Тема 16. Будущее человечества (философский аспект)

Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации.

Проблему информационного общества поднимает в своей работе «Третья волна» О. Тоффлер, определяя его характерные черты и две противоречивые тенденции: глобализацию и дифференциацию. Характерный признак информационной цивилизации – информатизация, свободный доступ каждого к информации. Выявите на основе предлагаемого материала характерные черты информационного общества, перспективы его развития и особенности проявления. Покажите социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации.

Определите перспективы ноосферной цивилизации, используя подходы В.И. Вернадского и П. Тейярда де Шардена. Вернадский особое значение видит в появлении «живого вещества», жизни во Вселенной, способности к самоорганизации. Начало формирования ноосферы – это целенаправленное воздействие человека на биосферу благодаря развитию науки. Жизнь, одухотворенная научным разумом, должна перейти от овладения энергией гео- и биохимических процессов, к овладению «энергией мысли». Для П.Т. де Шарден космос – лишь орудие для реализации божественной идеи. Высший этап эволюции ноосферы – движение «Духа Земли» навстречу Богу, а затем – слияние с ним, появление «Всемирного Христа».

Изучая учебник, обратите внимание на признаки, возникновение, сущность, содержание глобальных проблем, необходимость их дифференции. Сама проблема актуализируется благодаря Римскому клубу, инициатором которого становится А. Печчеи. Глобальные проблемы затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности, решение их возможно лишь совместными усилиями.

Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Выделяют три группы проблем: интерсоциальные, в том числе и создание нового международного экономического порядка; проблемы возникающие в результате непосредственного взаимодействия природы и общества, в том числе и проблема природных ресурсов; проблемы, которые возникают в результате непосредственного взаимодействия человека и общества, возможность в будущем создания единой мировой цивилизации, на что обращает внимание Н. Моисеев.

Обратите внимание на особенности разрешения глобальных проблем, необходимость формирования нового планетарного мышления. На основании изученного изложите Ваше видение проблем в виде эссе, отразите следующие аспекты: взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего, человечество перед историческим выбором, коэволюционные сценарии будущего, концепция устойчивого развития, осмические перспективы развития социума.

Для ответа на поставленные вопросы необходимо:

1. Изучить учебники:

Губин В. Д. Философия. Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2016 г. - 332 с.

Канке, В. А. Современная философия: учебник для вузов / В.А. Канке – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2014. – 329 с.

Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2014. – 275 с.

Липский Б.И. Философия: учеб. для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2013. -508с.

Философия : Учебник для вузов / Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Момджян К. Х., Миронов В. В. . – М. : Норма, Инфа-М, 2015. – 519с

2. Ознакомиться с источниками

Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М. : Мысль, 1988.

Винер, Н. Движется ли вселенная к концу / Н. Винер // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М. : Гардарика, 1997. – С.490 – 491.

Гор, Эл. Земля на чаше весов / Эл Гор. – М.: Наука, 1993.

Моисеев, Н. Человек и ноосфера / Н. Моисеев. – М.: Мысль, 1990.

Нэсбитт, Дж. Что нас ждет в 90-е года. Мегатенденции: Год 2000 / Дж. Нэсбитт. – М.: Наука, 1992.

Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. – М.: Наука, 1980.

Дополнительная литература

Аршинов, В.И. Философские проблемы развития и применения нанотехнологий /В.И. Аршинов, М.В. Лебедев //Философские науки. – 2008. - № 1. – С. 58-79.

Баландин, Р.К. Ноосфера или техносфера / Р.К. Баландин // Вопросы философии. – 2005. - № 6.

Ганчев, П. Глобализация цивилизации и необходимость / П. Ганчев // Вопросы философии.- 2007.- № 8.

Горелова, Е. В.Философское осмысление проблем техногенной цивилизации / Е.В. Горелова // Философские науки. - 2006. - № 9. - С. 5-21.

Иноземцев, В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация / В.Л. Иноземцев // Вопр.филос. – 2004. - № 4. С.58 – 69.

