т в е т: «Этот вопрос сложен. Что касается приносимых предметов, то дух может сделать их невидимыми, но не всепроникающими; он не может прорвать скопление материи, что было бы разрушением предмета. Сделав этот предмет невидимым, он может принести его, когда хочет, и освободить его лишь в минуту, подходящую для его появления. Поиному обстоит дело с тем, что мы составляем, так как мы вносим всего лишь элементы материи и так как эти элементы в основном всепроникающи; поскольку мы сами проникаем и пересекаем самые плотные тела с такой же лёгкостью, с какой солнечные лучи проникают сквозь оконное стекло, то мы вполне можем сказать, что мы внесли предмет в любое место, насколько бы оно ни было замкнуто и закрыто; но лишь в этом случае».

Наши рекомендации