Функции философии. Философия как мировоззрение.
Основы мировоззрения
Мир-зр. Это сис-ма взглядов на мир, место в нем человека, отношение ч-ка к окружающей действительности, основные идеалы.
Структура : 1) Мир-зр. Состоит из обобщения знаний (практических и научных), из сис-мы ценностей и программы поведения и действия.
2) Мир-зр. Включает познавательную интеллектуальную сторону : Миропонимание (обыденное и теоретическое).
3) Мир-зр. - это всегда диалектическое единство убеждений и сомнений.
Преобладание убеждений - догматизм. Преобладание сомнений - скептицизм.
3 типа:
1) мифология
2) Религия
3) Философия.
Мифология - I форма мировоззрения, форма
духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки науки, искусства, морали, религии. Мифология - попытка людей осмыслить свое бытие в образной форме. В мифах общее выражается через конкретное, в следствии недостатка абстрактных понятий. В мифе закономерности природы выражается в форме цикличности, ритмичности.
В мифах выражается коллективный опыт людей, выступающий объектом веры, не нуждающийся в проверке. (Миф для древнего ч-ка, как библия для крестьянина). В мифах природа персонируется и главным действующим лицом выступает божественный герой. Мифология обнаруживается сегодня во всех формах ч. к-ры Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и небесный. Особенность религиозного мировоззрения - вера в сверх естественное, как реально существующие.
Причины существования религиозного мировоззрения:
1) Социальная - противоречия м/у природой и ч-ком. Внутри соц. Противоречия
2) Гносеологические причины - коренящиеся в противоречиях самого познательного процесса.
3) Психологические - страх смерти, несчастья. Религия меняет свои исторические формы в связи с изменяющимися общественными отношениями. Возникновение философии это ответ на потребность об-ва в новом тине мировоззрения, в рациональном объяснении мира с помощью логических приемов.
Возникновение философии это переворот в дух. Развитии об-ва. Переход к пониманию мира таким каким он есть сам по себе не прибегая к сверх естественному. Возникновение философии это возникновение самосознания об-ва, осмысление человечеством своего пути развития.
Основной круг вопросов философии (предмет ф.) :
1) фил. Вначале выступала, как натур. Фил. – изучали природу
2) В сферу ф входят вопросы общественной жизни: идеалы устройства об-ва, основные принципы общ. Жизни.
3) Предметом размышления ф. Выступает человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, искусство, религия.
4 ЯЗЫК — знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (06щение) функции в процессе человеческой деятельности. Я. может быть как естественным, так и искусственным. Под естественным Я- понимается Я- повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный Я. создается людьми для к.-л. узких потребностей (Я- математической символики, Я. физических теорий, различные системы сигнализации и т. д.). Я.— явление социальное. Он возникает в ходе развития общественного производства и является его необходимой стороной — средством координации деятельности людей и каждого человека. Я. Философии – это язык предельных абстракций (пред. Общих понятий, которые определяются либо из своих противоположенностей (диалектический подход), либо из самих себя (герменевтика), либо устанавливаются конвенцией (позитивизм).
По своей физиологической основе Я. выступает в функции второй сигнальной системы (Павлов). Являясь формой существования и выражения мышления, Я. в то же время играет существенную роль в формировании сознания. Языковой знак, будучи по своей физической природе условным по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее обусловлен в конечном счете процессом познания реальной действительности. Я. является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению. Благодаря Я. возможно существование и развитие абстрактного мышления. Наличие Я. является необходимым инструментом обобщающей деятельности мышления. “Всякое слово (речь) уже обобщает” (Ленин). Однако Я. и мышление не тождественны. Раз возникнув, Я. является относительно самостоятельным, обладая специфическими законами, отличными от законов мышления. Поэтому не существует тождества между понятием и словом, суждением и предложением и т. д. К тому же Я. представляет собой определенную систему, “структуру”, со своей внутренней организацией, вне к-рой нельзя понять природу и значение языкового знака. В последние десятилетня в связи с возрастанием роли теоретических исследований повысился интерес к изучению закономерностей искусственных, формализованных языков, их логического синтаксиса и логической семантики. В связи с этим Я. становится объектом исследования не только лингвистики, но и логики и семиотики. Абсолютизируя роль и значение этих исследований, совр. неопозитивизм неправильно пытается свести всю проблематику философских исследований к логическому анализу Я.
