Религиозно-мифологическое мировоззрение

Тема 1. Что такое философия

Мировоззрение

Встречаются люди, совершенно неспособные воспринимать философские рассуждения: последние кажутся им расплывчатыми и неясными. Действительно, понятия философии часто лишены точного, четкого содержания. Обычно определение какого-то слова или термина раскрывает нам его содержание, смысл с помощью хорошо известных нам слов и терминов. Однако в определениях философских терминов используются слова, смысл которых также не очень ясен. Увы, это относится и к определению слова «философия».

Слово «философия» переводится с греческого языка как «любовь к мудрости» или «любомудрие». Говорят, древнегреческий философ Пифагор (6 в.до н.э.) говорил своим ученикам: «Не называйте меня мудрецом, я всего лишь любитель мудрости!». И это характерно для всех философов: они любят мудрость, стремятся к ней, но часто не могут сказать, что же это такое – мудрость.

Обычно философию определяют как разновидность мировоззрения.

В самом общем виде под мировоззрением понимают совокупность взглядов (воззрений) на окружающий мир, на общество, на самого человека, на его место в мире и в обществе.

По-видимому, каждый человек имеет некоторое мировоззрение, т.е. у каждого из нас имеется какое-то общее представление о мире, обществе и о себе. Даже если человек никогда не задумывался над своим мировоззрением и чаще всего не способен выразить его внятно, мировоззрение у него есть и оно проявляется в его наиболее важных решениях и действиях. Скажем, известная когда-то кинозвезда Брижитт Бордо публично отказалась носить изделия из натурального меха и призвала всех женщин последовать ее примеру. Она считает безнравственным истребление животных и стремится противодействовать этому. - Данное убеждение является частью ее мировоззрения. Сейчас некоторые политики в нашей стране настойчиво проповедуют, что не нужно нам изобретать велосипед и следует просто заимствовать те формы хозяйствования, жизни, культуры и государственного устройства, которые за века исторического развития выработали страны Западной Европы. Убеждение, что Западная Европа обогнала Россию в отношении социально-экономического и культурного развития,- часть мировоззрения таких политиков. Почти все мы в свое время были возмущены бомбардировками Сербии самолетами НАТО. В этом возмущении проявились особенности нашего русского мировоззрения.

Однако нельзя каждое убеждение человека считать частью его мировоззрения. В противном случае мы отождествим мировоззрение со всем содержанием сознания индивида. Конечно, мировоззрение проявляется во всем содержании сознания, но именно проявляется, а не растворяется в сознании. Мировоззрение включает в себя лишь наиболее фундаментальные, глубинные, сокровенные убеждения человека, так сказать, центральное ядро его личности. Сюда входит самое общее представление о мире и определенная картина мира; представление о себе, о своем месте в этом мире; представление о добре и зле, о должном, о наиболее важных жизненных целях и ценностях. Жизнь отдельного человека направляется – в основном и главном – именно этими фундаментальными представлениями и убеждениями, однако далеко не все его поступки определяются этим ядром. Сознание человека не похоже на формальную аксиоматическую систему, в которой даже самая отдаленная теорема представляет собой логическое следствие исходных аксиом. Многое из того, что мы говорим и делаем в этой жизни, не вытекает из наших глубинных – мировоззренческих – убеждений, порой расходится с ними и даже противоречит им. Что делать! Человек не машина с вложенной программой и многое совершает под влиянием мгновенного чувства, мелкого интереса, увлечения всеобщей модой или под воздействием пропаганды, рекламы, внушения. Поэтому столь часто мучают нас угрызения совести: мы осознаем, что наш поступок противоречит нашим глубинным убеждениям, и осознание этого причиняет нам душевную боль.

Итак, мировоззрение включает в себя наиболее общие и глубокие воззрения человека на мир и на себя в этом мире.

