Немецкая классическая философия и марксизм

План:

1. Трансцендентальный идеализм И.Канта.

2. Система и метод Г.В.Ф.Гегеля.

3. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Немецкая классическая философия представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли, подводящее итог ее развитию в Новое время.

В рамках НКФ была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан диалектический метод познания и преобразования действительности.

I.Родоначальником НКФ является Иммануил Кант (1724-1804). В творчестве Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период Кант занимался наукой – астрономией, физикой, географией. В работах «докритического периода» просматриваются элементы стихийного материализма, обосновывающие идею саморазвития природы. Ему принадлежит обоснование научной гипотезы о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности. В наук эта гипотеза вошла как гипотеза Канта-Лапласа.

Философия Канта сформировалась в критический период, при написании им трех «Критик» – «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждений» (1790). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант называл свою философскую систему). Свое название «Критики» получили от критического анализа Кантом всей предшествующей ему философии о познании. Кант продолжает линию эпистемологической проблематики, начатой в Новое время. Однако докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. Субъективное начало искажало знание (идолы Бэкона).

Гносеология Канта исходит из приоритета отдельного индивида – субъекта познания, который воздействует на объект познания посредством опыта, организованного самим субъектом.

По Канту существует 3 ступени познания: 1)чувственность; 2)рассудок; 3) разум.

Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные (априори) формы познания, не выводимые из самой действительности: пространство, время, причинность. Они идеальны, а не реальны, т.к. принадлежат человеку. С помощью этих категорий мы упорядочиваем многообразные явления от объекта, полученные на чувственной ступени познания. В результате понятийной обработки чувственных впечатлений мы получаем опытные знания об объекте.

На второй ступени познания – рассудок – происходит упорядочивание восприятия человека, обусловливание объекта знания. Рассудок – это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Чувственно воспринятый объект оформляется нашим рассудком в категории и понятия. Следовательно, не предмет является источником знания о нем, а формы рассудка.

Уточним, что понятия и категории в действие приводит акт самосознания субъекта: я мыслю.

Таким образом: 1) Существует «вещь сама по себе». 2) Действуя на ораны чувств человека, она вызывает ощущения, которые упорядочиваются доопытными формами чувственности – пространством и временем. 3) С помощью рассудка появляются понятия. 4) Объект, с одной стороны, остается «сам по себе», с другой – является нам. Поэтому объект одновременно является «ноуменом» («вещь в себе») и «феноменом» («вещь для нас»). Ноумены не познаваемы.

Человек не может сопоставить феномены и ноумены. Формы чувственного и рассудочного познания ограничены в возможности познания. Им доступен только мир опыта. Все, что находится за опытом – умопостигаемый мир, который доступен только разуму. Разум – это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка. Разум оперирует идеями (апостериори). Идея – это представление о цели. Идея разума побуждает рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства – понятия и категории – действуют только в пределах опыта. Поэтому рассудок запутывается в противоречиях. Реальный предмет не совместим с идеальным предметом. Противоречивые взаимоисключающие положения Кант назвал антиномиями. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного рассудка пытаются делать заключения не о феноменах, а о ноуменах.

У Канта 4 антиномии:

1) Мир имеет начало во времени и пространстве; Мир во времени и пространстве безграничен.

2) Все в мире состоит из простого; Нет ничего простого, все сложно.

3) В мире существует свобода; Никакой свободы нет, т.к. все совершается по законам природы.

4) Бог есть; Бога в мире нет

Практическое применение разума реализуется в этике. В разуме человека априори заложена норма «Ты должен». Приказ разума есть мораль. Поэтому моральная ценность существует только тогда, когда человек действует, исходя из чувства долга. Формула приказа называется категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Кант разъяснял это так: неверно занимать деньги, потому что если бы все делали это, то не осталось бы денег, чтобы их занимать. Категорический императив должен всегда ориентировать воспринимать окружающих тебя людей как цель и никогда как средство. Уважение к этой максиме со стороны всех является основанием для гражданского общества.

II. Готлиб Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). В отличие от Канта Гегель полагал, что трансцендентальные предпосылки конструируются не отдельным субъектом, а историей, которая является интерсубъективным процессом. В основе мира лежит не единичное, а целое. Целое называется абсолютом. Абсолют духовен.