КАТЕГОРИИ (греч. kategoria — высказывание, свидетельство) — формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, об-ва и мышления.
Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в разработке философских К. принадлежит Аристотелю. Уже для него проблема К. выступила как проблема соотнесения содержания высказываний о нек-ром сущем с самим этим сущим. С его т. зр., в высказываниях связываются понятия (“роды” и “виды”), выражающие общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах. Аристотель высоко оценивал познавательное значение К. Однако активность человека в процессе познания, благодаря к-рой общие понятия (“роды” и “виды”) соотносятся с единичными предметами, он рассматривал как чисто духовную. В новое время учение о К. развивали представители нем. классического идеализма. Для Канта К.— это всеобщие формы, в к-рых мы мыслим все воспринимаемое, априорные (до-опытные) формы рассудка, упорядочивания нашего опыта. Гегель понимал К. как развивающиеся способы полагания абсолютным духом своего предмета, всеобщие формы его саморазвития и самоопределения, как “прочные узлы, служащие опорными и направляющими пунктами его” (духа или сознания) жизни (цит. по: Ленин В. И. Т. 29. С. 85). Для Гегеля К. в своем самодвижении осуществляют себя только как духовные формы любого предметного содержания. Взаимосвязь К. в конечном счете задает тон и ритм истории, превращающейся в их воплощение. В совр. западной философии, особенно в неопозитивизме. К. или игнорируются, или рассматриваются как чисто субъективные и “удобные” формы организации человеческого опыта, “вместилища” данных опыта, определенные языковые образования. В нек-рых направлениях идеалистической философии (неотомизм, персонализм и т. д.) К. относят к чисто духовным трансцендентным сущностям. С т. зр. марксистской философии К. сформировались в процессе исторического развития познания, общественной практики. Их основой служит не активность духа, а развитие способов предметной деятельности человека, способов общения. Осн. К. диалектического материализма — материя и движение, время и пространство, качество и количество, мера, .единичное, особенное и всеобщее, противоречие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. В своей необходимой взаимосвязи К., образуют систему, воспроизводящую объективную, исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в к-рых отражаются формы бытия природы и общественной жизни. Осн. принципом построения системы К. является единство исторического и логического, движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. К. марксистской философии, как и любой др. науки, не составляют замкнутой, неизменной системы. В связи с развитием деятельности человека, в процессе к-рой он преобразует мир и познает его, число и содержание К. обогащается. Выражая существенные связи развивающейся действительности, законы движения природы, об-ва и мышления, они должны быть такими же подвижными, гибкими, как и отражаемые ими явления.
5. Философское знание рассматривает мир в целостности и в единстве с человеком. Оно не может обойти уровни познания, степень познаваемости. Эйнштейн утверждал, что самое непостижимое в природе то, что она непостижима. В библии записано, что человек не может постичь дел, которые делаются под солнцем.
От уровня философского знания зависит формирование представления о мире. Для Демокрита знание - это совокупность отражающихся от вещей образов. Для Платона знание - это тени идей. К пониманию их может привести некий внутренний философский разум. Диоген скептически относился к познанию. Гераклит призывал прислушиваться к природе. Парменид утверждал не доверять нечутким умам, а полагаться только на разум.
