Тема 7. Психологические аспекты смысла жизни.
Проблема смысла жизни относится к числу актуальных в психологической науке и практике. В психологии личности изучается вопрос о влиянии смысла жизни или его отсутствия на жизнь человека, анализ психологических проблем переживания потери смысла жизни. «В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности» [Леонтьев, 2007].
Многие исследователи признают значимость проблемы смысла жизни человека. К. Обуховский рассматривает понимание смысла своей жизни как необходимое условие нормального функционирования: «Как свойством птицы является потребность летать, так свойством взрослого человека является потребность найти смысл своей жизни» [Обуховский, 1972]. И. С. Кон определяет практическую значимость для человека потребности «мыслить свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как целостный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и содержание» [Кон, 1984].
В.Э. Чудновский трактует смысл жизни человека как идею, имеющую в себе цель жизни человека, «присвоенную» им и ставшую для него ценностью наивысшего порядка, ее потеря может привести к решению о самоубийстве.
Виктор Франкл приводит статистические данные, полученные при изучении группы студентов с попытками суицида: 85% из них не видели в своей жизни смысла; при этом 93% от этого количества были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях, в полном согласии с семьей, активно участвовали в общественной жизни и имели основания быть довольными своими академическими успехами [Франкл, 1990].
По результатам некоторых исследователей, 90% случаев тяжелой хронической алкоголизации и почти 100% случаев наркомании связаны с утратой смысла жизни. В. Франкл отмечает, что если у человека нет смысла жизни, он пытается добиться ощущения счастья в обход осуществления смысла, в частности, с помощью химических препаратов.
В. Чудновский рассматривает это как проявление неадекватности смысла жизни, как некие «смыслы-эрзацы», которые как будто дают возможность человеку легко и быстро достичь удовлетворения жизнью, минуя трудности поиска ее подлинного смысла. Наиболее распространены среди «смыслов-заменителей алкоголизм и наркомания» [Чудновский, 2006].
Стало аксиоматичным, что различные увлечения: филателия, разведение канареек, альпинизм, спорт – благодаря тому, что они в какой-то мере удовлетворяют эту потребность – могут приобрести серьезное значение в приспособлении тех людей, профессия или социальные функции которых сами по себе не дают возможности найти смысл жизни. Эти пристрастия можно считать замещающими формами, создающими возможность частичной разрядки напряжения, связанного с неудовлетворением потребности. Может даже случиться, что хобби станет смыслом жизни. Бывает и так, что человек не может выработать такой формы поведения, которая отвечала бы какому-либо апробированному им способу удовлетворения потребности смысла жизни. Тогда, пытаясь отвлечься от своих проблем, он нередко одурманивает себя наркотиками или алкоголем или старается заглушить чувство бессмысленности усиленной работой, причем иногда не замечает, что именно работа становится смыслом его жизни. Он осознает это только тогда, когда теряет ее.
В.Э. Чудновский приводит некоторые характеристики смысла жизни:
1. Избирательность: наличие смысла жизни не является всеобщим для всех людей. По этому показателю можно выделить следующие группы людей:
а) наличие смысла жизни является для человека настолько большой ценностью, необходимостью, что его потеря (особенно внезапная) чревата серьезными негативными изменениями, приводящими в отдельных случаях к попыткам суицида;
б) смысл жизни может недостаточно осознаваться или находиться в потенциальном состоянии вследствие трудности такой работы и отсутствия актуально заданной необходимости;
в) смысл жизни является декларируемой целью, либо осознается «post factum», когда человек обращаясь к прошлому, начинает осознавать, что «нечто» в прошлом было целью его жизни;
г) отсутствие у человека сколько-нибудь четко осознанного смысла жизни. Есть люди, которые не задумываются о смысле жизни и не переживают отсутствие его как невосполнимую потерю.
2. Смысл жизни – «обоюдоострое оружие». Характер влияния смысла жизни на поступки, поведение человека во многом зависит от содержания этого смысла. Поэтому можно говорить как о позитивном его влиянии, так и о негативном.
3. Эмансипированность смысла жизни от «внутреннего». Здесь важен момент самотрансценденции, который состоит в способности человека мысленно выходить за пределы своего «Я», быть относительно эмансипированным от него. В.Франкл, отмечает, что суть трансценденции заключается в том, что «…человеческое бытие всегда ориентировано вовне, на нечто, что не является им самим» (В.Франкл, 1990, с.29). Суть смысла жизни, возникая в результате взаимодействия «внешнего» и «внутреннего», вместе с тем смысл жизни эмансипируется от того и другого и начинает действовать как «буферный механизм», как система сдержек и противовесов, не допускающих одностороннего подчинения внешнему и, вместе с тем, препятствующих превращению человека в раба собственных потребностей, влечений, своих непосредственных сиюминутных интересов.
