Социальная концепция Спенсера
Общественная жизнь регулируется законами аналогичными к биологическим. Все попытки искусственного преобразования общества бессмысленны: «конституции не создаются, а сами вырастают» . Роль великих людей не велика, они не в силах остановить объективно назревший процесс—лишь временно задержать. Великие люди не только не направляют общество, они сами продукты общества.
Спенсер уподобляет общество биологической системе: деньги—кровяные тельца, социальные институты—органы, классы—различные по специализации типы клеток.
Джон Стюарт Милль
Джон Стюарт Милль(1806—1873)—английский философ, экономист. Сторонник эмпиризма, отрицал интуитивное знание (даже математика имеет в своей основе опытное знание). Считал, что источником нового знания является индуктивное рассуждение. Развил бэконовскую индуктивную логику.
Милль разработал четыре метода элиминативной индукции (eliminate—индукция методом исключения, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся на основе исключения обстоятельств, заведомо неудовлетворяющих свойству причинной связи[1]) :
1. Метод сходства Формальная запись: ABC à d
MBF à d
MBC à d
По видимому, B -- причина d, (т. е. Вàd)
где A,B,C,F,M—возможные причины d. Знак d—означает «вызывает». В этом методе исключаются все обстоятельства, не являющиеся необходимыми. Пример: в поселке дизентерия. Врачи опрашивают заболевших, что он ели. Если общим у них является молоко, то, возможно, молочница—бацилоноситель.
Полная достоверность возможна только если мы знаем все возможные причины.
2. Метод различия ABC не вызывает d
ABCM вызывает d
По видимому, М -- причина d
2.а Соединенный метод сходства и различия:
ABC вызывает d AC не вызывает d
MBF вызывает d MF не вызывает d
MBC вызывает d MC не вызывает d
В причина d
Соединенный метод обладает большей достоверностью заключений.
3. Метод сопутствующих изменений – применяется при анализе случаев, в которых невозможно полностью исключить влияние какого- нибудь фактора (например, трение)
ABC1 à d1
ABC2 à d2
ABCn à dn
По видимому, C -- причина d,
Здесь верхний индекс означает интенсивность фактора. Зависимость может быть как прямой, так и обратной. С помощью этого метода можно, также находить функциональные зависимости.
Пример: Открытие корреляции магнитных бурь и солнечной активности. Больше пятен—сильнее возмущения магнитного поля Земли.
При применении этого метода надо быть осторожным и помнить об ограниченном диапазоне интенсивностей ( яд в малых дозах – лекарство, в больших—смерть).
4. Метод остатков
ABC à xyz
A à x
B à y
По видимому, C -- причина z
Пример: открытия гелия по «лишним» линиям в солнечном спектре.
Модифицированный метод остатков
ABC à abcd
A à a
B à b
Cà c
По видимому, существует некий Х, который вызывает d.
Пример: открытие радия Марией Склодовской-Кюри. Она установила, что некоторые урановые руды испускают радиоактивные лучи, превышающие по интенсивности излучение урана и пришла к выводу, что в этих соединениях имеются какие-то новые вещества.
Второй позитивизм Маха-- Авенариуса[2] (махизм, или эмпириокритицизм
Второй позитивизм объединяет махизм, основателем которого стал известный физик Эрнст Мах (1883—1916) и эмпириокритицизм (критика опыта) швейцарского ученого Рихарда Авенариуса (1843-1896). В связи с сходством учений их принято объединять общим названием—махизм, или эмпириокритицизм.
Махизм фактически является попыткой реанимации субъективного идеализма Беркли на основе позитивизма. Новый позитивизм Маха сохранил основную установку «первого» позитивизма Конта-Спенсера о том, что действительным знанием является содержание эмпирических наук. Науки должны стать описательными, отвечать на вопрос «как», а не «почему».
Структура опыта
По Маху наш опыт сводится к наиболее простым ощущениям—элементам, они-- единственное что нам дано. Окружающие нас тела—это комплексы ощущений. «Не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов (комплексы ощущений) образуют тело». Все тела—это лишь абстрактные символы для комплексов элементов.
Нейтральные элементы
Мах называет элементы нейтральными, то есть они не психические и не физические. Деление ощущений на физические и психические восходит к первичным и вторичным качествам Локка. Первые отображают объективные свойства предметов, вторые связаны со спецификой наших органов чувств и нервной системы. Мах считает это деление лишенным основания и объявляет элементы нейтральными. Граница между психическим и физическим, по Маху, проводится исключительно лишь в соображениях практической пользы, и потому она условна.
«Экономия мышления»
Абсолютно одинаковыми комплексы ощущений никогда не бывают. Один и тот же человек, может быть по разному одет, может находится в дурном или хорошем настроении, но это не мешает нам узнавать в нем одного и того же человека. Таким образом есть некоторая «сумма постоянных элементов», которую мы, прибегая к «экономии мышления» называем одним именем. (Например, один и тот же стол может быть видим с различных сторон, он может быть накрыт или быть пустым; сознанию неудобно оперировать с таким множеством столов, гораздо легче выделить то основное, что отличает этот стол, и сформировать о нем общее представление-- в этом и состоит «экономия мышления».)