Однако это еще не все и далеко не все. Мировоззрение – не просто некоторая картина мира, общества, в которую в качестве одной из деталей включен сам субъект. Мировоззрение включает в себя также определенное отношение субъекта к миру и обществу, их оценку: мир может представляться мне открытым, светлым, дружелюбным или, напротив, мрачным, пугающим, агрессивным. Природа может казаться мне родным домом, в котором каждая букашка родственна мне, а может рассматриваться как сырой материал для удовлетворения моих потребностей. «Природа не храм, а мастерская»,- говорит у Тургенева Базаров. В 60-е годы ХХв. Широкой популярностью пользовались научно-фантастические произведения польского писателя Ст.Лема и русских писателей братьев Стругацких. Любопытно, что их герои, живущие в далеком будущем, с удовольствием предаются охоте: им интересно слетать на какую-то далекую планету, убить уникальное – уже не просто на Земле, а во Вселенной – животное, с тем чтобы украсить чучелом его головы свой кабинет! Здесь выражалось мировоззрение авторов, характерное, впрочем, для того времени: все в мире предназначено для человека, все должно служить его потребностям и прихотям.

Меня либо устраивает мое общественное положение и я стремлюсь его сохранить, либо оно меня не устраивает и я хотел бы изменить его. Мне кажется, я могу добиться всего, если сильно захочу, или я осознаю, что несмотря на все свои способности и усилия обречен влачить жалкое существование. Все эти отношения и оценки включаются в мировоззренческую картину мира и придают ей индивидуальную эмоциональную и смысловую окраску. Это приблизительно похоже на то, как если бы два художника писали портрет одной и той же женщины, но один из них влюблен в свою модель, а другому она кажется неприятной. Их отношение неизбежно проявится в их творчестве и они напишут очень разные портреты. Так же (и даже больше) различаются и мировоззрения разных людей. Таким образом, «мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения действий людей»(Введение в философию. М., 1989, с.24-25).

Исходя из этого, более или менее общепризнанного понимания мировоззрения, сразу же можно увидеть его главную особенность: оно всегда чье-то мировоззрение – индивида, социальной группы, эпохи, представленной конкретными лицами. Нет безличного, анонимного мировоззрения, в центре всякого мировоззрения стоит определенный субъект. Ну, конечно! Если мы включаем в мировоззрение не только знания, но и ценности, идеалы, чувства, цели, то все это имеет смысл только для конкретного человека. Знания безличны – они принадлежат всем и одинаковы для всех. Но идеалы, цели, ценности у всех разные. Поэтому и мировоззрения разные. Со времен Ньютона образ Солнечной системы тысячекратно использовался для наглядного представления разнообразных идей. И в данном случае он может быть полезен. Центром всякого мировоззрения, его Солнцем является конкретная человеческая личность, притяжение которой удерживает тяжелые планеты знаний, астероиды ценностей и целей, кометы идеалов. Все они образуют систему лишь благодаря светоносному центру, излучение которого придает неповторимое своеобразие всему остальному. Выдерните из этой системы центр – личность,- планеты и кометы унесутся в космический холод безличных абстракций.

Обыденное мировоззрение

У каждого из нас есть какое-то мировоззрение – без этого, по-видимому, просто нет человека. Его называют «стихийным» или «обыденным» – потому, что оно формируется само по себе у каждого человека в процессе его жизнедеятельности. Это – ядро нашего здравого смысла. Своими корнями оно отчасти уходит в генетическую наследственность: унаследовали вы от родителей силу и здоровье – это скажется на вашем восприятии окружающей жизни; страдаете вы с рождения болезнями и хилостью – ваше мировоззрение будет окрашено в иные, боле пессимистические тона. Общение с родителями, сверстниками, школьные знания, непосредственный контакт с окружающей средой – все это формирует наши глубинные убеждения, ценности, жизненные установки и к началу юности вы уже обретаете вполне определенное мировоззрение. Важнейшую роль при этом играет усвоение родного языка. Структура нашего языка значения его слов задают определенную структуру мира. Например, в нашем русском языке есть грамматические категории подлежащего, сказуемого, прилагательного и т.п. Поэтому и внешний мир мы представляем себе как состоящий из твердых предметов, их свойств и состояний. Картина мира, навязываемая повседневным языком, входит в обыденное мировоззрение человека, усвоившего этот язык. Слушая сказки в детстве, невольно запоминая пословицы и поговорки, мы почти бессознательно усваиваем традиции мышления, ценности, мироощущение своего народа. «От трудов праведных не наживешь палат каменных», «Не хлебом единым жив человек», «Не зная броду, не суйся в воду» и т.п. – идеи, выраженные в такого рода расхожих выражениях и крылатых словечках, незаметно входят в мировоззрение человека и образуют его важную, хотя и не всегда осознаваемую, часть.