4. Инертность смысла жизни. Возможна чрезмерная эмансипированность смысла жизни, что приводит к инертности самого жизненного смысла. Он отдаляется от реальности, становится самодавлеющим. Человек может быть рабом не только обстоятельств, но и логики собственной жизни. Он «привыкает к ней», «пропитывается ею». Логика жизни, «вышедшая из недр» человека, отдаляется от него, приобретает самостоятельный, а то и фатальный характер, начинает подчинять себе человека.
5. «Масштабы» смысла жизни. Осознание и постановка человеком целей, соответствующих реальным возможностям. «Удовлетворение «малым смыслом» жизни: посадить и вырастить дерево, построить дом, воспитывать детей, прожить жизнь порядочным человеком. Этот «малый смысл» по своему «качеству», «удельному весу» может превосходить жизненный смысл большого масштаба».
6. Динамика и иерархия смыслов. В. Франкл, И.С. Кон отмечают, что для человека характерно наличие целого ряда жизненных смыслов. Наряду с существованием «малых смыслов», существует и «большой» жизненный смысл. Динамика смысла жизни может варьировать от удовлетворения каких-то примитивных физиологических потребностей до самых высших. Смысл жизни может занимать как отдельные отрезки жизни, так и составлять все жизненное пространство.
Б.С. Братусь ввел уровневую классификацию смыслов на ситуационные, эгоцентрические, группоцентрические и просоциальные [Братусь , Сидоров, 1984]
Проблема смысла жизни поднимается на каждом новом историческом этапе и в сознании каждого размышляющего о бытии человека. Человек - единственный среди живых существ - способен объективировать собственное бытие и вместе с тем осознавать конечность всякого существования. Вопрос о смысле жизни, являясь глубинной основой человеческой мотивации, теснейшим образом связан с пониманием специфики человеческого существования, его природы и сущности.
Человеческий род, понимаемый как исторически сменяющие друг друга поколения людей, обладает определенными специфическими чертами, которые качественно отличают его от других живых существ. Развитие человека и общества связано с изменениями условий бытия людей и их представлений о смысле жизни. Попытки философов определить некий вечный смысл жизни изначально были обречены на неудачу, ибо, будучи детерминированным общественной средой и социальной ориентацией личности он каждый раз выявляет себя по-новому. В любой исторической эпохе существуют только ей присущие доминанты в определении смысла жизни и по мере ее развития он претерпевает существенные изменения, приобретая новые социально значимые качества. Так на смену традиционно-религиозным представлениям (готовить себя к потусторонней жизни) приходят толкования смысла жизни с позиций абстрактной добродетели (служить истине, добру), максимального удовлетворения биологических потребностей человека (стремление к достижению наибольшего наслаждения), экзистенциально-пессимистические концепции (человек рождается для страдания и смерти) и т.д.
Решение проблемы смысла жизни в социально-психологическом аспекте предлагает В. Франкл, отводя важнейшую роль в изучении смысла жизни субъекту, стремящемуся к поиску и реализации смысла своего существования.
Франкл утверждает:
а) что человеческий дух есть особая сущность, которая и испытывает потребность в смысле;
б) что смыслы в мире существуют объективно, поскольку даны Богом;
в) что поэтому за реализацию смыслов человек несет ответственность перед Богом;
г) что познание интуитивно, и совесть есть тот орган, который всегда и в любой ситуации провидит "должное".
Смысл действий есть их результат (совокупность всех последствий). Человек существует во взаимосвязанном мире и в силу этого любое его действие или бездействие (то есть само его существование) объективно имеет тот или иной результат. Понимание результата как смысла - субъективно, но объективно обусловлено имеющейся у человека потребностью в смысле. (Результат объективно существует во внешней реальности; смысл является его образом в нашей логической реальности, но в этой реальности он также существует объективно. Не стоит вновь напоминать, что про внешнюю реальность мы ничего не знаем и имеем на практике дело только с реальностью своих представлений). Смысл жизни человека это совокупность всех последствий его существования в объективном мире.