Иванов, В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии /В.Г. Иванов. – М.: Наука, 1991.

Кантор, К.М. Глобализация? – Да! Но какая? / К.М. Кантор // Вопросы философии. – 2006.- №1.

Костин, А.И. Кризис цивилизации, стратегия устойчивого развития и проблема политического выбора / А.И. Костин // Вест. МГТУ. Сер. 12. Полит. науки. – 2004. № 5. – С.38 – 62.

Кучуради, И. Философия перед лицом мировых проблем / И. Кучуради // Вопр.филос. – 2004. - № 3.

Павленко, А.Н. «Экологический кризис» как псевдопроблема / А.Н. Павленко // Вопр.филос. – 2002. - № 7.

Попкова, Н.В. Глобальные проблемы современности и технологическое развитие / Н.В. Попкова // Вопр.филос. – 2005. - № 1. – С. 96 –106.

Рябова М.Э. Полиязычие как преодоление усложнения мира / М.Э Рябова // Вопросы философии. – М, 2010. - № 7. – С. 149-152.

Тульчинский Г.Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности / Г.Л. Тульчинский // Вопросы философии. – М, 2009. - № 4. – С. 41-56.

Оленьев, В.В. Глобалистика на пороге XXI века / В.В. Оленьев, А.П. Федотов // Вопр.филос. – 2003. - № 4.

Хайтун С.Д. Рынок против войны как менее эффективного средства ускорения социальной эволюции / С.Д. Хайтун // Вопросы философии. – 2009. - № 4. – С. 3-19.

Шаповалов, В. Ф. Философия науки и техники: о смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи : учеб. пособие. - М. : Гранд : Фаир-Пресс, 2004. - 309 с.

Шишкина, Е. А.Историческая роль глобализации в формировании новой цивилизации / Е. Шишкина // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 4. - С. 100-111.

Шермухамедов, С. Философия сегодня: национальная, региональная, мировая / С. Шермухамедов // Вопросы философии. – 2008. - № 7.

Щедровицкий, Л.Г. Изменения в мышлении на рубеже XXI столетия : социо-культурные вызовы / Л.Г. Щедровицкий // Вопросы философии. – 2007.- № 7.

Устрянцев, В.Б. Пространство цивилизаций в контексте смены типов рациональности / В.Б. Устрянцев // Философия и общество. – 2007. - № 3. – С. 81-98.

Чумаков А.Н. Глобализация и космополитизм в контексте современности / А.Н. Чумаков // Вопросы философии. – 2009. - № 1. – С. 32-39.

Юлина Н.С. Эмерджентизм: сознание, редукция, каузальность / Н.С. Юлина // Вопросы философии. – М, 2009. - № 12. – С. 127-143.

Темы докладов и рефератов

Необходимость и формы международного сотрудничества для сохранения жизни на Земле.

Перспективы культуры и цивилизации.

Человек перед лицом глобальных проблем.

Глобальные проблемы и социальный прогресс.

Современная экологическая ситуация и ее перспективы.

Картина мира обозримого будущего в футурологических моделях.

Философия и ее миссия в спасении человечества.

В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам стратегии будущего в философии (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).

В теме предполагается письменная работа:

1. На основе рекомендуемых работ, представить собственное видение процессов глобализации и развития национальной культуры.

Кессиди, Ф.К. Глобализация и культурная идентичность / Ф.К. Кессиди // Вопр.филос. – 2003. - № 1; Макбрайд, У. Глобализация и межкультурный диалог / У. Макбрайд // Вопр.филос. – 2003. - № 1; Иноземцев, В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация / В.Л. Иноземцев // Вопр.филос. – 2004. - № 4; Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 415 с.

Творческие задания

Эссе

Одним из видов самостоятельной работы студентов (курсантов) является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей обущающегося.

Эссе студента (курсанта) - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно согласованная с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. Это может быть анализ имеющихся источников, исследований, статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный разбор предложенной проблемы с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Наши рекомендации