Однако ведущая роль в формировании обыденного мировоззрения принадлежит, бесспорно, трудовой или орудийной деятельности. Те свойства вещей и явлений реальности, которые открываются нам в повседневной жизнедеятельности, которые важны с точки зрения наших потребностей, именно они в первую очередь выделяются человеком и образуют основное содержание его представлений об окружающем мире.

Однако обыденному мировоззрению присущи существенные недостатки. Оно никогда полностью не формулируется в явных утверждениях и в значительной мере существует в виде полуосознаваемых, неясных, смутных идей, образов, чувств. Помните, у Ярослава Гашека в «Бравом солдате Швейке» арестанты обокрали одного из своих сокамерников, который, получив из дома посылку, хотел съесть ее всю целиком один, не поделившись с товарищами по несчастью. Его поведение шло вразрез с представлениями арестантов о справедливости, о товариществе, хотя вряд ли они смогли бы сформулировать это в ясной форме. Наряду с научными знаниями, усвоенными в школе, обыденное мировоззрение часто содержит обрывки религиозных верований, суеверия, предрассудки. И самое, быть может, важное: обыденное мировоззрение никогда не представляет собой системы, т.е. его отдельные принципы часто несовместимы друг с другом и следствия этих принципов редко доводятся до повседневных поступков. Например, человек может быть искренне убежден в том, что воровать нехорошо, но охотно бежит покупать акции какой-нибудь заведомо шельмовской компании, или пылко мечтает о процветании родного государства, но при этом ведет двойную бухгалтерию, чтобы не платить налогов. От этих недостатков в значительной мере избавлено мифологическое и религиозное мировоззрение.

Философское мировоззрение

Приблизительно в одно время, У11 – У1 вв. до н.э. в Индии, Китае, Греции возникает и начинает быстро развиваться новый – философский – тип мировоззрения. В чем его отличие от религиозно-мифологического и обыденного типов мировоззрения?

Во-первых, происходит отход от антропоморфизма: философское мировоззрение уже не пытается переносить свойства человека и человеческих взаимоотношений на мир в целом.

Во-вторых, философское мировоззрение постепенно заменяет чувственные образы, на которых покоится миф, абстрактными понятиями, а ассоциативные связи образов мифа – логическими связями понятий.

Наконец, в-третьих, философское мировоззрение излагается не как догма, которую следует принимать, не рассуждая, а как один из возможных способов понимания и объяснения мира, допускающих критику и замену лучшими способами. Это стимулирует разработку обоснования философских систем и служит основой изменения и совершенствования философского мировоззрения.

Конечно, все эти особенности философского мировоззрения формировались постепенно. Первые философские построения еще наполнены элементами мифологии. У Фалеса мир все еще полон богов. Гераклит говорит о Солнце как о живом существе, за которым присматривает богиня справедливости Дике и ее слуги Эринии. У Эмпедокла все процессы в мире обусловлены борьбой любви и ненависти. Однако постепенно все эти мифологические и антропоморфные элементы исчезают. Вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита и земля Ксенофана заменяются у Парменида абстрактным понятием бытия. Если до Парменида философы лишь провозглашали свои тезисы, то Парменид впервые прибегает к логическому доказательству, которое у его ученика Зенона приобретает уже отчетливую форму доказательства от противного, опирающееся на закон исключенного третьего.

