Схема 9. Материя – объективная реальность

Эта идея далее была развита французскими материалистами и особенно философами, стоящими на позициях материалистической диалектики. Материалистическая диалектика доказала, что материя без движения так же немыслима, как и движение без материи.

Философы-метафизики движение понимали только как механическое явление, на этой основе формировалась у них идея первотолчка при объяснении причин развития. Что же касается материалистической диалектики, то она причины движения находит внутри нее самой, объясняет этот процесс наличием внутренних противоположностей как изменчивость и устойчивость, притяжением и отталкиванием, противоречиями между старым и новым, простым и сложным и т.д. Именно раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Четкую классификацию основных форм движения, а через нее и классификацию наук впервые в философской науке дал Ф.Энгельс. Он выделил пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.

Все формы движения взаимосвязаны между собой. Высшие формы движения возникают из низших. Они включают в себя низшие, подчиняют себе низшие, но и не сводятся к механической их сумме. Они отличаются между собой качественно.

Признание абсолютности движения не означает отрицание его противоположности - покоя. Под покоем понимается жизненность вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний. Если движение является причиной возникновения конкретных, качественно различных вещей, то покой является причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей, условием их существования.

Наряду с движением, формами существования материи являются пространство и время. К взаимоотношению материи, пространства и времени существуют метафизический и диалектические подходы. Классическая форма метафизического подхода проявляется решением этого вопроса в концепции И.Ньютона. Он рассматривал пространство как пустое вместилище, в котором располагаются все тела, а время чистая длительность, присущая любому единичному явлению самому по себе.

Вторая концепция достаточно полно представлена в диалектико-материалистической философии. Здесь утверждается, что пространство - это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентация). Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, их протяженность. Время же - совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность идлительность.

Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Приведенные определения показывают невозможность дать понятия пространства и времени в их отрыве от материи, невозможность их рассмотрения как некоторых абсолютно самостоятельных сущностей. Здесь пространство и время не мыслятся иначе, как определенные свойства бесконечной совокупности материальных объектов. Нельзя не отметить взглядов Васильева на субстанциональный и реляционный подходы.

Схемы к теме бытие, пространство, материя и движение

Земля

Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru

Земля: Оборот по орбите 365 суток 6 часов 56 минут 48 секунд.

Юпитер

Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru

Юпитер: Оборот по орбите 227 земных лет.

Формула E=mc2 действует при массе, равной нулю. Изначальная масса тихиона равна нулю. При его разгоне на циклотроне формула Эйнштейна начинает действовать.

 
  Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru

Вещество «подсказывает» пространству как искривляться, а пространство «подсказывает» веществу как двигаться.

Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru

Звезда «Бетельгейзе»

«Черная дыра» не выпускает световой луч за траекторию круговой орбиты.

При выходе на гиперболическую орбиту, согласно теории относительности, все биологические процессы замедляются, поскольку они сориентированы на круговую годичную орбиту.

Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru

Соотношение расстояние и годового вращения Земли.

«Ведь пока летаем мы,

По всем земным законам,

На Земле пройдет 700

веков»

Вопросы для повторения

1. Что такое «бытие», и каковы его основные формы?

2. Как изменилось понимание сущности категории и в чем особенности идеалистических и материалистических подходов?

3. Как определяют сущность категории материи различные философские школы?

4. В чем особенность понимания сущности пространства и времени в метафизическом и диалектическом философских подходах?

5. Что такое движение и какова взаимосвязь между основными его формами?

Литература

1 .Энгельс Ф. Аити-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. соч 2-е изд.Т20.

2. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е.изд. Т.20.

З. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Поли. Собр.соч. Т.18.

4. Ахундов М.Ф. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: 1992.

5. Бровко Ю.П. Политика в науке и наука в политике.// Национальная безопасность и геополитика России, №4, 2003.

Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru

Глава II

С
Философское понимание сознания

ознание человека всегда являлось объектом пристального внимания философов, медиков, психологов и других представителей науки. Ф.Энгельс в качестве основного

вопроса философии четко сформулировал вопрос о первичности духа или материи, а также вопрос о познаваемости мира.

Сложность изучения сознания заключается в том, что сознание не обладает многими физическими параметрами - весом, цветом, размером и другими признаками. В этой связи многие авторы либо отождествляли сознание с душой, либо отрицали существование сознания вообще. Сегодняшняя наука даёт однозначный ответ на этот вопрос - сознание существует, но проявляется не в явном виде, а опосредствовано через язык и целеполагающую деятельность человека. Отсюда следует вывод, что выявить сознание и его сущность можно только с помощью анализа этих составляющих человеческого бытия.

Представления о сознании весьма многообразны. Они зависят от целого ряда факторов: от жизненного опыта, от культурных традиций, религиозной и социальной ориентации людей.

Сознание признается сегодня подавляющим большинством философов и естествоиспытателей формой отражения. Сознание присуще не всей, а точнее не всякой материи, а лишь ее высокоорганизованной форме (одушевленной).

По мнению С.Э.Крапивенского принципиальными отличиями сознания от остальных форм отражения, в том числе и от отражения мира высшими животными, сводятся к следующему:

1. Способность к абстрактному мышлению. В отличие от животных человек не только приспосабливается к среде, но и решает задачи по преобразованию среды. Проникает в сущность исследуемого и преобразуемого объекта. Получает развитие кора больших полушарий головного мозга. В процессе этого развития происходит локализация функций этих полушарий: правое отвечает за чувственно-образное восприятие и познание, а левое за абстрактно-логическое познание.

2. Наличие языка, второй сигнальной системы. Наличие языка и способность к проникновению в сущность явлений находятся в определенной взаимосвязи. Познание не возможно без выработки понятий, а последнее невозможно получить и закрепить в сознании без языковой оболочки.

3. Символизм сознания. Символ от греческого «симболос» - «примета», «знак»[11]. Весь человеческий мир по сути своей есть мир символов и символических связей. В философском словаре С. С. Аверинцева дается следующая трактовка символа - символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости и знак, наделенный ограниченностью и неисчерпаемой многозначностью образа[12]. Символичны по своей конструкции наука, религия, труд, язык, философия и т. д. Символ представляет собой смысловое отражение действительности. Символ имеет значимость лишь в пределах человеческого общения.

4. Наличие самосознания. Человек познает окружающий мир и выделяет в нем самого себя. В этом также заключается отличие человека от животных, поскольку последние не осознают сами себя. (Впрочем, кто спрашивал у тигра - осознает он себя таковым или считает себя кроликом?). Самосознание суть высшее выражение сознания. Оно формируется с годами и с опытом. Самосознание формируется под воздействием общественно-исторических условий, уровнем развития науки и т. д. Самосознание есть продукт переживаний, причем, самосознание является результатом познания (осмысления) этих переживаний.

5. Творческий характер. В отличии от животных сознание у человека является творческой формой. Осознавая окружающую действительность, человек творит, и в процессе этого творчества преобразует познаваемый мир.

А.Г.Спиркин под сознанием понимает способность психического отражения объективного мира, а затем превращение отображаемого объекта в субъективное содержание душевной жизни человека. Следует заметить, что под сознанием в данном случае понимается не просто психическое отражение. Речь идёт о высшей форме психической фиксации объективной реальности общественно развитым человеком. Сознание заключается в эмоциональном восприятии окружающей действительности, в предварительной оценке целеполагающей деятельности. Человек предварительно осмысливает, моделирует свои действия. Иными словами сознание не только, а скорее всего, не просто образ, а идеальная форма деятельности, направленная на отражение и преобразование объективной действительности.

Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru

Схема 10. Сознание

Исходя из вышеизложенного, А.Г.Спиркин даёт следующее определение сознания: сознание есть высшая, свойственная только человеку связанная с его речью функция головного мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека[13].

Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Весьма интересный подход к сознанию мы находим у А.В.Иванова, который рассматривает сознание как поле. Схематично такую модель сознания можно представить в виде круга, разделенного на четыре сегмента. Подобная модель соотносится со строением человеческого мозга:

При этом сегмент I осуществляет телесно-перцептивную деятельность. Сюда следует отнести - ощущения, восприятие, первичную информацию о внешнем мире, о строении собственного тела.

Сегмент II содержит логико-понятийные компоненты сознания - общие понятия, аналитические мыслительные операции, логические доказательства.

Сегменты I и II являются базой внешне познавательной частью сознания.

Сегмент III - эмоциональный компонент сознания. Сюда следует включить: воспоминания, личностные переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы, гнев, страх, восторг, любовь, ненависть.

Сегмент IV ценностно-смысловая составляющая сознания. Здесь группируются духовные идеалы, творческая деятельность, фантазии, воображения. Данный сегмент регулирует и определяет такие понятия как красота, правда, справедливость.

Эта схема помогает выявить уровни подсознательного в человеке. Соотношение уровней включает в себя период формирования сознания, деятельность сознания и сверхсознания. Следует отметить, что во многих философских системах достаточно распространено мнение о возможности соединения с божественным или космическим разумом в результате высшего надсознательного озарения:

Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru

Прокомментировать эту схему можно словами Р. Юнга: «Рождаясь из тьмы и молчания бессознательного наша духовная самость, проходя через ряд эволюционных ступеней, способна, в конце концов, достигнуть уровня космического сверхсознания».

Философия рассматривает сознание под углом зрения своего основного вопроса. Так, по мнению авторов учебника «Введение в курс философии»[14], вопрос о сознании следует первоначально привязать к субстанциональной стороне основного вопроса, а затем рассмотреть сознание в контексте гносеологической стороны основного вопроса. При этом сознание рассматривается как продукт деятельности мыслящей матери (мозга). Сознание органически связано с материальными физиологическими процессами, происходящими в коре головного мозга. Сознание теснейшим образом связано с языком (речью). Сознание определяется как свойство высокоорганизованной материи. Сознание выступает как общественный продукт. Проявляется в деятельности человека, закладывается и развивается у каждого поколения в обществе в процессе общения с себе подобными в результате деятельности.

Каковы же составные элементы сознания? Авторы названного учебника выделяют следующие элементы: знание, внимание, память, эмоции, воля, самосознание.

Сознание – это, прежде всего, знание о мире, результат его познания, чем больше мы знаем о мире, тем богаче наше сознание.

Внимание - это способность сознания сосредотачиваться на определенных видах деятельности, в том числе и познавательной, держать их в своем фокусе.

Память - способность сознания накапливать и хранить информацию, воспроизводить ее и использовать ранее приобретенные знания в процессе деятельности.

Поскольку знание и запоминание окрашены эмоционально, мы по-разному воспринимаем информацию - с радостью, болью, отчаянием, надеждой и т.д. В этом выражается наше отношение к объекту познания. Поэтому эмоции также входят составной частью в структуру познания.

Необходимым элементом сознания выступает воля, которая есть не что иное, как осмысленное стремление человека к определенной цели, направляющая его поведение и действие.

Важнейший элемент сознания - самосознание. Это особый центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Это осознание человеком своего тела, своего места в мире и обществе, своих мыслей, чувств и себя как единой личности.

Самосознание имеет глубокие исторические корни. Самосознание возникает в поздний период первобытной общины. Индивидуальное сознание формируется примерно в возрасте 2-4 лет. В развитии самосознания можно выделить несколько уровней. Первый уровень подразумевает элементарное осознание своего тела, его зависимости от системы, окружающей человека. На этом уровне человек выделяет себя из окружающего мира и получает возможность свободно ориентироваться в нём.

Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе.

Наконец третий уровень, самый высокий, позволяет осознать своё «Я», как такое образование, которое похоже на «Я» других людей, но в то же время неповторимо, сугубо индивидуально. Это «Я» способно не только совершить поступки, но и нести ответственность за них. Здесь возникает самоконтроль и самооценка.

