Схема 35. Система диалектики

Схема 35. Система диалектики - student2.ru Схема 35. Система диалектики - student2.ru Схема 35. Система диалектики - student2.ru Схема 35. Система диалектики - student2.ru Схема 35. Система диалектики - student2.ru

 
  Схема 35. Система диалектики - student2.ru

Схема 35. Система диалектики - student2.ru Схема 35. Система диалектики - student2.ru Схема 35. Система диалектики - student2.ru 20-25 км.

Азимут - 230.

Схема 35. Система диалектики - student2.ru Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.При проведении ракетно-артиллерийских и торпедных стрельб количественными показателями являются: расстояние до цели, азимут, угол наклонения, скорость цели, скорость снаряда, скорость движения пусковой установки (танка, корабля и т.п.), качественным показателем является поражение цели.

10 узлов

Схема 35. Система диалектики - student2.ru

512 м

V – 8 узлов

Схема 35. Система диалектики - student2.ru Схема 35. Система диалектики - student2.ru

U=LR

Количественные показатели: напряжение (в ваттах), сила тока (в амперах) и сопротивление (в омах).

Увеличение этих количественных показателей дает качественные изменения (эффект) – увеличение срока службы аккумуляторов (батарей), увеличение мощности электродвигателя, освещенности помещения, температурного режима помещения.

Увеличение угла наклона лобовой и бортовой брони танков и иных боевых машин понижает коэффициент их поражаемости.

Схема 35. Система диалектики - student2.ru

Снаряд пробивает броню

Схема 35. Система диалектики - student2.ru

Пробивная сила снаряда снижается. Снаряд может срикошетить.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Схема 35. Система диалектики - student2.ru

Аверс Реверс

Схема 35. Система диалектики - student2.ru

Работник

И работодатель

Схема 35. Система диалектики - student2.ru

Продавец и покупатель

Схема 35. Система диалектики - student2.ru

День и ночь

Схема 35. Система диалектики - student2.ru

Закон отрицания

Отрицания.

Метафизическое отрицание:

волк съел кролика.

В целом же популяция кроликов осталась и развивается. Поэтому диалектический подход к отрицанию выглядит иначе. Старое отрицается новым, и новое, как правило, возникает на более высоком качественном уровне. Причем старое продолжает оставаться в новом виде составляющей.

Схема 35. Система диалектики - student2.ru

Новая теория в данном случае не опровергает старую, а объясняет, как проявляет себя старая теория в новых условиях.

Схема 35. Система диалектики - student2.ru

Схема 35. Система диалектики - student2.ru

Зачатки капиталистических экономических отношений начинают формироваться внутри феодального общества, а уже внутри промышленного капитализма продолжают сохраняться некоторые отношения феодального характера.

Первые цеха ремесленников, мануфактуры появляются на поздней стадии развития феодального общества. В период промышленного капитализма сохраняются некоторые формы феодальных отношений: наличие родовых поместий, сословное деление общества.

В постиндустриальную эпоху еще долго сохраняются товарно-денежные отношения капитализма, однако в качестве товара все чаще выступает информация.

Категории диалектики.По словам Гегеля, диалектика представляет собой подлинную природу определений рассудка, вещей и конечного вообще. Диалектика, по сути своей, есть имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограничены, иными словами содержат отрицание самих себя. Диалектика может быть представлена как движущая сила всякого научного взгляда (теории) и рассматривается как отражение содержания науки, внутренней (имманентной) связи и необходимости.

Говоря о диалектике, как философском учении нельзя обойти вниманием категории диалектики. По учению Гегеля первой категорией следует считать исходное понятие бытия, поскольку оно есть начало всех начал. Бытие и небытие выступают как всеобщие характеристики абсолюта. Следующей категорией выступает становление - одна из ключевых категорий диалектики. Противоречивое единство таких категорий как бытие и ничто порождает становление новых категорий.