Так постепенно формировалось философское мировоззрение – философия,- включавшее в себя на первых порах и известные научные знания – математические, астрономические, медицинские. Оно было столь же целостным, как и миф, но в отличие от мифа абстрактным, рациональным и критичным.

Исследования

Какими же проблемами занимается философия? Что говорят об этом сами философы? И.Кант, которого часто цитируют в учебниках, писал: «Сферу философии… можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?» (Кант И. Трактаты и письма. М., 1980, с.332). В.Вундт говорит о трех важнейших проблемах: «…Развитие главнейших направлений философской мысли связывается с тремя основными проблемами: с гносеологической, метафизической и этической. Среди них разрешение гноеологической проблемы является предварительным условием для разрешения двух других. Пока твердо не установлены происхождение, достоверность и границы познания, работа над метафизическими задачами уподобляется путешествию по морю без руля и парусов, а обсуждение этической проблемы лишается надежной опоры» (Вундт В. Введение в философию. М.,1998, с.214-215). Красноречивый Б.Рассел в своей «Истории западной философии» набрасывает целый ворох философских проблем и вопросов: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному,- крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существует ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, - просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории» (Рассел Б. История западной философии, Ростов на Д., 1998 , с.6-7). Если спросить у современных философов, над какими проблемами они размышляют, мы получим тьму самых разнообразных ответов.

Как нам ориентироваться в этой тьме? В чем найти основание для классификации великого множества мировоззренческих проблем? Во многих учебниках и книгах по философии вы найдете упоминание о так называемом «основном вопросе философии» – вопросе об отношении мышления к бытию. Именно его порой считают тем стержнем, на который нанизываются все остальные философские проблемы. По-видимому, это не так (см. об этом: Никифоров А.Л. Природа философии. М., 2001, гл.5). Никакого «основного» вопроса философии нет, но есть исходное и фундаментальное мировоззренческое отношение «Я» к «не-Я». Для человека, осознавшего себя автономным самостоятельным существом, мир раскалывается на две части «Я» и «не-Я», т.е. все остальное, включая родных, близких и дальних, природу и общество. Здесь нет еще никакого вопроса, есть некоторая данность, противопоставленность «Я» и всего остального – того, что не есть «Я». Когда Р.Авенариус говорил о «принципиальной координации» «Я» и «среды», об их неразрывной связи, то с точки зрения науки он был, по-видимому, неправ, ибо наука стремится избавиться от «Я» и описать мир таким, каков он есть независимо от «Я». Однако для мировоззрения, для философии это совершенно верно: мир, с которым имеет дело философ (как и всякий человек), это всегда не просто мир сам по себе, а обязательно среда его «Я».

Если признать, что исходным пунктом всякого мировоззрения – обыденного, мифологического, религиозного, философского – является расщепление мира на «Я» и «не-Я» («среду», «внешний мир» и т.п.), то это сразу же дает нам очевидное основание для классификации философских проблем. Все они в общем могут быть разделены на три большие группы: что есть мир? (онтологический вопрос); что есть «Я» (антропологический вопрос); каковы отношения между «Я» и «не-Я»? (гносеологический, аксиологический, праксеологический и т.п. вопросы). Именно на них или часть из них и отвечает каждая философская система.

1. Онтологический вопрос в наше время сразу же распадается на два вопроса: «Что есть физический мир (природа)?» и «Что есть социальный мир (общество)?». Возможно, во времена античности, когда отдельный человек отождествлял себя со своим родом, с полисом, этого расщепления не было, но сейчас общество противостоит индивиду как часть его «не-Я», причем часто даже еще более чуждая и враждебная ему, чем природа.