Исследовав развитие совокупной человеческой мысли, Гегель пришел к выводу, что развитие индивидуального сознания человека на различных ступенях истории есть сокращенное воспроизводство ступеней, исторически пройденных человеческой мыслью. Сознание развивается противоречиво и его источник находится внутри него самого. Мир человека есть результат собственной человеческой деятельности, а не некая совокупность готовых, низменных и абсолютных вещей. Все, что окружает человека – это преобразованный мир, мир, созданный в ходе человеческой деятельности. Феноменология духа – это одновременный процесс развития всемирной культуры, накопления духовного опыта человечества и освоение этого опыта конкретным индивидом. По окончании этого процесса воспитания и образования человек становится способен посмотреть на себя с точки зрения завершившийся истории.

Движение сознания – это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последующая ступень заключает в себе все предыдущие.

Первая ступень – сознание. Предмет противостоит человеческому «Я». Вторая – самосознание. Предмет и сознание тождественны. Когда самосознание постигает свою всеобщность, оно выступает как разум.

Первоначалом или субстанцией всего сущего является Абсолютная идея. Абсолютная идея – это мышление, разум. Вечно существующая абсолютная идея представляет собой бытие. Она находится в «свернутом виде» и ей необходимо «раскрыться».

На первом этапе – логика, Абсолютная идея раскрывается в виде системы категорий (качество, количество, химизм, биологизм и проч.). Как чистые мысли они составляют сущность вещей.

На втором этапе Абсолютная идея опредмечивает себя в природе, чем отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде чувственных конечных единиц.

На третьей ступени Абсолютная идея перерождается в Абсолютный дух. Абсолютный дух – это совокупная духовная деятельность человечества на протяжении всей истории. Иначе говоря, это – духовная деятельность, сменяющих друг друга человеческих поколений. Т.обр., Абсолютный дух – это Абсолютная идея как причина всех дальнейших действий и познания. Только идея – это субстанция, чистая всеобщность, Дух – та же идея, только в виде различных форм интеллектуальной деятельности людей. В Абсолютном духе осуществляется полное совпадение идеи мышления и бытия. Движение абсолютной идеи, а следовательно и всего предметно мира, имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг.

Вся философская система Гегеля имеет свой метод, который Гегель назвал диалектическим. Суть этого метода – учение о развитии. Он предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Всякое развитие протекает по определенной форме – триаде. Она включает в себя утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и снятие противоположностей (синтез).

Заслуга Гегеля в том, что он дал диалектический анализ важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: Закон перехода количественных изменений в качественные, Закон взаимопроникновения противоположностей, Закон отрицания отрицания.

III. Людвиг Фейрбах (1804-1872) был первым философом, подвергшим развернутой критике систему Гегеля. Однако, обнаружив идеализм Гегеля, Фейербах полностью отбросил его философию, не использовав сильные стороны его учения.

Фейербах выступил как критик идеалистической философии и религии. Он понимал философию как материализм и был против идеализма, который считал теоретическим обоснованием религии. Религию и философию он разделял: в основе религии – вера, догматы; в основе философии – знание, разум.

Религия – это форма отчуждения человеческой сущности, когда Богу приписываются те атрибуты, которые в действительности принадлежат человеку. В сознании совершается переворачивание действительных отношений: подлинный творец Бога – человек ставится в зависимость от Бога. Чем больше приписывается атрибутов Богу, тем беднее становится сам человек, ибо все эти атрибуты он отнимает у себя. Бог – это объективированная абстракция, существующая в головах людей.

Слово «материя» Фейербах заменяет словом «природа», т.к. в общественном сознании сложилось негативное отношение к материализму. Поэтому целесообразнее философию Фейербаха называть натуралистической. Природа независима от Бога и существует вечно. Взгляд Фейербаха на природу отличался от механицизма. Для него природа – не механизм, а организм. Человек как природное существо должен стоять в центре философии. Поэтому материализм, с позиций которого рассуждает Фейербах, является антропологическим.

Человек – не только духовное существо. Он есть единство тела и души, при чем это единство не дуалистично. Человек богат различными проявлениями его природы. Во всей своей целостности человек является субъектом (субъект - это не познающее мышление, Абсолютный дух).

Что такое объект? Понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для человека – это другой человек, «Ты». Факт существований субъекта и объекта проявляется в любви: «Только в любви любое лицо обладает абсолютной ценностью», «И объективно и субъективно любовь служит критерием бытия – критерием истинности и ценности. Где нет любви, там нет и истины». Человек, а не Бог – единственное существо,

достойное любви. «Человек является предметом любви, потому что он есть самоцель, разумное и способное к любви существо… Любовь должна быть непосредственной любовью, и только непосредственная любовь есть любовь. …Если между другим и мною.. вклинивается другой /Бог/, …то этим я уничтожаю сущность любви».

