Проблема, поднятая автором; её актуальность.
Структура эссе
Цитата.
Проблема, поднятая автором; её актуальность.
Смысл высказывания.
Собственная точка зрения.
Аргументация на теоретическом уровне.
6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
Вывод.
Выбор высказывания
Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что
• владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
• чётко понимаете смысл высказывания;
• можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
• знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
• сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.
Определение проблемы высказывания
Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто:
[+] Основные проблемы базовых социально-гуманитарных наук
После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:
Данная проблема является актуальной в условиях...
• ...глобализации общественных отношений;
• ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
• ...обострения глобальных проблем современности;
• ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
• ...развития международной интеграции;
• ...современной рыночной экономики;
• ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
• ...жесткой дифференциации общества;
• ...открытой социальной структуры современного общества;
• ...формирования правового государства;
• ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
• ...диалога культур;
• ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).
Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:
• «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
• «Автор обращает наше внимание на то, что...»
• «Автор убеждён в том, что...»
Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:
• «Я согласен с автором в том, что... »
• «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
• «Автор был прав, утверждая, что...»
• «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
• «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
• «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться»
• «А не задумывались ли вы над тем, что...?»
Подтверждают ли они моё мнение?
Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
Убедительны ли они?
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».
Вывод
Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
• «Таким образом, можно сделать вывод...»
• «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
Оформление эссе
Нужно помнить, что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.
Требования к работам выпускников
При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать:
1) адекватное понимание проблемы и смысла высказывания;
2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме;
3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания;
4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте;
5) четкая определённость позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания;
6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;
7) подкрепление приведённых теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;
8) логичность рассуждений выпускника;
9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;
10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.
К объёму эссе по обществознанию нет жёстких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.
С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.
Подмена проблемы авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.
При высказывании и аргументации собственной позиции:
1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.
Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.
Задание 29 № 37
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С9.1 Философия: «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В. А. Амбарцумян)
С9.2 Социальная психология: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б. Г. Ананьев)
С9.3 Экономика: «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П. Т. Хейне)
С9.4 Социология: «С переходом к индустриальному обществу социальные роли становятся незакрепленными и активными». (Э. Геллнер)
С9.5 Политология: «"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" – ещё лучше». (И. В. Гёте)
С9.6 Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А. Ф. Кони)
Пояснение.
При написании эссе можно пользоваться следующим примерным планом.
1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.
2. Основная часть: представляет собой развернутый анализ высказывания. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса - положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.
3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных эмоциональных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
Структура эссе
Цитата.
Проблема, поднятая автором; её актуальность.
Смысл высказывания.
Собственная точка зрения.