Вопрос о том, что есть физический мир или природа, исследует область философии, называемая «онтологией» или «метафизикой». (В настоящее время эта область чаще называется «философскими вопросами естествознания»). Эта область пытается ответить на такие вопросы, как: конечен мир или бесконечен? Что такое движение? Лежит ли в основе видимого многообразия вещей некая единая основа, начало, субстанция? Какова природа этой субстанции – материальна она или духовна? Подчинено ли взаимодействие и изменение вещей каким-то законам? Каждый из этих вопросов в свою очередь расщепляется на несколько дальнейших проблем, например: что такое бесконечность? Существует ли только потенциальная бесконечность или также актуальная? Проблемы ветвятся, пускают новые побеги… Порой оказывается, что некоторые из них уже можно решать научными методами, тогда они выпадают из сферы философии.

Проблемы социальной онтологии исследует социальная философия: что такое человеческое общество? Что скрепляет его в некоторую целостность? Что такое человеческая деятельность? Каковы основы власти? В каких отношениях находится индивид к государству? В область социальной философии входят такие разделы, как: философия права, политология, философия истории и т.п.

2. Антропологический вопрос включает в себя проблемы, связанные с пониманием человеческой личности, творчества, свободы, прекрасного, нравственных ценностей и т.п. Эти проблемы рассматриваются в таких областях философии, как: этика, эстетика, философская антропология и т.п.

Здесь, правда, есть одна трудность, которая существенно осложняет классификацию философских проблем и не позволяет провести четких границ между разными областями философского исследования. Общество, социальная среда противостоят индивиду как нечто внешнее, как «не-Я». Это дает нам основание говорить о социальной онтологии. Однако все мы прекрасно понимаем, что общество, общественные отношения и учреждения в какой-то мере есть продукт сознательной деятельности человека, т.е. различных «Я». С другой стороны, и сама личность человека, его «Я», в огромной, если не в решающей степени формируется тем обществом, членом которого он является. Таким образом, философское рассмотрение общества часто оказывается рассмотрением человека, анализ общества есть в то же время анализ личности. Социальная онтология и антропология пересекаются и разделить их проблематику, сферы их исследования порой невозможно.

3. Важнейшей проблемой, относящейся к взаимоотношениям «Я» и «не-Я», является гносеологическая: что и как я могу знать? Она расщепляется на вопросы о познавательных способностях человека, их взаимоотношении в процессах познания, о природе знания и истины, о взаимоотношении знания и веры, о предпосылках и методах познания и т.п. На эти вопросы отвечает область философии, называемая «гносеологией» или «теорией познания». В ХХв. сформировалась новая область философских исследований, называемая «философией науки» или «эпистемологией». Она занимается описанием особенностей научного познания: структуры научного знания, методов науки, функций научной теории и т.п.

4. К этим важнейшим областям философского исследования следует добавить еще обширную область истории философии. Конечно, каждый исследователь стремится познакомиться с историей решений избранной им проблемы. Ему это требуется для того, чтобы не изобретать давно изобретенный велосипед. Но это еще не история философии.

Все мировоззренческие, философские проблемы тесно переплетены, решение одних часто существенно влияет на решение других. Иногда возникает вопрос: какие из них важнее? С решения или рассмотрения каких проблем нужно начинать? Как мы видели, Вундт, следуя за Кантом, важнейшей считает гносеологическую проблему. Авторы большинства наших учебников по философии начинают с рассмотрения онтологической проблемы. Ричард Поупкин и Аврум Строл, авторы прекрасного вводного курса по философии (Поупкин Р., Строл А. Философия. Вводный курс. М.-СПб., 1997) начинают свое изложение с этики и политической философии. Можно ли считать, что одни более правы, чем другие?

Нет, конечно. Начинать можно с чего-угодно, но если ты стремишься к некоторой полноте рассмотрения сферы философии, то должен сказать о всех трех фундаментальных философских проблемах. Здесь, правда, следует учесть одно немаловажное обстоятельство. Мы уже не раз отмечали, что философия вырастает из обыденного мировоззрения и продолжает оставаться связанной с ней тысячью нитей. Изменение общественных интересов влияет на обыденное мировоззрение и делает актуальными те или иные мировоззренческие проблемы. И философ должен ответить на эти проблемы. Спросите современных философов, какие философские проблемы сейчас они считают наиболее интересными и важными? Таких проблем чрезвычайно много и у каждого философа по-видимому имеется свое представление о том, какие именно философские проблемы являются наиболее актуальными сегодня.