Отсюда, в теории познания Фейербах – сенсуалист, поскольку полагал, что реальность нам дана в ощущениях: «Бытие есть тайна созерцания, ощущения любви», «Если вы хотите улучшить людей, то сделайте их счастливыми; если же вы хотите сделать счастливыми, то ступайте к источникам всякого счастья, всех радостей – к чувствам».

1. Исторические предпосылки возникновения марксизма.

2. Основные особенности философской позиции марксизма:

2. Концепция отчуждения К.Маркса.

3. Ф.Энгельс.

I.Исторический ход развития философии, естественных и общественных наук, как и самой общественной жизни, подготовили возможность возникновения философии марксизма, необходимые для этого условия. Предпосылки формирования философии марксизма можно разделить на 2 рода:

1. Те, которые сложились в развитии общественного сознания. Их можно назвать идейными, научными предпосылками.

2. Те, которые сложились в процессе развития общественного бытия. Их можно назвать реальными предпосылками.

Научные предпосылки формирования философии марксизма можно разделить на: а) философские; б) естественнонаучные; в) социологические.

Философские источники марксизма. Маркс и Энгельс больше всего ценили и больше всего критиковали Гегеля. Энгельс называл гегелевскую философию диалектической поэмой. Маркс и Энгельс пошл дальше Гегеля, критически преобразовывая его диалектику, его диалектику, вырабатывая новую форму диалектики – материалистическую. Результатом применения этого метода является величайшее произведение марксизма – «Капитал».

Маркс и Энгельс обратили внимание на учение Фейербаха. В центре его философии стоял человек с его земными чувствами и стремлениями. Сущность человека Фейербах видел в общении между индивидами. Эта идея была оценена Марксом и Энгельсом как шаг к пониманию того, что сущность человека представляет собой совокупность общественных отношений.

Естественнонаучные источники философии марксизма. На почве одних только философских предпосылок, путем одной лишь их логической переработки создать новую философию было невозможно. Нужно было сравнить результаты развития предшествующей философии с результатами современного развития естествознания и социологии.

К этому времени было сделано 3 крупных научных открытия:

- универсальный физический закон сохранения и превращения энергии был открыт в 40-хгг. Х!Хв. нем. ученым Ю.Р.Майером, а позднее экспериментально доказан опытами Г.Гельмгольца и М.Фарадея. Открытие этого закона подводило к философскому выводу о том, что движение материи имеет всеобщий характер, что оно представляет собой сложный противоречивый процесс, который не может быть сведен к простому механическому перемещению. Этот вывод подтверждал взаимосвязь явлений объективного мира и подготовил формирование диалектико– материалистических представлений о его единстве.

- к середине Х!Хв. нем. ученые Т.Шванн и М.Шлейден разработали клеточную теорию строения организмов. Они установили, что возникновение и развитие любого растительного или живого организма происходит путем размножения клеток, их возникновения и отмирания. Это доказывало внутреннее единство природы;

- крупным открытием сер. Х!Хв. стала эволюционная теория Ч.Дарвина, объясняющая происхождение видов. Живая природа предстала перед людьми как гигантский процесс исторического развития.

Социологические предпосылки. Сюда входит ряд открытий процесса развития общества: английская политическая экономия, открывшая законы движения буржуазного способа производства; историческая наука (фр. Гизо, Минье, Тьерри), открывшая классы и классовую борьбу в обществе и провозгласила народ творцом всемирной истории; утопический социализм, давший критику пороков и мерзостей буржуазного общества; археология, открывшая формы жизни первобытного человека; антропология, свидетельствовавшая в пользу единства исторического происхождения человеческих рас. Все это укрепляло центральную идею общественной науки – идею о закономерном развитии человеческой истории. Задача состояла в том, чтобы открыть действительные законы этого развития.

Экономические, социальные и политические предпосылки формирования философии марксизма. В экономической области происходит утверждение буржуазных производственных отношений, сорвавших разнообразные юридические оковы, прикрывавшие отношения эксплуатации между классами; гигантское развитие производительны сил, для которых буржуазная частная собственность стала оковами; постоянные кризисы перепроизводства и превращение их во всемирные на основе международного разделения труда и мировой торговли. Антагонистические формы гигантского экономического прогресса подчеркивали бессилие буржуазной политической экономии дать реальную программу планомерного общественно-организованного управления развитием производства.