К ним следует относить, прежде всего, материю и основные формы ее существования, сознание и понятия, отражающие его структуру. Понятия, раскрывающие законы диалектики, также являются категориями философской науки.

Категории в философии обладают рядом специфических особенностей. Первая особенность заключается в том, что каждая категория может быть применима как при характеристике природных явлений, так и для характеристики общества, духовной жизни и процесса познания. Отсюда следует вывод, что определение философских категорий носят абстрактный, всеобщий характер. Более того, содержание философских категорий не может быть сведено к той или иной сфере бытия, к какому - либо конкретному примеру. В то же время в содержании этих категорий находит свое отражение любаяобласть конкретных знаний.

Следующая особенность философских категорий заключается в том, что их определённость проявляется в общей философской системе, в которой

эти категории употребляются. Еще Аристотель определял категории как характеристики сущего, а Кант считал, категории суть внутренние присущие рассудку формы упорядочения данных опыта. По своему подходил к определению категории качества и количества Гегель. Он считал, что категория качества и следующие за категорией количества и меры определяются только через уже имеющуюся категорию бытия. Приемником гегелевской диалектики в этом отношении принято считать диалектический материализм. Диалектическая философия не признаёт ничего раз навсегда установленного и безусловно определённого. Поскольку диалектический материализм унаследовал диалектику Гегеля, постольку он унаследовал и систему категорий, присущих человеческой философии. В то же время следует отметить, что содержание этих категорий существенно изменилось. Дело в том, что по Гегелю система категорий выражала взаимоотношения, которые складывались в процессе саморазвития идеи.

Для диалектического материализма категории представляются средством для выражения процессов развития, протекающих в разных областях материального и духовного мира [19].

На сегодняшний день диалектическое учение может быть представлено как трёхзвенная структура, содержащая принципы диалектики, её основные законы и категории. Что может быть представлено в виде схемы:

Схема 35. Система диалектики - student2.ru

Принципы, законы и категории должны рассматриваться в тесной взаимосвязи. Так, принципы реализуются в законах и категориях. В свою очередь законы входят в содержание категорий, когда предметы и явления рассматриваются не как постоянно существующие, а как возникающие, развивающиеся, изменяющиеся и переходящие. Сущность же законов раскрывается через взаимосвязанные категории.

Ключевые категории любой системы - это сущность и явление, которые вытекают из того факта, что все остальные соотношения категорий -«целое - часть», «форма - содержание», «причина - следствие», «возможность - действительность» - имеют исходным звеном явление[20].

Явление может быть представлено как внешнее выражение сущности. В свою очередь, сущность выступает как главное, определяющее, заключённое в предмете основание всех происходящих с ним (с предметом) изменений при взаимодействии с другими предметами. Таким образом, сущность может быть выражена как «категория, служащая для выделения в системе таких свойств и отношений, которые обусловливают другие её свойства и отношения[21]». Данное определение может быть подвергнуто сомнению, поскольку не раскрывает изначальную характеристику сущности как категории. На наш взгляд, более целесообразным будет следующее определение сущности - сущность есть основополагающая характеристика предмета (объекта), из которой вытекают другие его свойства и отношения.

Необходимо запомнить, что любая материальная система, имеющая в своём составе причинно - следственные связи, содержит обусловленное и обусловливающее. Нет сущности без явления и явления без сущности.

Явление часто отождествляется с понятиями: «материальный объект», «событие», «процесс», «реальность». На наш взгляд, явление есть так же отражённый в сознании факт объективной реальности.

Диалектика отношений явления и сущности раскрывается в плане движения систем, их развития и взаимодействия. Познание идёт от явления к сущности. Например, гроза, наблюдаемая как природное явление, сущность этого явления электрический разряд в атмосфере. Явление выражает лишь одну из сторон сущности, в свою очередь сущность почти никогда полностью не совпадает со своими явлениями. В соотношении сущность – явление, основная роль принадлежит сущности, явление же оказывает влияние на развитие всей системы.

