Тема 9.Учение о развитии в философии

Основным содержанием темы является идея развития в истории философской мысли. Диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человека. По мере знакомства с материалом покажите, что развитие не есть «развитие вообще». Развитие связано только с материальными и духовными системами. Оно разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Изучая источники, дайте объяснение названным фундаментальным признакам развития: качественный характер изменений; их необратимость; направленность. Ни один из названных признаков не являются достаточными для определения развития. Объясните, почему?

По мере знакомство с материалом, выделите перечисленные модели развития:

градуалистическая (Г. Спенсер). Сравните Модель развития Г. Спенсера и Ч. Дарвина, выделите общее и особенное для данных подходов;

логико-гносеологическая, рационалистическая (И. Кант, Фихте, Г.В.Ф. Гегель),

творческий эволюционизм или эмерджентизм (Л. Морган),

натуралистическая (Ч. Дарвин),

антропологическая (Ж.П. Сартр),

равновестно – интеграционная (Л.Ф. Уорд, Ле Дантек),

теория конфликтов (Р. Дарендорф, Л. Козер),

диалектико-материалистическая концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин),

политизированная модель диалектики ( В. Ленин, В. Сталин), раскройте специфику каждого подхода.

Диалектика и метафизика – являются ли данные подходы противоположными по отношению друг к другу. Для ответа на данный вопрос рассмотрите историю становления метафизики. Определите специфику догматики, эклектики, софистики, схоластики и собственно метафизики. Назовите исторические формы диалектики и ее современные разновидности, определите отличия между стихийной диалектикой Гераклита, идеалистической диалектикой Гегеля и материалистической диалектики Энгельса - Ленина.

Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Дайте определение понятиям прогресс, регресс. Назвать критерии прогресса.

Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Раскройте суть дискуссий по поводу детерминизма в естествознании и обществознании.

Категории и законы диалектики. Закон, закономерность, связь, отношение, взаимодействие. Раскройте диалектику целого и части. Покажите, что в части - не только специфичность целого, но и индивидуальность, своеобразие исходного элемента. Для понимания структуры материи важное значение имеет уяснение соотношения формы и содержания, сущности и явления, возможное действительное, необходимое и случайное.

Изучите законы диалектики: закон диалектического синтеза, закон диалектической противоречивости, закон перехода количества в качество и наоборот. Раскройте понятия: связь, отношение, отрицание, взаимодействие, скачок, мера, закон, противоположность, борьба, количество, качество. Для освоения курса необходимо:

1. Изучить учебники

Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана.

Губин В. Д. Философия. Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2016 г. - 332 с.

История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.

Канке, В. А. Современная философия: учебник для вузов / В.А. Канке – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2014. – 329 с.

Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2014. – 275 с.

Липский Б.И. Философия: учеб. для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2013. -508с.

Философия : Учебник для вузов / Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Момджян К. Х., Миронов В. В. . – М. : Норма, Инфа-М, 2015. – 519с

2. Ознакомиться с источниками

Абеляр, П. Диалектика / П. Абеляр // Вопр. филос. – 1992. - № 3.

Аристотель. Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4т. – М., 1975 – Т.1. С. 174-175. Августин, Блаженный Аврелий. Время и жизнь / Августин Блаженный Аврелий // Хрестоматия по философии / под ред. А.В. Алексеева и др. – М., 1997. – С.394 - 398.

Винер, Норберг Движется ли вселенная к концу / Н. Винер // Хрестоматия по философии / под ред. А.В. Алексеева и др. – М., 1997. – С.490 –492.

Гольбах, П.А. Природа не знает случайности /П.А. Гольбах /Хрестоматия по философии / под ред. А.В. Алексеева и др. – М., 1997. – С.403 – 407.

Герцен, А.И. Письма об изучении природы / А.И.Герцен. – М., 1946. – С. 105 – 106.

Поппер, К. Что такое диалектика / К. Поппер // Вопр. филос. – 1995. - № 1.

Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгер //Хрестоматия по философии / под ред. А.В. Алексеева и др. – М., 1997. – С.492 –503.

Франк, С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии / С.Л. Франк. – М., 1990.

Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер // Хрестоматия по философии / под ред. А.В. Алексеева и др. – М., 1997. – С.472 - 481.

Шкловский, И.С. Вселенная. Жизнь. Разум / И.С. Шкловский. – М., 1965. – С.59.

3. Дополнительная литература

Гемпель, К.Г. Функция общих законов в истории / К.Г. Гемпель // Вопр. филос. – 1998. - №10.

Донцов, А.И. Схемы понимания и объяснения физической реальности / А.И. Донцов, О.Е. Баксанский // Вопр. филос.– 1998. - № 11.

Кедров, Б.М. Научная концепция детерминизма / Б.М. Кедров // Современный детерминизм, законы природы. – М., 1973.

Кричевец, А.Н. Об априорности, открытых программах и эволюции / А.Н. Кричевец // Вопр. филос. – 1997. - №6.

Лукасевич Я. О детерминизме Я.О. Лукасевич // Вопр. филос. – 1995. - № 5.

