Сходство во внешности и характере

В о п р о с: Родители нередко передают детям особенности своей внешности. Передают ли они им также и некоторые особенности своего характера?

О т в е т: «Ни в коем разе, поскольку у них разные души и оне являются совершенно иными индивидуальностями. Тело происходит от тела, но дух не происходит от духа. Между членами семьи есть лишь кровное родство».

В о п р о с: Чем объясняется сходство характера, существующее порою между родителями и детьми?

О т в е т: «Это симпатизирующие друг другу духи, привлечённые сходством наклонностей».

В о п р о с: Имеет ли дух родителей влияние на дух ребёнка уже после его рождения?

О т в е т: «И даже очень большое влияние; как мы сказали, духи призваны содействовать прогрессу друг друга. Так вот! Дух родителей предназначен развить дух своих детей через воспитание, это – святая обязанность родителей, и если они с нею не справятся, они виновны».

В о п р о с: Почему у хороших и порядочных родителей нередко рождаются дети, природа коих порочна? Иначе говоря, почему положительные качества родителей не всегда через симпатию привлекают хорошего духа, чтобы оживить их ребёнка?

О т в е т: «Дурной дух может испросить себе хороших родителей в надежде на то, что советы их направят его по лучшему пути, и нередко Бог его им вверяет».

В о п р о с: Могут ли родители своими молитвами призвать в тело их ребёнка доброго духа и отвратить духа низшего?

О т в е т: «Нет; но они могут улучшить того духа, что живёт в теле рождённого ими ребёнка и коий для того им собственно и вверен; это – долг их. Плохие дети суть испытанье для родителей».

В о п р о с: Чем вызвано сходство характера, столь часто существующее между двумя братьями, особенно у близнецов?

О т в е т: «Это симпатизирующие друг другу духи, которые сблизились через сходство чувств и которые счастливы быть вместе».

В о п р о с: У детей, тела которых соединены, а некоторые органы общие,* два ли у них духа? Иначе говоря, две ли у них души?

* Имеются в виду так наз. «сиамские близнецы». (Й.Р.)

О т в е т: «Да, но их сходство нередко превращает их в ваших глазах в одну».

В о п р о с: Поскольку духи воплощаются в близнецов по симпатии, то чем тогда вызвана та неприязнь, каковая порою среди них наблюдается?

О т в е т: «Это никакое не правило, чтобы у близнецов могли быть только симпатизирующие друг другу духи; дурные духи также могут желать совместно бороться в драме жизни».

В о п р о с: Как относиться к историям о детях, дерущихся в чреве матери?

О т в е т: «Метафора! Дабы обрисовать, что ненависть их закоренелая, её заставляют предшествовать самому их рождению. Обыкновенно вы не вполне сознаёте поэтические фигуры».

В о п р о с: Каково происхожденье национального характера, присущего каждому народу?

О т в е т: «У духов также есть семьи, основанные на сходстве их наклонностей и интересов, более или менее очищенных – согласно степени их восхожденья. Так вот: каждый народ – это большая семья, в которую собираются симпатизирующие духи. Та склонность, на основе каковой члены этих семей стремятся к соединению, и является источником сходства, существующего в отличительном характере каждого народа. Или ты, быть может, думаешь, будто благие и человечные духи воплощаются в народе грубом и жестоком? Нет, духи симпатизируют толпам, как симпатизируют они отдельным личностям; и только среди них они ощущают себя в своей стихии».

В о п р о с: В своих новых существованиях сохраняет ли человек следы той нравственной природы, которая была присуща ему в существованьях предыдущих?

О т в е т: «Да, это может случиться; но, улучшаясь, он меняется. Его общественное положенье также может стать иным; если из хозяина он делается рабом, то и его вкусы также будут совсем другими, и вам тогда трудно будет его узнать. Поскольку это всё тот же самый дух проходит чрез различные свои воплощенья, то его проявления и в той, и в другой жизни могут иметь некоторые аналогии, пока какое-то значительное улучшение не изменит полностью его характера, и тогда, например, из злого и надменного – если раскаяние постигло его – он может стать смиренным и добрым».

В о п р о с: Сохраняет ли человек в последующих воплощеньях следы своей наружности в предыдущих существованиях?

О т в е т: «Старое тело разрушено, а новое не имеет никакого отношения к старому. Однако дух отражается в теле; конечно же, тело – не более, чем материя. Но, несмотря на это, оно скроено по качествам, отличающего его духа, который сообщает телу определённый облик; главным образом проявляется это в лице, и истинно глаза были названы «зеркалом души», т.е. дух более всего отражается в лице. Так, иное лицо чертами своими до крайности некрасиво и, однако, имеет в себе нечто такое, что заставляет нравиться, ибо оно – отраженье духа благого, мудрого, человечного;* и в то же время бывают лица физически очень красивые, но не производящие никакого впечатления, более того, которые несмотря на всю красоту их вызывают даже отвращение. Так что не подумай, будто лишь хорошо сложённые тела являются оболочкою самых совершенных духов: ты ведь всякий день встречаешь хороших людей с самой непривлекательной наружностью. Подобие вкусов и наклонностей, не сообщая резко выраженного сходства, может, стало быть, дать то, что называют «семейным сходством».

* Классическим примером чему служил Сократ. (Й.Р.)

