Тема 13.Философские проблемы науки и техники

Основными проблемами, обсуждаемыми в данном разделе, являются: проблема классификации наук, общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания, Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы современной науки. Особое внимание обратите на вопрос о свободе научного поиска и ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты. Философские проблемы естественных, точных, технических, социальных и гуманитарных наук.

Техника как область человеческой деятельности с давних пор интересовала философов. Мыслители Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения и Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем техники. Сам термин «философия техники» введен Э Каппом. В работе «Основания философии техники» (1877). Проблемами философии техники занимались: Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, К. Ясперс, русский инженер П.К. Энгельмейер («Теория творчества» и «Философия техники» - основные его работы, посвященные данной проблеме). Однако лишь с 60-х годов ХХ века философские исследования техники приобретают статус самостоятельной философской дисциплины. Особо проблема актуализируется в связи с обострением глобальных проблем, как негативный результата НТП. Что же такое техника? Что она может дать человеку? Чего она лишает человека? Это главные вопросы современной философии техники. Их анализ осуществляется под влиянием двух философских традиций: философии и меодологии науки (анализ технического знания) и философской антропологии (нравственно-этическая и культурологическая составляющая проблематика техники).

Изучая учебник, раскройте вопросы: научное познание и инженерия: общее и особенное; технические науки: фундаментальные и прикладные. Особое внимание обратите на проблему структуры технической теории, соотношение философии техники (Э.Капп, Ф.Бон, П.К.Энгельмейер) и философии науки. Кризис традиционной инженерии и проблемы новой технической стратегии. Этические кодексы инженерных сообществ и фирм. Для ответа на поставленные проблемы необходимо:

1. Изучить учебники:

Батурин, В.К. Философия науки : учебное пособие / В.К. Батурин. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 304 с. - ISBN 978-5-238-02215-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117897 (17.10.2016).

Бучило, Н.Ф. История и философия науки. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 432 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54756 — Загл. с экрана.

Губин В. Д. Философия. Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2016 г. - 332 с.

Канке, В. А. Современная философия: учебник для вузов / В.А. Канке – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2014. – 329 с.

Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2014. – 275 с.

Липский Б.И. Философия: учеб. для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2013. -508с.

Рузавин, Г.И. Философия науки : учебное пособие / Г.И. Рузавин. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 182 с. - (Экзамен). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01458-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114561 (17.10.2016).

Философия : Учебник для вузов / Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Момджян К. Х., Миронов В. В. . – М. : Норма, Инфа-М, 2015. – 519с

2. Ознакомиться с источниками

Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М. : Наука, 1988. – С. 99 –112.

Карнап, Р. Философские основания физики / Р. Карнап. – М. : прогресс, 1971.

Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М.: Наука, 1995.

Медоуз, Д. Пределы роста / Д. Медоуз. – М.: Просвещение, 1991.

Пуанкаре, А. О науке / А. Пуанкаре. – М.: Наука, 1983.

Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М. : Прогресс, 1983.

Новая технократическая волна на Западе. – М.: Мысль, 1986.

3. Дополнительная литература

Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: Мысль, 1994.

Агацци, Э. Переосмысление философии науки сегодня / Э. Агацци // Вопросы философии. – 2009. - № 1. – С. 40-52.

Бергер, П. Понимание современности / П. Бергер // Социологические исследования – 1990 - № 7.

Бродель, Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное // Ф. Бродель. – М.: Прогресс, 1986.

Горохов, В.Г., Розов В.М. Введение в философию техники / В.Г. Горохов, В.М. Розов. – М., 1998.

Горохов, В.Г. Роль фундаментальных исследований в развитии новейших технологий / В.Г. Горохов, А.С. Сидоренко // Вопросы философии. – 2009. - № 3. – С. 67-76.

Карпов, А.О. Современная теория научного образования: проблемы становления / А.О. Карпов // Вопросы философии. – М, 2010. - № 5. – С. 15-24.

Липкин, А.И. Две методологические революции в физике - ключ к пониманию оснований квантовой механики / А.И. Липкин // Вопросы философии. – М, 2010. - № 4. – С. 74-90.

Традиции и революции в истории науки. – М., 1991.

Чудинов, Э.М. Природа научной истины / Э.М. Чудинов. – М.: Политиздат, 1977.

Темы докладов и рефератов

Философия информационного общества.

Философия техники П.К. Энгельмейера.

Философия науки и техники Э. Каппа.

Культура и научно-технический прогресс.

Научно-технический прогресс и его потенциал.

Освоение космоса: проблемы и перспективы.

Свобода научного поиска и ответственность ученых

В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам науки и техники в философии (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).

Наши рекомендации