В период средневековья и эпоху Возрождения научные знания стали самоопределяться, приоритет отдается естествознанию и математике. Познание стало логическим процессом. К этому призывали рационалисты: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Сторонники эмпирического естествознания Бэкон, Локк единственным источником знания считали ощущения, полученные в результате опыта, эксперимента. С этого периода закладываются основы опыта и теоретического познания. Разрыв опытного и теоретического познания привел к агностицизму: Юнг, Кант, который в конце 19 - нач. 20 века превращаются в махизм. Кредо которого - знания субъективны, мир дан человеку в ощущениях. Гегель признавал познаваемость инобытия, абсолютной идеи в мире, но осуществить это можно было с помощью внутренних противоречий познания. Маркс соглашался с познаваемостью мира, но истину он предлагал проверять путем социальной практики.
Все это обнаружило ряд проблем, возникающих в научном познании.
Трудности в познании:
§ познание - это социально опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру;
§ это диалектика взаимосвязи субъекта и объекта познания, которая находится в постоянном развитии;
§ единство познания и практики, которые взаимно проникают друг и тем самым обуславливают конечный результат знания.
Теория познания (гносеология) сформировалась в качестве фундаментального раздела философии. Знание сущности вещей, процессов окружающего мира позволяют человеку использовать их в соответствии со своими потребностями и интересами. В этом случае знания выступают связующим звеном между природой, человеческим духом и практической деятельностью. В ходе познания осуществляется процесс избирательно активного действования, отрицания и преемственности.
Знания существуют в различных формах:
- до научной;
- житейской;
- художественной;
- научной.
Базируются знания либо на разуме, как наука, на здравом смысле (эмпирический уровень) и на обыденном сознании. Осмысливая факты, человек формирует высший уровень научного знания и на этой основе осуществляет научное прогнозирование, планирование и проектирование. В системе научного познания особое место принадлежит научной рациональности. В первой половине 20 века этой проблемой занимались Бергсон, Хайдеггер, Ясперс, Гуггер, Вебер, потому что в ней отражено взаимодействие науки и общества, его сущность и роль в развитии цивилизации. Однако против соединения науки и рационализма выступил Фейерабенд. Он считал, что в этом альянсе заложен источник империалистического шовинизма в науке. Было замечено, что научная рациональность, проникающая в социокультурные процессы, экономическое развитие цивилизации предопределено трансформацией в сознании. Рационализм в своем развитии прошел три этапа, начиная с 17 века. Классический - при теоретическом объяснении и описании объекта шло абстрагирование от всего, что относится к субъекту (17 - 18 века). Неклассический тип научной рациональности (конец 19-середина 20 века). В этот период наблюдается зависимость исследования от характера, средств и специфики операций, к которым прибегает ученый. Постнеклассический тип рациональности (конец 20 века). Учитывая исследования сверхсложных, саморазвивающихся систем, ученые соотносят результаты полученного анализа со своей ценностно-целевой ориентацией.
Категория бытия
Категория бытия одна из самых значимых в сфере философского познания как в области организации материи, так и человеческой жизни.
Философия изучает всеобщие законы и объективную действительность и как установили ученые предельно общее свойственное всему миру является наличествование бытия, как единства.
Можно говорить о метафизическом, диалектическом, дуалистическом познании мира, но мы должны помнить, что все категории философии как и в других сферах знания взаимосвязаны друг с другом, и взаимообусловлены. Это и создает ценностную картину мира и его многообразия. Бытие стоит рядом с небытием, с существованием, пространством, временем, материей, качеством и количеством. Бытие отражает «нечто», что осуществляется в качестве многообразных и приходящих ситуаций. Последние неповторимы, ибо время необратимо. Это «нечто» не устойчиво ибо оно становится, изменяется, развивается в борьбе противоположностей как моментов складывающихся ситуаций. Развитие – это наращивание бытия, его интенсивности путем реализации объективных закономерностей . Ученые установили, чем интенсивнее бытие, тем оно более хрупко (энтропия бытия).
К основным формам бытия относятся:
1. бытие вещей, явлений;
2. бытие человека;
3. бытие духовного;
4. бытие социального.