Одни будут подчеркивать важность коммуникации между людьми и народами в нашу эпоху и выдвигать на первый план проблему понимания. Другие постараются обосновать значение науки для развития всех сторон общественной жизни и будут говорить о важности анализа научного знания, методов науки и способов ее развития, о многообразных последствиях НТР. Третьи укажут на глобальныепроблемы современности: проблемы войны и мира, экологические, демографические, национальные проблемы и т.п. Четвертые обратят внимание на всеобщее падение нравов и провозгласят, что на первое место должна быть поставлена этическая проблематика. Все эти философы будут правы: действительно, те проблемы, о которых они говорят, в самом деле важны и актуальны именно в наше время – сегодня, сейчас. Более того, это не просто академически интересные философские проблемы, от их решения в некотором смысле зависит само существование человечества. И перед отечественными философами – как и философами всего мира – стоит задача не только осознать наличие этих проблем, но и дать их решение. Все это обусловлено воздействием обыденного мировоззрения, которое -–в конце концов – сохраняется и у каждого философа за исключением той области, в которой он профессионально работает. Поэтому, чтобы быть интересным и нужным читателю, рассказ о философии должен начинаться с общественно интересных проблем. Как раз Поупкин и Строл нам это демонстрируют: этика и политика интересны и важны для современного американского общества, поэтому они с них и начинают «вводить в философию».

Философию, философские системы, всех философов объединяет общность философских проблем. И Аристотель размышлял над тем, как устроен мир и как мы его познаем, и Спиноза, и современные философы. Какими бы проблемами ни занимался тот или иной философ, сколь бы экзотичными они ни казались, он всегда может показать, что его проблема является дальним ответвлением одной из фундаментальных философских проблем: что есть мир? Что есть человек? Как я могу это узнать? Скажем, размышляете вы о взаимоотношениях политики и этики. Для анализа этих отношений вам потребуется определенное понимание общественных отношений, природы нравственных ценностей, в конечном итоге цепь приведет вас к вопросам: что есть общество? Что есть человек?

Вы избрали для написания диссертации некоторую проблему, тему. Попробуйте осознать, к какой фундаментальной проблеме философии она восходит и к какой сфере философского исследования принадлежит.

Вопросы

1) Что такое мировоззрение и какова его структура?

2) Особенности обыденного мировоззрения.

3) Отличия мифологического и религиозного мировоззрения (лекция)

4) Чем философское мировоззрение отличается от мифологического и религиозного?

5) Сосуществование типов мировоззрения. Современные мифы.

6) Что такое философия? Философия как теория мировоззрения.

7) Как философия связана с наукой?

8) Каковы основные философские проблемы?

9) Основные разделы философии.

Основная литература

1. Введение в философию. Авт. Колл.: Фролов И.Т. и др. М.,2002. Введение.

2. Никифоров А. Природа философии. М., 2001.

3. Философский энциклопедический словарь. Под ред. А.А.Ивина. М., 2003.

Дополнительная литература

1. Вундт В. Введение в философию. М., 1997.

2. Поупкин Р., Строл А. Философия. М.-СПб.,1997.

3. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.,1997. Разд.1.

Тема 1. Что такое философия

Мировоззрение

Встречаются люди, совершенно неспособные воспринимать философские рассуждения: последние кажутся им расплывчатыми и неясными. Действительно, понятия философии часто лишены точного, четкого содержания. Обычно определение какого-то слова или термина раскрывает нам его содержание, смысл с помощью хорошо известных нам слов и терминов. Однако в определениях философских терминов используются слова, смысл которых также не очень ясен. Увы, это относится и к определению слова «философия».