Самопознание включает в себя предметность и рефлексию. Предметность даёт возможность соотносить восприятия, представления, чувства, представления и мысленные образы с окружающим нас предметным миром. А это в свою очередь позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия - позволяет сосредоточить внимание на самих явлениях и формах сознания. В процессе рефлексии человек анализирует свое «Я» и сопоставляет его с идеалом, определяет свои жизненные ориентиры. Отсюда следует, что сознание отнюдь не является некоей константой. Оно постоянно меняется, корректируется в процессе развития общественных отношений.

Иной подход предлагает А.В. Иванов, который выделяет пять уровней самосознания (см. схему). Первый уровень, так называемоепротосознание.

Здесь осознание носит телесноаффективную форму. Второй уровень - генезис телесного «Я». Третий - формирует сознательное «Я». Четвёртый уровень - нравственное «Я». Наконец пятый уровень - возникновение сверхсознательного космического «Я». На индивида нисходит озарение[15]. Такая постановка вопроса имеет некоторое основание. Последние данные физиологии, психологии и нейрофизиологии свидетельствуют об органической связи мозга с процессами, происходящими в космосе. Подобная точка зрения не противоречит диалектико-материалистическому взгляду на сознание[16].

Исследуя любое явление необходимо выделить его источники. Изучение проблемы сознания не является исключением.

Что же выделяет современная отечественная философия в качестве источников сознания? Весь внешний предметный и духовный мир, природные, социальные и духовные явления, отображаемые в виде конкретно-чувственных понятий и образов,- это копии и символы, которые несут в себе информацию о конкретных объектах. В свою очередь это является результатом взаимодействия человека с конкретной ситуацией, обеспечивающей его непосредственный контакт с нею.

Вторым источником следует назвать социокультурную среду, которая включает в себя - этические и эстетические установки, социальные идеалы, знания, накопленные обществом, правовые нормы, средства и способы познавательной деятельности. По мнению П.В.Алексеева и А.В.Панина «Часть норм и запретов социокультурного характера транслируется в индивидуальное сознание, становясь (в качестве «Сверх - Я») частью содержания этого сознания. Индивидуальное сознание способно подниматься, благодаря этому, над непосредственно данной ситуацией на уровень общественного осмысления»[17].

Третьим источником сознания можно считать духовный мир индивида, его житейский опыт, переживания, мировоззрение. Каждый человек по своему оценивает и воспринимает музыку, живопись и т.д. У каждого возникают специфические, сугубо индивидуальные образы и идеалы. Следовательно, в динамику процесса отражения включается духовная реальность человека.

Мозг как природная система, включающая в себя миллионы нейронов, обеспечивает на клеточно-тканевом уровне осуществление функций сознания. К источникам сознания сегодня наука относит не только условно-рефлекторную функцию мозга, но и его биохимическое состояние, и воздействие его на сознание.

Современная наука выявляет взаимосвязь нашей нервной высшей деятельности с процессами, происходящими в космосе. Поэтому вполне логично в качестве пятого источника назвать космическое информационно-смысловое поле. Имеются многочисленные результаты опытов, подтверждающие квантово-механическую природу человеческого мозга. Интересные в этой связи выводы сделаны А.Л.Дубровиным и В.Н.Пушкиным. По их мнению, человеческая кожа (в частности кожа головы) представляет собой своеобразную антенну, которая как бы захватывает космическую энергию. В свою очередь мозг связан с биосферой Земли, а через нее со всей вселенной посредством энергетического и информационного каналов[18]. Таким образом, достижения современной науки расширяют сферу нашего познания. И позволяют взглянуть на проблему сознания с новых позиций.

Все описанные источники взаимосвязаны и представляют собой систему формирования содержания сознания. Внешние источники преломляются через внутренний мир человека. Но далеко не все, поступающие из вне, включаются в сознание.