В социальной области наблюдаются пролетаризация населения, гибель и упадок всех промежуточных классов и социальных групп, обострение классовых противоречий между пролетариатом и буржуазией, доведение до крайней степени противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней.

В политической области – постепенное выделение пролетарского движения из общего русла буржуазно-демократической борьбы, формирование пролетарских профессиональных и политических организаций, переход к более развитым формам классовой борьбы, проявлявшиеся в массовых выступлениях пролетариата, носивший политический характер (1831г. – восстание лионских рабочих; после 1832г. возникновение чартистского движения в Англии и создание Лондонской ассоциации рабочих для борьбы за всеобщее избирательное право; 1838г. разработка ассоциацией хартии – программного документа с требованиями рабочих; 1844г. – восстание силезских ткачей).

Философия марксизма делится на 2 этапа:

1. Переход Маркса и Энгельса с позиций идеализма и революционного демократизма на позиции диалектического и исторического материализма, который завершился к началу 1844г. Он представлен в работах К.Маркса - «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Тезисы о Фейербахе» и совместных работах К.Маркса и Ф.Энгельса – «Святое семейство…» и «Немецкая идеология».

2. Развитие основных положений марксизма, которые изложены в произведениях зрелой философии: К.Маркса – «К критике политической экономии», «Капитал» и Ф.Энгельса – «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Основные особенности философской позиции марксизма:

первое - четкое осознание характера решения основного вопроса философииоб отношении мышления к бытию. (Маркс - в 1844 г.). Энгельс сформулировал его как основной в конце XIX в. Бытие первично - ответ в рамках материализма, бытие вторично - субъективный и объективный идеализм. Третье - дуализм с его оборотной стороной - агностицизмом. Материалистический характер (для марксизмахарактерен выбор материализма).

Второе - соединение материализма с диалектикой, осознание, что без диалектик решение основного вопроса философии будет неубедительным.

Третье - на основании понимания, что материализм можно «отстоять» лишь на основе диалектики, то есть на основании понимания роли диалектики в марксизме- обращение к роли философиив области общественного бытия. То есть создание исторического материализма.

Четвертое - сознательная ориентация на научный рационализм.

Пятое - в рамках анализа всех историко-философских процессов вывод о партийности философии, поскольку философиязависит от общественного бытия. Раскол в обществе на группировки неизбежно порождает раскол и в философии.

Шестое - исторический оптимизм, ориентация на идею прогресса и гуманизм. Гуманизм - ценностная ориентация, позиция, согласно которой человек есть высшая ценность. То есть он, по сути, антирелигиозен.

Философия марксизма содержит не только философию, но и политэкономию, и научный коммунизм.

Советский марксизместь та специфическая и единственно обязательная философия, которая, по советской терминологии, называется «марксизмом– ленинизмом» и которая состоит из двух основных доктрин - диалектического и исторического материализма ("диамат" и "истмат"). При этом "диамат" является основным общефилософским мировоззрением; "истмат" же есть приложение общих принципов диамата к истории, общественной жизни и отчасти к этике.

Исторически истмат сложился раньше диамата, ибо Карл Маркс, основоположник марксизма, занимался больше историко-социальными и экономическими вопросами и выработкой революционной доктрины, чем чистой философией. Диамат был разработан больше Фридрихом Энгельсом, чем Марксом. Тем не менее, общая философская установка - материализм плюс гегелевский диалектический метод - была перенята Энгельсом от Маркса, так что сам замысел диамата принадлежит все же Марксу.

Было бы, однако, ложным интеллектуализмом рассматривать марксизм, даже как философию, только в чисто интеллектуальном плане. Ибо марксизм, по словам его же основателя, является не только новой в свое время попыткой объяснения мира, но также и теорией действенного изменения мира. И сами марксисты постоянно подчеркивают, что марксизместь, прежде всего, революционная теория - "могучее идеологическое оружие в руках пролетариата".

Вистории марксизма - два периода. Первый связан с деятельностью его создателей. Второй связан с попыткой масштабной реализации, это - ленинский этап.