Слово «философия» переводится с греческого языка как «любовь к мудрости» или «любомудрие». Говорят, древнегреческий философ Пифагор (6 в.до н.э.) говорил своим ученикам: «Не называйте меня мудрецом, я всего лишь любитель мудрости!». И это характерно для всех философов: они любят мудрость, стремятся к ней, но часто не могут сказать, что же это такое – мудрость.

Обычно философию определяют как разновидность мировоззрения.

В самом общем виде под мировоззрением понимают совокупность взглядов (воззрений) на окружающий мир, на общество, на самого человека, на его место в мире и в обществе.

По-видимому, каждый человек имеет некоторое мировоззрение, т.е. у каждого из нас имеется какое-то общее представление о мире, обществе и о себе. Даже если человек никогда не задумывался над своим мировоззрением и чаще всего не способен выразить его внятно, мировоззрение у него есть и оно проявляется в его наиболее важных решениях и действиях. Скажем, известная когда-то кинозвезда Брижитт Бордо публично отказалась носить изделия из натурального меха и призвала всех женщин последовать ее примеру. Она считает безнравственным истребление животных и стремится противодействовать этому. - Данное убеждение является частью ее мировоззрения. Сейчас некоторые политики в нашей стране настойчиво проповедуют, что не нужно нам изобретать велосипед и следует просто заимствовать те формы хозяйствования, жизни, культуры и государственного устройства, которые за века исторического развития выработали страны Западной Европы. Убеждение, что Западная Европа обогнала Россию в отношении социально-экономического и культурного развития,- часть мировоззрения таких политиков. Почти все мы в свое время были возмущены бомбардировками Сербии самолетами НАТО. В этом возмущении проявились особенности нашего русского мировоззрения.

Однако нельзя каждое убеждение человека считать частью его мировоззрения. В противном случае мы отождествим мировоззрение со всем содержанием сознания индивида. Конечно, мировоззрение проявляется во всем содержании сознания, но именно проявляется, а не растворяется в сознании. Мировоззрение включает в себя лишь наиболее фундаментальные, глубинные, сокровенные убеждения человека, так сказать, центральное ядро его личности. Сюда входит самое общее представление о мире и определенная картина мира; представление о себе, о своем месте в этом мире; представление о добре и зле, о должном, о наиболее важных жизненных целях и ценностях. Жизнь отдельного человека направляется – в основном и главном – именно этими фундаментальными представлениями и убеждениями, однако далеко не все его поступки определяются этим ядром. Сознание человека не похоже на формальную аксиоматическую систему, в которой даже самая отдаленная теорема представляет собой логическое следствие исходных аксиом. Многое из того, что мы говорим и делаем в этой жизни, не вытекает из наших глубинных – мировоззренческих – убеждений, порой расходится с ними и даже противоречит им. Что делать! Человек не машина с вложенной программой и многое совершает под влиянием мгновенного чувства, мелкого интереса, увлечения всеобщей модой или под воздействием пропаганды, рекламы, внушения. Поэтому столь часто мучают нас угрызения совести: мы осознаем, что наш поступок противоречит нашим глубинным убеждениям, и осознание этого причиняет нам душевную боль.

Итак, мировоззрение включает в себя наиболее общие и глубокие воззрения человека на мир и на себя в этом мире.

Однако это еще не все и далеко не все. Мировоззрение – не просто некоторая картина мира, общества, в которую в качестве одной из деталей включен сам субъект. Мировоззрение включает в себя также определенное отношение субъекта к миру и обществу, их оценку: мир может представляться мне открытым, светлым, дружелюбным или, напротив, мрачным, пугающим, агрессивным. Природа может казаться мне родным домом, в котором каждая букашка родственна мне, а может рассматриваться как сырой материал для удовлетворения моих потребностей. «Природа не храм, а мастерская»,- говорит у Тургенева Базаров. В 60-е годы ХХв. Широкой популярностью пользовались научно-фантастические произведения польского писателя Ст.Лема и русских писателей братьев Стругацких. Любопытно, что их герои, живущие в далеком будущем, с удовольствием предаются охоте: им интересно слетать на какую-то далекую планету, убить уникальное – уже не просто на Земле, а во Вселенной – животное, с тем чтобы украсить чучелом его головы свой кабинет! Здесь выражалось мировоззрение авторов, характерное, впрочем, для того времени: все в мире предназначено для человека, все должно служить его потребностям и прихотям.