Из всего вышеизложенного вполне обоснованно вытекает вывод: источником сознания следует считать как объективную, так и субъективную реальность, отражаемую человекомпосредством мозга, высокоорганизованного материального субстрата и в системе надличностных форм общественного сознания.

Сознание обладает определёнными функциями.

Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru

Схема 11. Функции сознания

Фундаментальной базовой функцией сознания признаётся познавательная деятельность. Вступая в контакт с природой и обществом человек получает информацию о них и, в конечном счёте, о самом себе. Результатом обработки такой информации является знание об обществе, природе и человеке.

Из этой функции вытекает вторая творчески-конструктивная функция, которая проявляется в опережающем отражении. В численном моделировании будущей ситуации и, на этой основе, преобразования действительности. Результатом здесь можно назвать создание предметов, не существующих в природе.

Третья функция имеет регулятивно - управленческий характер. Данная функция обеспечивает разумное поведение (регулирование и самоконтроль), отношение человека с внешним миром.

Сознание наряду с философией изучают другие науки. Проблемами сознания интересуются такие науки, как: психология, физиология, кибернетика, социология, медицина и ряд других. Это вносит с одной стороны облегчение философского рассмотрения проблемы сознания в силу того, что данный факт создает прочную базу конкретных научных знаний. В то же время, с другой стороны, возникает сложность - необходимо дифференцировать философское понимание сознания, вычленить его глубинную сущность, сфокусировать свое внимание на тех мировоззренческих и методологических вопросах, которые здесь возникают. Проблема сознания является одной из самых загадочных, вокруг которой в философии всегда велись и ведутся многочисленные споры. Природа сознания имеет свою специфику: оно не соответствует многим Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru параметрам и характеристикам, которые используются для характеристики и понимания чувственно воспринимаемой объективной реальности. Сознание не имеет ни длины, ни веса. Его нельзя измерить и выразить каким-то образом количественно. Его невозможно ощутить или наблюдать - оно не обладает ни массой, ни энергией, ни формой. Иными словами характеристики параметров физических объектов здесь не применимы. Сознание проявляется не в явном виде, а опосредствовано - через язык и целеполагающую деятельность людей. Отсюда вполне логичным будет сделать следующий вывод - выявить сущность сознания невозможно, не проанализировав язык и целеполагающую деятельность человека как составляющие человеческого бытия. Следует отметить, что из такого анализа нельзя исключить биологический аспект сознания, поскольку его существование неразрывно связано с деятельностью головного мозга человека.

Именно поэтому сознание является предметом исследования не только философии, но и биологии, физиологии, кибернетики, социологии и других гуманитарных и естественных наук. Тем не менее, философское понимание данной проблемы, в силу ее исключительной сложности, играет важную методологическую роль для частных наук. В свою очередь, результаты исследования частных наук становятся основой для философских рассуждений о природе сознания. Накал страстей вокруг этой темы и ее актуальность во все времена были таковы, что многим вопрос о сознании представлялся в качестве основного вопроса философии. На самом деле принципиальная постановка вопроса о природе сознания и соответствующий ответ на него определяют, как правило, направленность всех последующих рассуждений, каких бы философских тем это ни касалось - онтологических, гносеологических, социальных, связанных с самим человеком и т.д.

Уже в глубокой древности, еще не разделяя осознанное и неосознанное, идеальное и материальное, люди стали задумываться о таинственных явлениях и изменениях во внешнем мире и в мире внутреннем.

Это привело к возникновению учения о душе и духах. Так на заре развития человеческой цивилизации возникает анимизм - учение о том, что на жизнь людей и животных, а так же на неживые предметы влияют души и духи.