Маркс развил в своем материализме основные мысли Фейербаха. Подобно последнему, Маркс видит первореальность в материи, а духовную жизнь он понимает как нечто вторичное. В этом смысле Маркс с гордостью утверждает, что философияГегеля, образно говоря, стояла на голове; он же, Маркс, поставил ее на ноги. "Мой диалектический метод, - писал Маркс в предисловии к "Капиталу", в основе своей не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью". В целом сохраняя представления о мире как диалектическом процессе, разработанное Гегелем, Марк в отличие от него признает не идеи, а развитие материальной жизни. Если Гегель акцентировал внимание на приоритете культурно-исторического фактора в истории, то Маркс признает приоритетное значение материально-экономического фактора, т.е. экономика превалирует над духовным фактором.

Отсюда вытекает знаменитый в свое время основной тезис марксизма- учение о базисе и надстройке. Базис, по своей природе, носит экономический характер, охватывая способы и орудия производства (плюс классовая структура общества, определяющая собственность на эти способы и орудия).

Всякая "идеология" (в расширенном смысле этого слова - включая, наряду с социально - политическими идеями и системами, религию и философию, науки и искусства) есть лишь "надстройка" над экономико-классовым базисом.

В области экономики Марксом были раскрыты тайны прибавочной стоимости, механизма порабощения и эксплуатации человека в системе товарно-денежных отношений. Ценным вкладом в развитие философии явилось открытие экономической формы отчуждения. Соглашаясь и воспринимая идею Л.Фейербаха о религиозном отчуждении, Маркс считает его одним из аспектов общего отчуждения капитализма. А наиболее всеобщей формой отчуждения в условиях капитализма, по мнению Маркса, является экономическое отчуждение.

В чем состояла эта концепция отчуждения? Прежде всего Маркс показал сущность отчужденного труда, когда труд подневольный не приносит ни физического, ни нравственного удовлетворения, поскольку это труд не на себя, а на хозяина. Результаты такого труда принадлежат не работнику, они для него (как и сам труд) как бы чуждые, посторонние. Поэтому, 1) Труд для рабочего – только средство жизни, но не сама жизнь. 2) У рабочего нет выбора – работать или не работать. Он должен работать, чтобы жить. Но это – не удовлетворение потребности в труде, а лишь средство для удовлетворения других потребностей.В результате человек ищет пути своей жизненной реализации не в труде, а вне его. Чаще всего это примитивно – животные потребности – пища, украшение жилища или самого себя. Труд же из функции возвышения человека переходит в функцию его унижения. 3) Отчужденный труд превращает человека в механизм. Человек, занятый таким трудом, не может быть свободным и ответственным человеком, ибо это раб производства, «винтик» его. Как могут такие люди относиться друг к другу? Отношения между ними – это не отношения между свободными людьми, а отношения чужих, враждебных друг другу механизмов.

В марксовой схеме отчуждения отчуждение труда порождает все другие формы отчуждения в обществе: политическое, правовое, экономическое, нравственное. Отчуждение труда напрямую связано с существованием частной собственности. Снять эту форму отчуждения возможно только посредством упразднения такой ситуации через революцию и последующие социально-экономические преобразования.

Маркс говорит о необходимости уничтожения частной собственности, а это уже - переход на позиции коммунизма. «Коммунизм - положительное выражение упразднения частной собственности». По Марксу, «такой коммунизм равен гуманизму». Коммунизм - не самоцель, а необходимое условие возвращения человеку его человеческой сущности. Нужно подчеркнуть, что Маркс подверг жесткой критике идею уравнительного коммунизма, главное в которой - отрицание значимости личности (проповедование аскетизма, игнорирование талантов и т. п.).

После уничтожения частной собственности каждый человек становится сознательным, свободным и творческим. Он также становится активным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности, способным полностью реализовать себя.

Как видим, вслед за Фейербахом, Маркс утверждает, что человек есть всецело природное существо, однако, в отличие от животного, человек есть не только продукт природы, но и сам творчески воздействует на природу. Маркс высказывает идею, что труд создал человека.

Воздействуя на природу, человек видоизменяет ее посредством работы, труда. В процессе деятельности человек реализует цель в предметах. Деятельность человека – это производство и опредмечивание природы. Кроме того, опредмечиваются его навыки и все способности. По мере того, как человек преображает окружающую действительность, он очеловечивает ее и видит в ней себя. Он должен в окружающей среде чувствовать себя все более комфортно. Поэтому труд не может не доставлять наслаждения человеку: он самоутверждается.

Способы труда, производства имеют основоположное значение для структуры общества.

История человечества есть история драматических смен одного строя другим - первобытный коммунизм, рабовладельчество, феодализм, капитализм, социализму и, коммунизм, уже не первобытный, а цивилизованный.

Наши рекомендации