Комментарий. Так как тело, которым душа облачается в новом своём воплощении, не имеет никакого необходимого отношения к тому телу, которое она покинула в предыдущей жизни, поскольку нынешнее тело она, скорее всего, получила из совершенно иного источника, то было бы несуразно говорить о внешнем сходстве в разных существованиях, которое может оказаться лишь случайным. Однако свойства самого духа зачастую видоизменяют органы, служащие для проявления этих свойств, и накладывают на лицо человека, на всё его поведение свою отличительную печать. Так в обличии самого угнетённого и бесправного среди людей можно увидеть черты величия и достоинства, и в то же время под личиной большого вельможи может просматриваться выражение низости и подлости. Некоторые, кто вышли из самых низов, без труда усваивают великосветские манеры и привычки; кажется, словно они вновь обрели тут свою естественную стихию; тогда как другие, невзирая на своё рожденье и образование, оказываются там всегда не на месте. Как иначе объяснить это явление, если не отраженьем того, чем дух был прежде?

УТРАТА ЛЮБИМЫХ

В о п р о с: Разве утрата тех, кто нам дорог, не такова, что вызывает у нас печаль, и печаль тем более законную, что утрата эта непоправима и не зависит от нашей воли?

О т в е т: «Такая причина печали затрагивает как богатого, так и бедного: это испытание или искупленье – таков общий закон; но утешение в данном случае заключается в том, что вы можете сообщаться с вашими друзьями с помощью средств, имеющихся теперь в вашем распоряжении, в ожидании того, пока у вас не появятся другие, более прямые и более доступные вашим органам восприятия».

В о п р о с: Что думать о мнении людей, рассматривающих сообщения с загробным миром как профанацию?

О т в е т: «Не может быть профанации, когда есть сосредоточенность и когда вызывание проводится с должным уважением и соблюдением приличий; лучшим доказательством чему служит то, что любящие вас духи с удовольствием отзываются на ваш зов; им очень приятно, что вы помните о них, и они рады побеседовать с вами; профанация заключалась бы в том, чтоб заниматься этим легковесно».

Комментарий. Возможность вступить в общение с духами – утешение весьма сладостное, поскольку она доставляет нам средство беседовать с нашими родными и друзьями, покинувшими землю прежде нас. Вызыванием мы приближаем их к себе; они оказываются рядом с нами, слышат нас и отвечают нам; мы как бы перестаём быть отделёнными друг от друга. Они помогают нам своими советами, выражают нам свою привязанность и удовольствие, которое доставляет им наша память о них. Нам радостно знать, что они счастливы, от них самих узнать подробности их нового существования и приобрести уверенность в том, что и мы, в свою очередь, присоединимся к ним.

В о п р о с: Как безутешные переживания живущих влияют на духов, являющихся их причиной?

О т в е т: «Дух чувствителен к воспоминаниям и сожалениям тех, кого он любил, и их непрестанные и неразумные страдания и переживания по его поводу мучительно задевают его, потому что в этой их чрезмерной боли он усматривает некий недостаток веры в будущее и доверия к Богу, а следовательно, и препятствие к их дальнейшему продвижению, а может быть, и к соединению с ними».

Комментарий. Поскольку дух более счастлив, чем человек, живущий на земле, то сожалеть о нём – значит сожалеть о том, что он счастлив. Двое друзей сидят в тюрьме и заперты в одной темнице; оба они должны однажды выйти на волю, но один из них выходит из тюрьмы раньше другого. Очень ли дружественно со стороны того, который остался, печалиться, что друг его освободился раньше, чем он? Разве не более с его стороны эгоизма, нежели привязанности, желать от ушедшего, чтобы тот делил с ним плен и страдания столько же, сколько и он? То же самое и с влюблёнными на земле; тот, кто уходит первым, первым освобождается, и мы должны его с этим поздравить и терпеливо дожидаться того мига, когда настанет и наш черёд.

Сделаем на эту тему и другое сравнение. У вас есть друг, положение которого, пока он находится вместе с вами, весьма мучительно: его здоровье или интересы требуют, чтобы он уехал в какую-то другую страну, где ему будет во всех отношениях лучше. Какое-то время его больше не будет рядом с вами, но вы всегда сможете с ним переписываться; разлука ваша будет всего лишь матерьяльна. Будете ли вы недовольны из-за его отъезда, если то служит его же благу?

Спиритическое Учение своими явными доказательствами, которые оно даёт грядущей жизни; присутствию возле нас тех, кого мы любили; сохранению их привязанности к нам и заботе их о нас; отношениями, поддерживать которые с ними оно нас научает, дарует нам тем самое большое утешенье в одной из самых законных причин печали. Благодаря Спиритизму нет ни одиночества, ни покинутости, у самого одинокого человека всегда есть рядом с ним друзья, с коими он может беседовать.

Мы с нетерпением переносим жизненные невзгоды; оне представляются нам столь невыносимыми, что мы не представляем себе, как бы мы могли их перенести; и всё же, если мы мужественно вынесли их, если сумели подавить в себе ропот, то мы поздравим себя с этим, когда окажемся за пределами нашей земной тюрьмы, подобно тому как тяжелобольной, выздоравливая, поздравляет себя с тем, что выдержал мучительное лечение.

Наши рекомендации