При рассмотрении предмета с точки зрения его содержания мы волей или неволей обнаруживаем определённые структурные элементы. Иными словами, любой объект может быть представлен как совокупность частей, объединённых в целое. Можно определить «целое» как объект, являющийся органической совокупностью составляющих его частей. «Часть» - это объект, входящий в состав другого предмета и выступающий в качестве момента его содержания.

Вместе с тем, сведение целого лишь к сумме частей не даёт возможности понять специфику предмета. Поскольку подобный подход не позволяет понять в полной мере специфику предмета, так как за рамками внимания исследователя остаётся способ взаимосвязи частей. Каким бы сложным по своей сути не было «целое» - это лишь совокупность реально существующих элементов и их различных взаимосвязей. Так, например, общество может быть представлено как целое, содержащее такие элементы, как профессионально образовательная структура, демографическая структура, поселенческая структура и т.д. Соотношение целого и части не вписывается в рамки взаимосвязи «первичное - вторичное». Формирование целого происходит на основе уже имеющихся частей и, здесь части выступают в качестве первичного. Однако, в процессе своего становления и развития целое утрачивает отдельные свои части, преобразует их, приобретает новые. И в данном случае целое выступает в качестве первичного. Целое обладает свойствами и качествами, не присущими отдельным частям, однако возникающими в результате взаимодействия частей. Во взаимосвязи целого и части ведущим является целое. Части, в то же время, не являются пассивным продуктом целого. Они (части) суть активное начало, порождающее систему в той же степени, в какой они сами порождены системой. Более того, степень самостоятельности частей - важный показатель целостности системы. Категория «целое» и «часть» характеризует этапы познания исследуемого объекта. Познание начинается с нерасчленённого представления об объекте. Затем исследователь переходит к анализу составляющих и на завершающем этапе познания объект вновь производится в форме конкретного целого.

Целое и часть есть отражение структуры. При этом структуру необходимо рассматривать как связь, способ организации целого, а части, которыми осуществляется указанная организация, называются элементами. В свою очередь единство элементов и структуры называется системой.

В природе и обществе любая система обладает формой и содержанием. В большинстве литературных источников «содержание» определяется как комплексная взаимосвязь всех составных элементов, составляющих данный объект; совокупность всех динамичных процессов, происходящих между этими элементами, а также взаимодействие этих элементов с внешней средой.

В свою очередь форма - это относительно устойчивая система связей между элементами содержания, его внутренняя структура. Причем, по отношению к объекту в целом, форма выступает в качестве подсистемы. Форма в её философском понимании внутренне присуща объекту. Поэтому не следует отождествлять её с внешним видом объекта. Например, по отношению к содержанию книги формой следует считать не обложку и художественное оформление, а совокупность художественных средств и литературных приёмов, используемых для выражения данного содержания. В данном случае формой можно считать жанр произведения (повесть, рассказ, роман и т.д.), язык изложения, композицию. Исходя из вышеизложенного, легко убедиться, что понятие «содержание» шире понятия «структура». Форма и содержание не только сосуществуют в пространстве и времени, но и находятся постоянно в диалектическом единстве и противоположности. Так, нет содержания без формы и нет формы без содержания. Эти две стороны объекта представляют собой единство и противоречие внутри одного и того же объекта. Для наиболее полного уяснения соотношения формы и содержания необходимо уяснить закон определяющей роли содержания по отношению к форме. По сути своей форма есть способ выражения содержания. Отсюда с достаточной долей уверенности можно сказать, качественно изменившееся содержание вызывает появление новой формы. Следует отметить, что форма в свою очередь обладает относительной самостоятельностью. Дело в том, что форма не реагирует, да и не должна автоматически реагировать на изменение отдельных элементов содержания. Для того, чтобы форма проявила своё реагирование, необходимо достаточно глубокое изменение системы содержания в целом или одной из её подсистем. Поэтому следует подходить к форме и содержанию как объективным проявлениям сущего. Следует выступать как против формализма, так и против нигилистического отношения к форме.

