Список имен II. Китай и Индия

Китайская философия

Лао-цзы (VI век до Р.Х.) — Конфуций (VI век до Р.Х.) — Мо-цзы (втор.пол. V века до Р.Х.) — Чжуан-цзы (IV век до Р.Х.).

Индийская философия

Упанишады (ок.1000- 400 до Р.Х.) — палийский Канон Буддизма — тексты Махабхараты (поел, век до

Р.Х.). Бхагавадгита — Артхашастра Каутилы - Шанкара (IX век после Р.Х.).

Китайская и индийская философии, в том виде, в каком они доступны в имеющихся до сих пор переводах и интерпретациях, по сравнению с западноевропейской философией представлены в значительно меньшем объеме во всех своих выразительных разветвлениях. Западноевропейская философия остается для нас основным предметом. Хотя это и слишком сильно сказано, мы понимаем из азиатской философии только то, что и без нее узнали из собственной философии. Однако верно и то, что большая часть интерпретаций столь активно пользуется западноевропейскими категориями, что даже для того, кто не понимает азиатские языки, становится ощутимым имеющееся здесь заблуждение.

Тот факт, что линии философского развития проходили параллельно в Китае, Индии и Западной Европе, хотя и является исторически верным, однако пока дает нам все-таки искаженную картину, поскольку создается впечатление, что все три линии развития имеют один и тот же вес. Для нас это не так. Уникальные точки зрения и взгляды, предлагаемые в рамках азиатского мышления, не могут ввести нас в заблуждение и поставить под сомнение тот факт, что вся полнота, все действительно воодушевляющие нас содержания приходят к нам из западноевропейского мышления. Только здесь присутствуют ясность различий, определенность в постановке вопросов, связь с науками, доходящие до мельчайших деталей дискуссии, продолжительность движений мысли по мере их необходимости для нас.

Список имен III. Философия, скрытая в религии, поэзии и искусстве

Религия: Библия — хрестоматии по истории религии.

Поэзия: Гомер — Эсхил, Софокл, Эврипид — Данте — Шекспир — Гете — Достоевский.

Искусство: Леонардо — Микеланджело — Рембрандт.

Содержательное усвоение философии в ее историческом развитии предполагает нечто большее, нежели чтение философов в узком смысле. Кроме ясности относительно развития науки, необходимо, чтобы была возможность оказаться захваченным высокими произведениями религии, поэзии, искусства. Не следует снова и снова браться за что-то новое и читать все время разное, но нужно вновь и вновь погружаться в нечто действительно великое, пытаясь удержаться там как можно дольше.

Великие произведения

Некоторые философские произведения по смыслу изложенной в них мысли столь же бесконечны, как и великие произведения искусства. В них мыслится больше, чем знал сам автор. Надо, правда, отметить, что вообще в каждой глубокой мысли закладывается нечто, что сам мыслящий не сразу прозревает в качестве ее возможных последствий. Но в великих философиях сама их цельность является тем, что несет в себе бесконечное. Речь идет о каком-то поразительном согласии, которое, при всей его противоречивости, имеет такой характер, что сами противоречия превращаются в выражение истины. Речь идет о таком взаимопереплетении мыслей, которое в ясности выступающего на переднем плане позволяет проясниться чему-то неисповедимому. Это касается удивительных произведений, которые понимаются тем лучше, чем терпеливее их интерпретируют. Таковы, например, произведения Платона, Канта, феноменология духа Гегеля. Здесь, конечно, имеются различия. В случае с Платоном мы находим в самой ясной осознанности взвешенную форму, совершенство, яснейшее знание о методе, привлечение искусства к сообщению философской истины без ущерба для дисциплины и отчетливости мысли. У Канта мы встречаемся с величайшей честностью, надежностью в каждом предложении, превосходной ясностью. У Гегеля мы имеем дело с ненадежностью, коренящейся во вседозволенности, в том числе и в позволении себе игнорировать кое-что в мышлении; к этому присоединяется богатство содержания и творческий процесс, показывающий содержательную глубину, но не осуществляющий ее в собственном философствовании. Таковое оказывается скорее смешано с насилием и обманом и имеет тенденцию к схоластическим догматическим схемам и эстетическому созерцанию.

Философы очень сильно отличаются друг от друга по рангу и роду. То, как сложится моя философская судьба, сопряжено с тем, вверяю ли я себя в юношеские годы изучению одного из великих философов и кому именно из них я доверяюсь.

Можно сказать, что уже в одном великом произведении заложено все. Опираясь на одно из великих творений, самостоятельно прорабатывая его, поднимаются в целое царство философии. Через основательное проникновение в одно из таких великих сочинений я достигаю средоточия, с которого и по направлению к которому освещается все остальное. В изучение этого труда вовлекается все другое. Во взаимосвязи с этим средоточием обретают ориентацию относительно всей истории философии, изучая которую, получают, по крайней мере, общее понятие и представление, позволяя, благодаря фрагментам из оригинальных текстов, возникнуть определенному впечатлению и предчувствуя, что еще в ней присутствует помимо того, что уже знакомо. Поскольку основательность изучения того или иного места в истории философии не имеет предела, нужно всегда оставаться самокритичным относительно меры знания, добываемого только при последовательном обособлении от других философских мыслительных образований.