Бытие вещей и явлений – это либо естественные природные процессы, либо проявление «двойственной природы», созданной человеком; с другой стороны, бытие вещей и явлений независимо от сознания человека, но они могут быть созданы, опредмечены человеческим трудом, либо быть продуктами социально-исторического характера и пространственно-временного существования человека.
Человек – биологическое существо «вещь в мире природных вещей», поэтому он подвластен всем признакам и принципам биологической жизни. Но по сравнению с животным и природным миром человек имеет дух, иная сущность и мышление, сознание – высший тип бытия. Духовное бытие, бесконечное многообразие мыслей, чувств, переживаний сопрягаются с общественными или индивидуальными формами. Индивидуальное духовное с одной стороны – это необратимый поток быстроменяющихся побуждений, с другой – стабильные идеи, убеждения и ценности, которые могут жить беспредельно.
Бытие человека – сложный феномен, отягощенный сознанием собственной смертности и противоречивостью бесконечного общего бытия.
Факт существования небытия многими философами отрицается. Еще Парменид говорил «никогда не докажут что-то, чего не существует». Чапышев поддерживает противоположную точку зрения, он считает, что бытие вторично по отношению к небытию. Тезис об относительности бытия и абсолютности небытия не отрицает их единства.
Бытие – форма существования небытия. С этим согласны все. Гегель назвал небытие «изнанкой бытия». Сегодня ярким примером отношения бытия и небытия, подтверждением выражения Гегеля может служить противоречие между системой и методом Гегеля.
Наличие абсолютного небытия – это результат памяти, с помощью ее человек сложно осознает трагизм своего небытия в будущем. Благодаря диалектическому воображению и диалектическому сознанию, индивид воспринимает свое небытие сквозь просвечивающееся бытие: в мыслях человек стремится убежать от небытия , вся психика у него проникнута страхом перед ним, поэтому он осмысливает идеал бытия через бытие духа, который способен порождать гениальное творение, которым является наука и религия.
11. ПРОЦЕСС (лат. processus — прохождение, продвижение) — закономерное, последовательное изменение явления, его переход в др. явление (Развитие).
РАЗВИТИЕ — закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает Р. от др. изменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (т. е. циклического воспроизведения постоянной системы связей и отношений); при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для Р. единой, внутренне взаимосвязанной линии; отсутствие закономерностей характеризует случайные изменения катастрофического типа. Философское осмысление Р. означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта. Существенную характеристику Р. составляет время, поскольку всякое Р. осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность. Мышление древних не знало идеи Р. в точном смысле слова, т. к. время тогда понималось как протекающее циклически. Представление об абсолютно совершенном космосе, на к-рое опиралось античное мышление, исключало постановку вопроса о направленных изменениях, ведущих к возникновению принципиально нового. Идея направленности времени выдвигается в христианстве, к-рое относит ее лишь к сфере духа. С возникновением в эпоху Возрождения опытной науки идея линейного направления времени распространяется на природу — формируется представление о естественной истории, т. е. необратимых и направленных изменениях природных объектов. Это нашло выражение в космогонических гипотезах, а затем в теориях эволюции в геологии и биологии. Глубокую философскую разработку идея Р. получила в немецкой классической философии, особенно у Гегеля, к-рый строил диалектику как учение о всеобщем Р. духа. Идеализм гегелевского учения о Р. был преодолен в марксизме, истолковывающем Р. как универсальное свойство материи и вместе с тем как всеобщий принцип, служащий основой объяснения истории об-ва и познания. Общей философской теорией Р. является материалистическая диалектика, законы к-рой дают характеристику внутреннего механизма, движущих сил, общей направленности и основных фаз Р. Диалектико-материалистическое учение о Р. составляет философско-мето-дологический фундамент теории революционного преобразования об-ва. Марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем органическое единство двух типов Р.— эволюции и революции. Совр. общественная жизнь убедительно подтверждает сложный, неоднозначный характер процессов Р., опровергая позитивистскую трактовку Р. как линейного прогресса, показывает, что общественный прогресс достигается отнюдь не автоматически, что общая восходящая линия Р. об-ва есть результат диалектического взаимодействия многообразных процессов, в к-рых решающая роль принадлежит целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся на познание объективных законов истории. Общественная практика показывает и то, что Р. вне преемственности, Р., к-рое просто отрицает достигнутое предшествующей историей, в существенных отношениях оборачивается регрессом, отбрасывающим об-во назад. Революционной перестройке, осуществляемой в СССР, приходится решать