Причиной явлений следует считать взаимодействие сил, тел, процессов или их внутренних элементов, сторон самих процессов и систем. Это взаимодействие оказывается главным источником рождения следствия, значит следствие это результат указанного взаимодействия.

Причина отличается от условий, т.е. совокупности внешних причин, способствующих реализации причины. Среди внешних причин бывает фактор, который путем воздействия на главную причину ускоряет процесс появления следствия. Этот фактор в философии принято называть поводом. На взаимосвязь категорий причины и следствия обращал внимание ещё Гегель. По его мнению, следствие всегда пассивно. Сегодня мнение большинства философов сходится в том, что причина и следствие находятся в диалектическом взаимодействии. Следствие не следует рассматривать как абсолютно пассивную субстанцию, поскольку оно оказывает определённое противодействие причине и таким образом превращается в активную субстанцию.

Так, например, если сила тока является причиной нагревания нити, то, в свою очередь, нагревание нити ведёт к изменению силы тока. Кроме того следует помнить, что между причиной и следствием существует многообразная взаимообусловленность. Отсюда со всей очевидностью вытекает, что одно и тоже следствие может быть рождено множеством причин. Можно рассмотреть некоторые примеры в сфере социума. Например, миграция сельского населения в город обусловлена целым комплексом причин - развал колхозов, низкая зарплата, невозможность прокормиться на пенсию, отсутствие работы для всех. Вместе с тем одна и та же причина может вызвать к жизни целый букет следствий. Скажем, война может вызвать гибель мирного населения, разрушение инфраструктуры, эпидемии, голод и т.д.

По мнению большинства современных авторов, существует три варианта причинно-следственных связей. Детерминация прошлым, детерминация настоящим и детерминация будущим:

а) Детерминация прошлым - это тип детерминации, который принято считать всеобщим, поскольку он отражает объективную закономерность, в результате которой причина в конечном итоге предшествует следствию.

По образному выражению Лейбница «причина есть то, что заставляеткакую то вещь начать существовать»[22].

б) Детерминация настоящим - в процессе познания природы, общества и самого процесса познания приходится постоянно убеждаться, что многие объекты исследования, будучи детерминированными в прошлом находятся в детерминирующей связи с предметами, существующими одновременно с ними. Не случайно представление об одновременной детерминирующей связи мы встречаем в разных областях знания - физики, химии, биологии.

Детерминированность настоящим имеет прямое отношение к тем парным категориям диалектики, между которыми существует причинно-следственная связь.

в) Детерминация будущим. В современной литературе бытует мнение, что детерминация будущим занимает более ограниченное место среди вышеуказанных типов детерминации. Вместе с тем она играет достаточно заметную роль. Здесь следует принять во внимание, что понятие «детерминация будущим» носит относительный характер, поскольку будущие события ещё не наступили, они ещё отсутствуют. Речь можно вести лишь о их необходимости, о тенденции их появления. Несмотря на это роль этого типа детерминации весьма существенна. Для более полного уяснения этого положения следует обратиться к мнению академика П.К. Анохина, который открыл эффект опережающего отражения действительности живыми организмами. Суть его заключается в том, что живые организмы способны реагировать не только на предметы, которые непосредственно на них воздействуют, но и на изменения, являющимися сигналами о будущих воздействиях. Причины здесь словно воздействуют из будущего. Например, способность животных предчувствовать похолодание, наводнение, землетрясение, реакция гипертоника на изменение в магнитном фоне Земли. Прослеживаются подобные связи и в обществе. Так, например, смену одного типа общественно - экономической формации другим, нельзя объяснить лишь предшествующей ему научно-технической революцией. Здесь необходимо учитывать два важных обстоятельства. Во-первых, производительные силы включают в себя не только технические средства, но и человека, который по сути своей и есть главная производительная сила. Во вторых, термин «ступень развития производительных сил» подразумевает и потребность этих самых сил. Именно таким образом переход от рабовладения к феодализму стал исторически неизбежным. Раб, как производитель материальных благ, перестал отвечать потребностям развития производительных сил. Первейшей предпосылкой качественного изменения технического уровня производства в приведённом примере является изменение статуса работника, а не наоборот. Причина здесь действовала из будущего. Детерминация будущим имеет прямое отношение ко всей человеческой деятельности.

