Философия Нового времени, специфика и основные проблемы

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

по дисциплине ФИЛОСОФИЯ

по направлению подготовки (специальности) 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности

Тема № 4 «Философия Нового времени»

Обсуждена на заседании кафедры философии

и социологии

« » 2014 года

Протокол № 6

Санкт Петербург

План лекции:

1.Философия Нового времени, специфика и основные проблемы.

2.Эмпиризм, его сущность и основные представители (Ф. Бэкон, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

3. Рационализм, его сущность и основные представители (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

4.Философия европейского Просвещения.

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

по дисциплине ФИЛОСОФИЯ

по направлению подготовки (специальности) 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности

Тема № 4 «Философия Нового времени»

Обсуждена на заседании кафедры философии

и социологии

« » 2014 года

Протокол № 6

Санкт Петербург

План лекции:

1.Философия Нового времени, специфика и основные проблемы.

2.Эмпиризм, его сущность и основные представители (Ф. Бэкон, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

3. Рационализм, его сущность и основные представители (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

4.Философия европейского Просвещения.

Философия Нового времени, специфика и основные проблемы

Если философия средневековья представляла собой попытку осмыслить феномен религии, дать философское оправдание теоцентризму, то в конце 16 –начале 17 века философское познание сталкивается с новыми реалиями, которые заставляют его изменить объект своей критической рефлексии. Новое время входило в жизнь и развивалось под лозунгами свободы, равенства, активности индивида. Главным орудием реализации этих лозунгов явилось рациональное знание. Один из классиков философии Нового времени, Френсис Бэкон, выразил это в ставшем знаменитым утверждении: «Знание есть сила, и тот, кто овладеет знанием, тот будет могущественным». Взяв за образец механику и математику, философия должна создать абсолютную, законченную философскую систему для всех времен и народов.

В процессе решения этой задачи образовались два основных направления в философии Нового времени: эмпиризми рационализм. Родоначальником эмпиризма стал английский философ Френсис Бэкон. Его идеи нашли свое развитие в философских системах Дж. Локка, Д. Беркли, Д. Юма. Основной тезис эмпиризма: в разуме нет ничего такого, чего бы ни было в чувствах; чувства и опыт – источники знания, разум – лишь систематизатор чувственных данных. Опытным знаниям соответствует введенный в тот период Бэконом индуктивный метод, в основе которого лежали наблюдения, анализ, сравнение и эксперимент.

Приверженцами рационализма в философии Нового времени были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, которые главным источником знания считали мысли и понятия, присущие уму от рождения (врожденные идеи), или в виде задатков, предрасположений ума.

Этим объясняются и специфические черты философии Нового времени: преобладание гносеологической проблематики над онтологической; отчетливо выраженный интерес к методологии научного познания; просветительская направленность; критика религии и теологии.

В рамках философии Нового времени получили преимущественную разработку следующие проблемы: условия и границы обыденного, научного и философского познания; проблема истины в познании; чувственное и рациональное познание, их соотношение; природа методов научного познания; классификация наук; соотношение единого и многого в субстанции; природа государства и права; влияние культуры на развитие человека, культурное и природное в человеке.

Данная эпоха пронизана стремлением человека подчинить своему влиянию окружающий природный и социальный мир посредством рационального господства над ним. С этой точки зрения рационализм рассматривается как основание всей западной культуры, начиная примерно с XVI века. При этом его следует понимать как убеждение в способности человеческого разума полностью, без остатка познавать и контролировать мир. Однако попытка переноса методов механики и математики в философию приводила к тому, что она в тот период приобрела метафизический и механистический характер.

Механицизм философии Нового времени состоит в том, что все процессы, в том числе биологические и социальные, рассматриваются как процессы чисто механические. Метафизичностьфилософии Нового времени заключается в неспособности понять мир как процесс, как такую материю, которая находится в непрерывном историческом развитии.

С другой стороны, философия Нового времени не является тематически и содержательно однородной, она представлена различными национальными школами и персоналиями. Но, несмотря на все различия, сущность философских устремлений у всех одна: доказать, что между фактическим и логическим положением дел существует принципиальное тождество. По вопросу о том, как реализуется это тождество, как отмечали выше, существуют две философские традиции: эмпиризм и рационализм. Полемика между ними была весьма плодотворной для развития философского знания. Эмпиризм представлен, в основном, английским естественнонаучным материализмом, а рационализм был популярен в континентальной Европе: во Франции и Германии.

Наши рекомендации