Цель есть еще не достигнутый результат, к которому человек намеренно стремится. Возможный результат должен объективно существовать в пространстве возможностей (иначе нет смысла к нему стремиться так как он был бы недостижим). И в этом смысле он объективен и может быть только открыт (а не выдуман или изобретен). Но понятие цели всегда субъективно, поскольку субъективно (и не наблюдаемо!) намерение. Каковое, впрочем, также объективно обусловлено потребностью "человека рационального" в том, чтобы его поведение было целесообразным. Если человек пассивен, то нет смысла говорить о рациональном управлении поведением. Если же он намеренно активен, то эта активность не абстрактна, а всегда проявляется в конкретной объективной ситуации жизни. При этом среди своих возможных действий человек пытается выбрать те, которые повлияют на данную ситуацию в пользу реализации одного или нескольких ее возможных исходов, которые выбираются из всего множества таких возможностей в качестве целей. Цель сознательного существования человека - изменить смысл этого своего существования (на более желательный из возможных).
Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не "вторичной рационализацией" инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен только самим вот этим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле.
Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки.
Таким образом, учение о смысле жизни в теории Франкла может быть выражено в следующем тезисе: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. Осуществление смысла своей жизни является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необходимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым самого себя (самоактуализация).
Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум - явление широко распространенное в наши дни. Это вполне понятно и может быть объяснено той двойной потерей, которой подвергся человек с тех пор, как стал действительно человеком. В начале человеческой истории человек потерял некоторые из основных животных инстинктов, которые определяли поведение животного и посредством которого оно охранялось. Такая защита, подобно раю, закрыта для человека навсегда; человек должен совершать выбор. Вдобавок к этому при последующем развитии человек претерпел вторую потерю: традиции, которые служили опорой его поведения, сейчас быстро разрушаются. Никакой инстинкт не говорит ему, что он вынужден делать, никакая традиция не подсказывает ему, что он должен делать, вскоре он уже не знает, что он хочет делать. Все больше и больше от начинает руководствоваться тем, что заставляют его делать другие, все в большей степени становясь жертвой конформизма.
Экзистенциальный вакуум проявляется в основном в состоянии скуки.
Необходимым условием психического здоровья, по Франклу, является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны.
Франкл выделяет три вида "смыслов" в человеческой жизни, связанные с тремя видами ценностей: "ценности действия", "ценности переживания" и "ценности отношения". Все сказанное выше относится к смыслам (целям), связанным с ценностями действия.
Ценность - это то, что важно (ценно) для кого-то. Франкл утверждает, что ценности существуют в мире объективно. Так, приводя пример таких ценностей, Франкл пишет: "Несколько лет назад во Франции проводился опрос общественного мнения. Результаты показали, что 89% опрошенных считают, что человек нуждается в "чем-то таком", ради чего он живет. Другими словами, потребность в смысле является для большинства фактом, а не слепой верой.
Конечно, могут быть такие случаи, когда отношение человека к ценностям на самом деле является только маскировкой скрытых внутренних конфликтов. Но такие люди являются скорее исключением из правила, чем самим правилом. В таких случаях вполне оправдана психологическая интерпретация. В таких случаях мы на самом деле имеем дело с псевдоценностями (хорошим примером этого служит фанатизм), и как псевдоценности они должны быть демаскированы. Демаскировка или развенчание, однако, должна быть сразу же прекращена при встрече с достоверным и подлинным в человеке, в частности, с сильным стремлением к такой жизни, которое было бы настолько значительно, насколько это возможно. Если же развенчание в таком случае не прекращается, то совершающий развенчание просто выдает свою собственную потребность в том, чтобы подавить духовное стремление другого.
Основной тезис учения Франкла о свободе воли гласит: человек способен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Признавая очевидную детерминированность человеческого поведения, Франкл отрицает его пандетерминированность. Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям, к наследственности и к факторам и обстоятельствам внешней среды.
Свобода по отношению к влечениям проявляется в возможности сказать им "нет", принять или отвергнуть их. Свобода человека по отношению к внешним обстоятельствам хотя и не беспредельна, но существует, выражаясь в возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию. Тем самым само влияние обстоятельств на человека опосредуется позицией человека по отношению к ним.
Человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется прежде всего ценностями и смыслами, локализованными в поэтическом измерении и не испытывающими детерминирующих воздействий внешних факторов.
Важным вопросом учения о свободе воли является вопрос, для чего человек обладает свободой. По Франклу, это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе. Это свобода изменяться, свобода от того, чтобы быть именно таким, и свобода стать другим. Франкл определяет человека как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода, таким образом, это не то, что он имеет, а то, что он есть.
Акт принятия решения за себя - проявление не только свободы, но и ответственности. Свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол. Эта ответственность сопряжена с бременем выбора человеком, какие таящиеся в мире и в нем самом возможности заслуживают реализации, а какие нет. Это ответственность человека за аутентичность его бытия, за правильное нахождение и реализацию им своего смысла жизни. По сути, это ответственность человека за свою жизнь.
Таким образом, формулируя основной тезис учения о стремлении к смыслу, нужно отметить, что человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.