Необходимость можно определить как следствие, которое вытекает из самой сущности вещей, из их внутренних связей и противоречий и поэтому неизбежно должно произойти. Примером здесь может служить обмен веществ в живых организмах, преодоление глобального экономического кризиса. Причём произойти это должно именно так, а не иначе.

Противоположным понятием выступает случайное. Случайное - это такое следствие, которое вытекает, в большинстве случаев, из внешних, побочных, несущественных явлений, связей и отношений и поэтому может произойти, а может и не произойти, или может произойти иначе. Случайность достаточно часто проявляет себя в точках пересечения необходимых процессов. Скажем, в природе можно выделить два необходимых процесса - процесс произрастания растений и процесс круговорота воды в природе. Выпадает град и повреждает растения, например, пшеницу. Хотя из законов природы не следует, что град выпадет именно на это поле, а не на дикую степь или лес. Таким образом, градобитие выступает как случайное следствие двух необходимых процессов.

В рассматриваемых категориях «причина-следствие», необходимость и случайность, мы обращали внимание на реальное бытие предметов и явлений. Вместе с тем существует бытие возможное, потенциальное, предполагаемое. Под действительностью понимают весь объективно существующий мир, а также бытие уже сформировавшееся, развившееся. Как правило, действительность, как реальность, рассматривается вместе с парной ей категорией возможности. Если попытаться раскрыть содержание категории возможность, то её можно определить как закономерную тенденцию развития объекта, при определённых условиях преобразующуюся в действительность. Отсюда следует вывод - действительность, есть реализованная возможность. Следует отметить, что возможность так же объективна, как и действительность. Возможность может быть представлена как структура, включающая часть необходимых детерминирующих факторов, которые уже имеются в реальной действительности, для формирования последней ещё недостаточно накопившихся фактов. Например, по анализу атмосферных явлений мая можно предположить, что июнь будет холодным.

Возможность может быть реальная и формальная. Реальные возможности определяются необходимыми свойствами и связями. Например, у студента есть реальная возможность стать специалистом, в области циклона возможны сильные ливни, и т.д. В свою очередь формальные возможности определяются случайными связями. У Гегеля есть интересный пример формальной возможности. Речь идёт о возможности турецкого султана стать Папой Римским. Что для этого нужно? Чтобы султан-мусульманин принял христианство, причём католичество. Далее, чтобы он стал не просто католиком, а католическим священником и дослужился до кардинала, и, наконец, чтобы на выборах он получил большинство голосов. Вся эта взаимосвязь обусловлена таким рядом случайностей, что говорить о реальности такой возможности нецелесообразно. Кроме того реальная возможность может выступать как в форме абстрактной, так и конкретной. Абстрактная возможность имеет место тогда, когда необходимые для её формирования факторы ещё не проявлялись, но должны проявиться на следующей стадии развития. Таким образом конкретная возможность связана с полным комплектом фактов и явлений, необходимых для её перехода в действительность. Можно рассмотреть ещё один пример, достаточно часто приводимый сегодня в литературе. Возможность может быть обратимой и необратимой. Обратимая возможность проявляется тогда, когда речь идёт об изменениях объекта.

Примером может служить круговорот воды в природе. Вода превращается в пар, пар в облака, которые, охлаждаясь, вновь превращаются в воду (дождь). Таким образом, когда имеется возможность вернуться в первоначальное состояние, - налицо обратимая возможность. В свою очередь, необратимая возможность проявляется в процессе развития объекта, когда возвращение к первоначальному состоянию невозможно. Например, взрослую особь (человека или животное) уже невозможно вернуть в юность или в детство.

Наши рекомендации