Тема 12. познавательная деятельность и ее основные формы. наука

(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

1. Введение (актуальность) темы:

Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру. Суть познавательного отношения человека к миру заключается в выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.

2. Цель:Выяснить суть познавательного отношения к действительности.

3. Задачи:

Студент должен знать:

· основные формы познания окружающей действительности и их особенности;

Студент должен уметь:

· характеризовать основные проблемы гносеологии;

Студент должен приобрести навыки и качества:

· уметь анализировать и интерпретировать особенности науки как специфической формы познания.

4. Основные учебные вопросы (план):

1. Эпистемология: философское учение о знании.

2. Познание как специфическая форма отражения объективной действительности. Агностицизм и его формы.

3. Структура познавательного процесса: уровни и формы.

4. Проблема истины в современной философии.

5. Возникновение науки, ее специфика и функции. Строение и динамика научного знания.

6. Методология научного познания. Общелогические методы познания, методы эмпирического и теоретического исследования. Этика науки.

7. Теоретическое «конструирование» знания.

8. Научное и вненаучное знание.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1. Какие формы познавательной деятельности Вы знаете?

2. Что Вы понимаете под субъектом и объектом познания?

3. Каковы основные положения диалектико-материалистической теории отражения?

4. Как познается объективная истина? Как соотносятся абсолютная и относительная истины?

5. Достижима ли абсолютная истина?

6. Как соотносятся понятия “истина” и “правда”?

7. Какова структура и основные формы практической деятельности?

8. Возникновение и развитие науки, ее функции.

9. Назовите формы развития науки.

10.Каковы специфические признаки научного познания?

11.Строение и динамика научного знания.

12.В чем единство и различие философии и науки?

13.Что такое метод? Какие существуют методы в познании?

14.Охарактеризуйте основные формы научного познания.

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1. Истина и красота: о роли искусства в познании мира.

2. Наука и миф в культуре ХХ века.

3. Наука и нравственность: дилемма истины и блага в современной культуре.

4. Научное познание и восточные культурные традиции.

5. Феномен алхимии.

6. Многообразие форм вненаучного познания.

7. Наука и социальные технологии.

8. Этические проблемы психиатрии и медицины.

9. Интуитивное познание: споры о природе интуиции в истории гносеологии.

10.Истина и ценность. Феномен релятивизма в современной гносеологии и философии науки.

7. Литература:

Основная:

1. Калмыков В.Н. Философия. - Гомель, 1997.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 1997.

3. Спиркин А.Г. Философия. - М., 1998.

4. Философия / Отв. ред. В.П.Кохановский. - Ростов-на-Дону, 1995.

Дополнительная:

1. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. - М., 1988.

2. Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценность. - Новосибирск, 1987.

3. Андрющенко М.Г. Познание и вера. - Иркутск, 1994.

4. Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. - М., 1988.

5. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. - М., 1965.

6. Богуславский В.М. Скептицизм в философии. - М., 1990.

7. Вильчинский В.Я. Познание и практика в структуре деятельности. - Рига, 1988.

8. Гадамер Х.-Г. Что есть истина? // Философская и социологическая мысль. - 1992. - №5.

9. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). - М., 1987.

10.Гносеология в системе философского мировоззрения. - М.,1983.

11.Границы науки: О возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991.

12.Диалектика. Познание. Наука. - М., 1988.

13.Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. - М., 1990.

14.Идеалы и нормы научного исследования. - Мн., 1981.

15.Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М., 1993.

16.Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. - М., 1985.

17.Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. - М., 1978.

18.Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977.

19.Малкей М. Наука и социология знания. - М., 1983.

20.Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. - М., 1987.

21.Наука и культура. - М., 1984.

22.Наука и технология. - М., 1990.

23.Научное знание: логика, понятие, структура. - М., 1987.

24.Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996.

25.Научные революции в динамике культуры. - Мн., 1978.

26.Никифоров А.В. Познание мира. - М., 1989.

27.Полани М. Личностное знание. - М., 1986.

28.Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

29.Проблема истины в современной западной философии. - М., 1987.

30.Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. - Киев, 1997.

31.Современная философия науки: Хрестоматия. - М., 1996.

32.Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - № 10.

33.Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992.

34.Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного исследования. - Мн., 1979.

35.Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

36.Теория познания: В 4-х т. - М., 1991-1995.

37.Тулмин С.Т. Человеческое понимание. - М., 1984.

38.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.

39.Филатов В.П. Наука и мир человека. - М., 1990.

40.Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. - М., 1986.

41.Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. - 1992. - № 2.

42.Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.

43.Швырев В.С. Научное познание как деятельность. - М., 1984.

44.Эволюционная эпистемология: проблемы и перспективы. - М., 1997.

45.Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. - М., 1986.

46.Яскевич Я.С. Аргументация в науке. - Мн., 1992.

Рекомендуемые понятия для изучения темы 12:

Гносеология, гносеология оптимистическая, гносеология пессимистическая, агностицизм, эмпиризм, сенсуализм, рациона­лизм, иррационализм, интуитивное, дискурсивное, объект – субъект познания, созерцательность, истина, классическая кон­цепция истины, конвенциональная концепция истины, истина праг­матическая, диалектико-материалистическая концепция истины, сциентизм – антисциентизм, неопозитивизм, структурализм, фено­менология, прагматизм, герменевтика, метод, методология, практика.

Наши рекомендации