Маркова Л.А. Физика мозга и мышление человека / Маркова Л.А. // Вопросы философии. – 2010. - № 3. – С. 161-171.

Молчанов, Ю.Б. Сверхсветовые скорости, принцип причинности и направление времени / Ю.Б. Молчанов // Вопр. филос. – 1998. - № 8.

Огородников, В.П. Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения / В.П. Огородников. – М., 1985.

Пап, А. Семантика и необходимая истина: Исследования оснований аналитической философии / А. Пап. – М. : Идея – Пресс, 2002.

Пилецкий С.Г. Размышления о свободе / С.Г. Пилецкий // Вопросы философии. – М, 2010. - № 10. – С. 154-158.

Рац, М. Диалог в современном мире / М. Рац // Вопр.филос. – 2004. - № 10.

Рябов В. Проблема личности в философии анархизма / В. Рябов // Вопросы философии. – М, 2010. - № 5. – С. 47-56.

Сорокин А.А. Идеальное, творчество и развитие человека / А.А. Сорокин // Вопросы философии. – М, 2009. - № 6. – С. 82-91.

Столович, Л.Н. Диалог и диалектика / Л.Н. Столович // Вопр.филос. – 2002. № 11.

Скачков, Ю.В. Эволюция учения о причинности / Ю.В. Столович // Вопр.филос. – 2003. - № 4.

Яковлев В.А. Метафизика креативности / В.А. Яковлев // Вопросы философии. – М, 2010. - № 6. – С. 44-54.

В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам развития (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).

Темы докладов, рефератов, эссе

Категория «вероятность» и ее роль в науке.

Методологическая роль категорий диалектики в научном познании.

Перспективы развития материалистической диалектики.

Свобода как философская категория.

Идеи развития в их историко- философской ретроспективе.

Диалектика и ее альтернативы в истории философии.

Вопросы для самопроверки

1. Определите понятия «развитие», «движение».

2. Представьте основные модели развития в истории философской мысли.

3. Расскажите об альтернативах диалектики.

4. Что такое метафизика?

5. Дайте представление о законах диалектики.

6. Определите различие между законами существования и развития.

7. Представьте классификацию законов.

8. Расскажите о типах и видах скачков. Раскройте понятие «скачок».

9. Определите отличия софистики, эклектики от диалектики.

10. Раскройте понятия «прогресс», «регресс». Назовите критерии прогресса.

11. Дайте определение общественному прогрессу.

12. Раскройте понятие «противоречие», «борьба».

Тест для закрепления знаний

1.Укажите известные вам модели диалектики и их приверженцев:

а. логико-гносеологическая 1. Кант, Гегель

б. Материалистическая 2. Маркс, Ленин

в. атрибутивная 3. Дарвин, Хаксли

г. атомистическая 4. Гадамер, Хайдеггер

д. Натуралистическая 5. Спенсер, Уорд

е. Равновесная 6. Адорно, Маркузе

2. В чем, по-вашему, состоит действительное единство мира?

А. В бытии

Б. В том, что мы его мыслим единым,

В. В его материальности

Г. В однородности его физико-химического состава

Д. В его изоморфности.

3. Что вы понимаете под научной картиной мира?

А. Это целостное представление о социальных и природных процессах,

Б. Это образ мира, основанный на философско-мировоззренческих принципах,

В. Интегративный образ мира, созданный на основе данных естественных и гуманитарных наук,

Д. Образ мира, созданный на основе отдельных наук.

4.Назовите категорию философии, выражающую диалектическое единство количества и качества - …

5. Философская категория, выражающая внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств - …

6. Философская категория, выражающая внешнюю форму существования предмета, его обнаружение - …

7. Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания - …

8. Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития - …

9. Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития - …

10. Назовите категории диалектики парные категориям:

«общее» -

«возможное» -

«причина» -

«необходимое»

«сущность» -

«сущность

«форма»

11. Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины:

12. Спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее к более сложным и упорядоченным связям и отношениям:

13. Составная часть сложного целого:

14. Физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, планеты, звезды, Вселенная – …

15. Материальное производство, духовное производство, политика, право, мораль относятся к …

16.Понятия «движение» и «развитие» соотносятся между собой:

Понятие «движение» шире понятия «развитие»

Понятие «движение» совпадает с понятием «развитие»

Понятие «движение» вбирает в себя понятие «развитие»

Понятие «развитие» вбирает в себя понятие «движение»

17. Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания - …

В курсе планируется коллоквиум по темам: онтология и диалектика.

1. Необходимо повторить основополагающие положения курсов, определения категорий, понятий. Обратить внимание на категории: бытие, небытие, движение, пространство, время, свобода, необходимость, случайность, субстанция, материя, закон, закономерность, количество, качество, мера, скачок, противоречие, причина, следствие, отрицание, явление, форма, содержание, сущность, единичное, особенное, общее, развитие, плюрализм, монизм, дуализм, прогресс, регресс, система, структурность, связь, отношение, взаимодействие и др.

2. Повторить принципы диалектики, законы диалектики, исторические типы диалектики.

Наши рекомендации