Конечно, желательно, чтобы молодой человек мог получить некоторый совет, какого философа ему следует выбрать. Однако этот выбор каждый должен сделать сам. Можно только обратить внимание человека на что-либо. Выбор является собственным сущностным решением. Он может следовать за уже осуществленными попытками. Может на протяжении нескольких лет претерпевать расширение. Однако, наряду со сказанным, все-таки существуют некоторые вполне определенные советы. Один старый совет состоит в том, что нужно изучать Платона и Канта, чтобы достигнуть всего действительно существенного. Я присоединяюсь к этому совету.

Увлеченность каким-либо захватывающим чтением, например, чтением Шопенгауэра или Ницше, не является выбором. Выбор означает изучение с использованием всех имеющихся в распоряжении средств. Вместе с тем выбор означает также врастание во всю историю философии, отталкиваясь от одного из ее великих проявлений, Произведение, которое не выводит на этот путь, является неудачным выбором, хотя в конце концов любое философское произведение при действительном изучении так или иначе должно стать полезным.

Таким образом, выбор одного из великих философов для изучения его работ не означает ограничения этим философом. Напротив, при изучении великого философа в поле зрения, по возможности раньше, должно попасть и нечто радикально иное. Предвзятость — это следствие ограниченности одним, пускай даже и самым непредвзятым философом. В философствовании не только не имеет силы какое бы то ни было обожествление человека, возведение чего-то одного до положения единственного, признание некоего исключительного учителя, но, более того, смысл философствования заключается в том, чтобы становиться открытым для истины в целом - не для нивелированной, абстрактной истины вообще, а для истины во всей многогранности ее высоких осуществлений.

Сочинения Карла Ясперса[6]

Allgemeine Psychopathologie* 1913. 9. Aufl. 1973. 748 S. Springer-Verlag, Heidelberg/Berlin/New York.

Psychologie der Weltanschauungen. 1919. 6. Aufl. 1971. 486 S. Springer-Verlag, Heidelberg/Berlin/New York.

Strindberg und van Gogh*. Versuch einer pathographischcn Analyse unter Vergleichender Heranziehung von Swedenborg und Hölderlin.1922.4.Aufl.1977.183S.R.Pi per & Co.Verlag, München (Serie Pi per 167).

Die geistige Situation der Zeit (1931).* 1931. 8. Abdruck der 5. Aufl. (1932) 1971. 211 S. Verlag W. De Gruyter & Co., Berlin/New York (Sammlung Göschen).

Max Weber. Politiker - Forscher - Philosoph. 1932. 4. Aufl. 1958. 89 S. R.Pi per &Co.Verlag,München(Piper-Bücherei 121).

Philosophie. 1932. 4.Aufl. 1973. 3 Bde., 1056 S. Springer-Verlag, Heidelberg/Berlin/New York.

Vernunft und Existenz. Fünf Vorlesungen. 1935. 5. Aufl. 1973. 127 S.R.Piper & Co. Verlag, München (Serie Pi per 57).

Nietzsche. Einfürung in das Verständnis seines Philosophierens. 1936. 4.Aufl. 1981. 487 S. Verlag W. De Gruyter & Co., Berlin/New York.

Descartes und die Philosophie. 1937. 4. Aufl. 1966. 104 S. Verlag W. De Gruyter & Co., Berlin/New York.

Existenzphilosophie. 1938. 4.Aufl. 1974. 90 S. Verlag W. De Gruyter & Co., Berlin/New York.

Die Idee der Universität. 1946. Reprint 1980 mit einem Geleitwort von Adolf Laufs. 132 S. Springer-Verlag, Heidelberg/ Berlin/New York.

Vom europäischen Geist 1947. 31 S.R.Piper & Co.Verlag, München.

Nietzsche und das Christentum*. 1946. 3.Aufl. 1963. 84 S. R.Pipcr & Co.Verlag,München (Piper-Büchcrci 182).

Philosophische Logik. Erster Band: Von der Wahrheit. 1947. 2.Aufl. 1958.XXIII,1103S.R.Piper & Co.Verlag,München.

Der philosophische Glaube *. 1948.7.Aufl. 1981.136S.R.P1 per & Co. Verlag, München (Serie Pi per 69) .

Vom Ursprung und Ziel der Geschichte*. 1949. 8.Aufl. 1983. 349 S.R.Piper & Co.Verlag,München (SeriePiper 298).

Vernunft und Widervernunft in unserer Zeit. 1950. 2.Aufl. 1952.71 S.R.Piper & Co.Verlag,München.

Rechenschaft und Ausblick. Reden und Aufsätze. 1951. 2.Aufl. 1958.432 S.R.Piper & Co.Verlag.München (Sammlung Pi per).

Lionardo als Philosoph. 1953. 77 S. A.Francke-Verlag, Bern.