Меня либо устраивает мое общественное положение и я стремлюсь его сохранить, либо оно меня не устраивает и я хотел бы изменить его. Мне кажется, я могу добиться всего, если сильно захочу, или я осознаю, что несмотря на все свои способности и усилия обречен влачить жалкое существование. Все эти отношения и оценки включаются в мировоззренческую картину мира и придают ей индивидуальную эмоциональную и смысловую окраску. Это приблизительно похоже на то, как если бы два художника писали портрет одной и той же женщины, но один из них влюблен в свою модель, а другому она кажется неприятной. Их отношение неизбежно проявится в их творчестве и они напишут очень разные портреты. Так же (и даже больше) различаются и мировоззрения разных людей. Таким образом, «мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения действий людей»(Введение в философию. М., 1989, с.24-25).

Исходя из этого, более или менее общепризнанного понимания мировоззрения, сразу же можно увидеть его главную особенность: оно всегда чье-то мировоззрение – индивида, социальной группы, эпохи, представленной конкретными лицами. Нет безличного, анонимного мировоззрения, в центре всякого мировоззрения стоит определенный субъект. Ну, конечно! Если мы включаем в мировоззрение не только знания, но и ценности, идеалы, чувства, цели, то все это имеет смысл только для конкретного человека. Знания безличны – они принадлежат всем и одинаковы для всех. Но идеалы, цели, ценности у всех разные. Поэтому и мировоззрения разные. Со времен Ньютона образ Солнечной системы тысячекратно использовался для наглядного представления разнообразных идей. И в данном случае он может быть полезен. Центром всякого мировоззрения, его Солнцем является конкретная человеческая личность, притяжение которой удерживает тяжелые планеты знаний, астероиды ценностей и целей, кометы идеалов. Все они образуют систему лишь благодаря светоносному центру, излучение которого придает неповторимое своеобразие всему остальному. Выдерните из этой системы центр – личность,- планеты и кометы унесутся в космический холод безличных абстракций.

Обыденное мировоззрение

У каждого из нас есть какое-то мировоззрение – без этого, по-видимому, просто нет человека. Его называют «стихийным» или «обыденным» – потому, что оно формируется само по себе у каждого человека в процессе его жизнедеятельности. Это – ядро нашего здравого смысла. Своими корнями оно отчасти уходит в генетическую наследственность: унаследовали вы от родителей силу и здоровье – это скажется на вашем восприятии окружающей жизни; страдаете вы с рождения болезнями и хилостью – ваше мировоззрение будет окрашено в иные, боле пессимистические тона. Общение с родителями, сверстниками, школьные знания, непосредственный контакт с окружающей средой – все это формирует наши глубинные убеждения, ценности, жизненные установки и к началу юности вы уже обретаете вполне определенное мировоззрение. Важнейшую роль при этом играет усвоение родного языка. Структура нашего языка значения его слов задают определенную структуру мира. Например, в нашем русском языке есть грамматические категории подлежащего, сказуемого, прилагательного и т.п. Поэтому и внешний мир мы представляем себе как состоящий из твердых предметов, их свойств и состояний. Картина мира, навязываемая повседневным языком, входит в обыденное мировоззрение человека, усвоившего этот язык. Слушая сказки в детстве, невольно запоминая пословицы и поговорки, мы почти бессознательно усваиваем традиции мышления, ценности, мироощущение своего народа. «От трудов праведных не наживешь палат каменных», «Не хлебом единым жив человек», «Не зная броду, не суйся в воду» и т.п. – идеи, выраженные в такого рода расхожих выражениях и крылатых словечках, незаметно входят в мировоззрение человека и образуют его важную, хотя и не всегда осознаваемую, часть.

Однако ведущая роль в формиро

Наши рекомендации