Первоначальные представления о душе были, как правило, взаимосвязаны первоначальными основами всего сущего (вода, огонь, воздух и т.п.). Такие рассуждения о душе присущи были пифагорейцам, Гераклиту, Эмпедоклу, Демокриту. Так, например, Гераклит считал огонь мудрым и благородным началом, а воду — низменным, полагая, что душа (психея) наполняется огнем или влагой. Та душа, где больше огня, называется сухой; увлажняясь, душа слабеет, а становясь мокрой — погибает. Поэтому, по мнению Гераклита, следует стремиться к интенсивной духовной жизни, умеренной активности, чтобы сильнее и ярче горело пламя души. Души отдельных людей связаны с «Логосом» — огнем мирового разума, который является первопричиной всего мира и управляет им.

Сократ, а вслед за ним и Платон, уже разграничивают материальные и идеальные явления. Платон первый в европейской философии не только выделил идеальное начало, но и положил его в основу материального. В соответствии с учением Платона, сознание индивидуального человека теснейшим образом связано с состоянием его души, с ее соответствующим типом. Будучи бессмертной, душа переселяется в то или иное тело, как в свою «темницу», а до рождения и после смерти тела пребывает в мире вечных идей, созерцая, и таким образом познавая их. Платон разделил психические явления на мир чувств (ощущения, восприятия) и интеллект, где он выделял ум и рассудок, связанные с формальными приемами мышления. При этом он считал, что ум, связанный с чистыми идеями, явление более высокого порядка, чем рассудок.

Значительным событием в познании души и сознания принято считать аристотелевский трактат «О душе». В этом трактате душа выступает сущностью тела, его организующим принципом. Однако, она не является, по мнению Аристотеля, выражением внутренней активности разума, а подчиняется общим законам жизни космоса.

Средневековая философия перевела вопрос о сознании в другую плоскость, связав его с пониманием Бога как мирового начала, сотворившего мир и человека с его душой. Разум человека есть лишь частичка божественного разума. И хотя он (разум) обладает самосознанием и самопознанием, основная его работа — познание Бога и общение с ним.

Наряду с объективно-идеалистическим пониманием мира и сознания в средние века имеет место и материалистическая концепция, считавшая сознание вышедшим из «мыслящей материи». Такие взгляды были характерны для арабоязычных мыслителей как Ибн-Сина (Авицена), Аверроэс (Иби-Рошд). Среди европейских философов таких взглядов придерживались Дунс Скотт, Сигер Брабанский, испытавшие на себе влияние арабской философии.

Новое время существенным образом расширило, а в конечном итоге, изменило представление о сознании. Трудно переоценить в этой связи вклад Рене Декарта. Отождествляя сознание с мышлением, он выделил его из более общего понятия «психическое». Декарт считал сознание самостоятельной, независимой, мыслящей субстанцией. Материальная субстанция — протяженная, немыслящая, противопоставляется им мыслящей (сознанию). Налицо дуалистическая позиция Р.Декарта. Дуализм впоследствии явился основанием для оформления двух противоположных подходов к пониманию природы сознания. Дуализм как бы размывает границы идеалистического и материалистического подходов.

Начиная с Т.Гоббса, материалисты различных направлений стремятся к сведению психического к физическому, идеального, духовного - к материальному. Одно из направлений - гилозоизм, считает, что чувствительность, способность ощущать и даже мыслить присуща неодушевленным предметам. Первыми представителями гилозоизма были материалисты Античной Греции, затем Спиноза и некоторые французские материалисты XVIII века. Спиноза, например, считал, что мышление — такой же атрибут материи как и протяженность (пространство). Это, так называемая, вульгарно-материалистическая концепция. Это направление подверглось критике со стороны немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля и английского биолога Ллойда Моргана, а вслед за ними В.И.Ленина. Эти мыслители предполагали, что для материи характерным свойством (сходным с ощущением) является свойство отражения, но его следует отличать от физического свойства отражения.

В философии под отражением понимается коренное свойство материальных объектов реагировать на воздействие внешних условий определенными внутренними изменениями. Из этих свойств материи с появлением жизни возникает раздражимость, а затем на ином, качественно более высоком уровне организации материи — ощущение и сознание.

Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru Схема 9. Материя – объективная реальность - student2.ru

Наши рекомендации