ряд задач по восстановлению нарушенной преемственности в сфере социальных отношений, культуры и пр. Данные совр. естественных и общественных наук расширяют наши представления о типах и формах Р. Биология, а также история культуры показали, что процесс Р. неоднороден;если рассматривать крупные линии Р. (напр., органическую эволюцию), то внутри их обнаруживается диалектическое переплетение разнонаправленных тенденций: общий поток прогрессивного Р. сочетается с изменениями, образующими т. наз. тупиковые ходы эволюции или даже направленными в сторону регресса. Совр. наука исследует сложно организованные саморазвивающиеся объекты — системы, во мн. ее областях разрабатываются специально-научные теории Р. В отличие от классического естествознания, рассматривающего гл. обр. обратимые процессы, в таких теориях описываются, в частности, нелинейные, скачкообразные преобразования.
Развитие
Движение - это способ сущ материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниокуда.
Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деят-тью между людьми в процессе их социальной жизни.
Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.
Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.
Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное разнообразие одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого. Точное описание движ частиц воздуха не может объяснить смысл чел речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные вскм уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выраж в том, что высшее включает низшее. (ДНК - хим соединение) Однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим соединениях)
Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы Р среди др изменений: обратимость изменений хар-ет процессы функционирования; отсутствие закономрности характерно для случайных процессов катастрофич типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться , и потому процесс лишается характерной для Р единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.
19. ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ЗАКОН — все общий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, “ядро” материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, “стороны” и т. п., к-рые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) взаимоис-ключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний “источник” всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия именно как конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив. осваивает целое как органическое, как систему, в к-рой противоположности взаимопроникают, обусловливая весь процесс ее развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета “в логике понятий”. В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, к-рое толкует “источник” движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство — как существующее рядом с многообразием. Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов движения и лишь внешне сопоставленных сторон предмета. Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения. Родоначальник диалектики противоречий — Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное ,и свели к средству опровержения движения и многообразия (“отрицательная диалектика” — апория). В эпоху Возрождения идею “совпадения противоположностей” развивали Николай Кузанский и Бруно. Кант “устранял” антиномии лишь путем дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга Гегеля, к-рый сделал в исследовании проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма. Для совр. зап. философии характерны, с одной стороны, тенденция иррационализации противоречия как якобы неразрешимого (“трагическая диалектика”), с др.— попытка отрицать эту категорию, подменяя ее терминологическими различениями (позитивизм). Марксизм материалистически истолковал и разработал Е. и б. п. з. “как закон познания (и закон объективного мира)” (Ленин). Подход к этому закону с т. эр. принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона — основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих функций. Он определяет также и структуру научной теории, поскольку последняя раскрывает диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры — ^Капитал” Маркса. Разрешение противоречий ведет исследование вперед по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий, их синтеза. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие — значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в процессе восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное). Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счете как производные от внутренних. Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для совр.естествознания, к-рое все чаще сталкивается с противоречивой природой объектов. Марксизм-ленинизм сделал категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у к-рого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению. Мировоззренческое и воспитательное значение этого закона выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое достижение истории не рассматривать как окончательные и ориентирует'на бесконечное творчество.
20. ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ — один из осн. законов диалектики, объясняющий, как, каким образом происходит движение и развитие. Впервые сформулирован, правда, в идеалистической форме, Гегелем как закон развития абстрактного мышления, мирового духа. В материалистической диалектике — всеобщий закон развития объективного мира, играющий большую роль в его познании. Он констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому (Качество и количество. Мера, Скачок). Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, об-ва и мышления. Он важен для понимания диалектической концепции развития и ее отличия от всевозможных метафизических концепций, сводящих движение, развитие к одним количественным изменениям существующего, без уничтожения старого и возникновения нового. Развитие науки в любой области знания — физике, химии, биологии и др., а также всемирно-исторический опыт социальных преобразований последних десятилетий подтверждают и обогащают диалектическую теорию развития как процесса качественных изменений, происходящих в результате изменений количественных. Количественные и качественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс — изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений. Количественные и качественные изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к др. (более общим) — количественными. Любой процесс развития одновременно и прерывен и непрерывен. При этом прерывность выступает в форме качественного скачка, а непрерывность — в форме количественного изменения (Эволюция и революция).
21 ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН — один из осн. законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает преемственность, спирале-видность развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития нек-рых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория отрицания означает превращение одного предмета в др. при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием. Это открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (Единства и борьбы противоположностей закон), наличием в нем собственного, отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение “третьего” по отношению к двум противоположностям. И т. к. они не только исключают, но и взаимопрони-кают друг в друга, то “третье” есть такое отрицание, к-рое одновременно выступает как сохранение (Снятие). “...Отрицание как раз и есть (рассматриваемое со стороны формы) движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение, причем (в истории отчасти, в мышлении вполне) на основе приобретенного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 20. С. 640—641). Условия и предпосылки, породившие объект, не исчезают с его развитием, а воспроизводятся им, образуя “возврат к якобы старому” (Ленин). И в мышлении это выражается через отрицание отрицания, через более глубокое осмысление на новом этапе развития теории уже достигнутых моментов истины. Из принципа единства диалектики, логики и теории познания следует, что только через исследование О. о. з. как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Т. к. основу человеческих отношений к внешнему миру составляет практика, ее особенностями обусловливается и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что воспроизведение развивающегося объекта осуществляется лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне к-рой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом к-рой и является знание, т. к. оно постоянно опредмечивается в продуктах человеческого труда и столь же постоянно распредмечивается (Опредмечивание и распредмечивание). В этом движении и происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории др., раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния др. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем и нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое отношение старой и новой теории выражается в соответствия принципе. Таким путем и вскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему О. о. з. выступает и как закон познания и как закон объективного мира.
23. Отдельное как категорияв философии диалектической соб. значения не имеет. Это понятие выполняет роль обозначения объекта, к-ый находится как бы вне системных отношений (невозможно!) – мы не знаем, к какой системе принадлежит. Полнота бытия отдельного – нулевое понятие.
ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ И ВСЕОБЩЕЕ — философские категории, выражающие объективные связи мира, а также ступени их познания. Эти категории формируются в ходе развития практически-познавательной деятельности. Каждый объект предстает перед человеком сначала как нечто Е. Однако уже элементарная практика обнаруживает повторяющиеся признаки ряда объектов, позволяет объединять их в определенные классы. Общие черты,.. присущие нек-рым объектам, относящимся к определенному классу, выступают как О. Др., обнаруживающиеся у всех без исключения представителей этого класса, рассматриваются как В.
Решение вопроса о соотношении Е., о. и в. в сознании и в объективном мире, особенно проблема соотношения общих понятий и единичных реальных объектов, к-рые обозначаются такими понятиями, вызывало большие трудности в истории философии. При наивно-наглядном представлении об объективном аналоге В. в мышлении как о сходном, повторяющемся в мире явлений еще не ставится вопрос об источниках, причине этого сходства, как и вопрос о том, в какой мере В. в понятиях отражает реально существующие характеристики бытия, а в какой коренится в особенностях познавательного процесса. Такой позиции придерживались древнегреч. материалисты. Так, Фалес основу всех вещей, В., видит в воде, Гераклит — в огне, Демокрит — в атомах. Понимание В. как объективного свойственно и большинству идеалистов этого периода, но В. у них отрывается от материальной действи