Einfürung in die Philosophie. Zwölf Radio vorträge. 1953. 22. Aufl. 1983. 128S. R.Piper & Co.Verlag,München (Serie Piper 13).

Die Frage der Entmythologisierung (mit Rudolf Bultmann). JJ9&4,3. Auf l. 1981.143 S. R. Pi per & Со. Verlag).

Schelling. Grösse und Verhängnis. 1955. 143 S.R.Piper & Co. Verlag, München .

Die großen Philosophen. Erster Band: Die maßgebenden Menschen - Die fortzeugenden Gründer des Philosophierens -Aus dem Ursprung denkende Metaphysiker.

Die Atombombe und die Zukunft des Menschen. Ein Radiovortrag.1957.27 S.R.Piper & Co.Verlag.

Die Atombombe und die Zukunft des Menschen. Bewußtsein in unserer Zeit. 1958. 6. Aufl. 1982. 505 Seiten. R.Pi per & Co. Verlag,München (SeriePiper 237).

Philosophie und Welt. Reden und Aufsätze. 1958. 2.Aufl. 1963. 404 S. R.Pi per & Co. Verlag, München (Sammlung Piper).

Wahrheit, Freiheit und Friede / Hannah Arendt: Karl Jas-pcrs. Reden zur Verleihung des Friedenspreises des Deutschen Buchhandels 1958. 3.Auf 1.1958.40 Seiten.R.Piper & Co.Verlag, München.

Wahrheit und Wissenschaft / Adolf Portmann: Naturwissenschaft und Humanismus. 1960.45 Seiten. R.Piper & Co. Verlag, München.

Freiheit und Wiedervereinigung. Über Aufgaben deutscher Politik. 1960.123 Seiten. R. Pi per & Co. Verlag, München.

Der philosophische Glaube angesichts der Offenbarung. 1962. 2. Aufl. 1963. 576Scitcn. R. Pi per & Co. Verlag, München.

Über Bedingungen und Möglichkeiten eines neuen Humanismus. Drei Vorträge. 1962. 95 Seiten. Reclam-Verlag, Stuttgart.

Gesammelte Schriften zur Psychopathologie. 1963. 421 Seiten. Springer-Verlag, Heidelberg/Berlin/New York.

Lebensfragen der deutschen Politik. 1963. 315 Seiten. Deutscher Taschenbuch-Verlag, München.

Nikolaus Cusanus.\964.27\ Seiten. R. Pi per & Co.Verlag, München.

Hoffnung und Sorge. Schriften zur deutschen Politik 1945-1965.1965. 373Seiten. R. Pi per & Co. Verlag, München.

Kleine Schule des philosophischen Denkens. 1965. 7.Aufl. 1980. 183 Seiten. R.Pi per & Co. Verlag, München (Serie Piper 54).

Wohin treibt die Bundesrepublik? Tatsachen — Gefahren — Chancen. 1966.8.Aufl. 1967.281 Seiten. R.Piper & Co. Verlag, München.

Antwort. Zur Kritik meiner Schrift "Wohin treibt die Bundesrepublik?" 1967.235 Seiten.R.Piper & Co.Verlag, München.

Schicksal und Wille. Autobiographische Schriften/Hrsg. von Hans Saner.1967.2.Aufl.1969.186Seiten.R.Piper & Co.Verlag, München.

Philosophische Aufsätze. 1967. 247 Seiten. Fischer Taschenbuch-Verlag, Frankfurt a.M.

Aneignung und Polemik. Gesammelte Reden und Aufsätze zur Geschichte der Philosophie. Hrsg. von Hans Saner. 1968. 518 Seiten.R.Piper & Co. Verlag,München.

Provokationen. Gespräche und Interviews. Hrsg. von Hans Saner.224 Seiten.R.Piper & Co. Verlag, München.

Chiffren der Transzendenz/ Hrsg. von Hans Saner. 1970. 3.Aufl. 1977.111 Seiten. R.Piper & Co. Verlag,München (Serie Piper 7).

Was ist Philosophie? Ein Lesebuch. Tcxtauswahl und Zusammenstellung von Hans Saner. 1976. 2.Aufl. 1978. 415 Seiten. R.Piper & Co. Verlag,München.

Was ist Erziehung? Ein Lesebuch. 1977.388 Seiten.R.Piper & Co. Verlag, München.

Philosophische Autobiographie. 1977.136Seiten.R. Piper & Co. Verlag, München.

Notizen zu Martin Heidegger/Hrsg. von Hans Saner. 1978. 2.Aufl. 1978.342 Seiten. R.Piper & Co. Verlag,München.

Die großen Philosophen. Nachlass l und 2 / Hrsg. von Hans Saner. 1981. 2 Bde.,1236 Seiten.R.Piper & Co.Verlag,München.

Weltgeschichte der Philosophie. Einleitung. Aus dem Nachlass / Hrsg.von Hans Saner. 1982.192 Seiten. R.Piper & Co.Verlag, München.

Наши рекомендации