УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА (заочное сокращённое)

Номер раздела, темы, занятия     Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)   Литература   Формы контроля знаний
лекции практические (семинарские) занятия лабораторные занятия управляемая самостоятельная работа студента
                 
  Логика (4 ч.)          
Предмет и значение логики. 9. Понятие о содержании и логической форме (схеме построения, структуре) мысли. 10. Понятие о логическом законе. 11. Правильность и истинность мысли. 12. Ошибки в мышлении, их классификация..         Компьютерная презентация [1] [2] [4] [7]  
2. Логическая теория высказываний 13. Простые и сложные высказывания. 14. Понятие логического союза. 15. Отношения между логическими формами высказываний. 16. Табличный способ отбора законов логики высказываний, его достоинства и недостатки. 17. Сокращенный способ «от противного» отбора логических законов. 18. Элементарные законы логики высказываний -     Компьютерная презентация [1] [3]    
3. Логическая теория имен 7. Объем и содержание имени Виды имен. 8. Отношения между именами. Круговые схемы (круги Эйлера) изображения отношений между именами. 9. Операции с именами (деление, определение и др.)     - Компьютерная презентация [1] [4] [6]     Самостоятельная работа
4. Силлогистические выводы 11. Атрибутивное высказывание, его структура. 12. Распределенность терминов в атрибутивных высказываниях. 13. Непосредственные силлогистические выводы. Выводы по логическому квадрату, обверсия (превращение), конверсия (обращение), контрапозиция (противопоставление). 14. Структура ПКС. Основные правила простого категорического силлогизма, его фигуры и правила фигур. Понятие модуса. 15. Энтимема и процедура ее восстановления до полного силлогизма. -   - Компьютерная презентация [1] [4] [6] [11]    
5. Недедуктивные (вероятностные) выводы 7. Понятие недедуктивный (правдоподобный) вывод. 8. Виды правдоподобных выводов (аналогия, индукция и др.). 9. Погрешности в недедуктивных выводах: Условия повышения вероятности недедуктивных выводов. -       Компьютерная презентация   [1] [4] [6] [8] [21]    
6. Логические требования к созданию научного текста 9. Структурные компоненты научного текста 10. Структурные особенности введения. 11. Соблюдение логических правил при составлении плана. 12. Способы обоснования материала -       Компьютерная презентация [1] [2]    
7. Логические основы аргументации 11. Структура аргументативного процесса Структурные элементы аргументации. 12. Логические формы аргументативных процессов.Правила и ошибки при выборе средств защиты точки зрения в аргументации. 13. Требования, предъявляемые к тезису. 14. Требования, предъявляемые к аргументам. 15. Требования, предъявляемые к демонстрации.   -       Компьютерная презентация [1] [2] [3]   Самостоятельная работа

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Берков В.Ф. и др. Логика. - Изд. 7-е. - Мн.: ТетраСистемс, 2008. – 415с.
  2. Берков В.Ф. Логика: задачи и упражнения (практикум). - Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 221 с.
  3. Берков В.Ф. Логика: Элементарный курс. - Мн.: ТетраСистемс, 2009. – 201 с.
  4. Брюшинкин В.Н. Логика: Учебник. – Изд. 3-е. - М.: Гардарики, 2001. - 334с.
  5. Гетманова А.Д. Логика для юристов. – М.: Омега – Л, 2003. – 418с.
  6. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. – М.: Дело, 2000. – 261с.
  7. Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений Учеб.пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Дело, 2002. – 248с.
  8. Кириллов В.И. Логика: Учеб.пособие. – М.: Изд. группа «Юристъ», 2002. – 158с.
  9. Кузина Е.Б. Логика в кратком изложении и упражнениях: Учеб.пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 240с.
  10. Малая Н.В. Тестовые задания и упражнения по логике: Учеб.пособие. Мн.: Изд.центр БГУ, 2004. – 100с.
  11. Малыхина Г.И. Логика: Учеб. пособие. - Мн.: Вышэйшая школа, 2005. – 239с.
  12. Никифоров А.Л. Логика. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2001. – 224с.

Дополнительная

  1. Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Культура диалога. – Мн.: Новое знание, 2002. – 152с.
  2. Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник: Учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит.изд.цент Владос, 1998. – 336с.
  3. Ивин А.А. Практическая логика: Учеб.пособие. М.:ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 288с.
  4. Кириллов В.И. Упражнения по логике. – М.: ООО «Антэа», 2000. – 159с.
  5. Лепешко Б.М. Логические основы правовой практики. - Брест: Изд-во БрГУ, 2003. – 225с.
  6. Логический словарь ДЕФОРТ. [Сост. В.Н.Переверзев]. Под ред. А.А.Ивина и др. - М.: Мысль, 1994. – 269с.
  7. Поварнин С.И. Искусство спора. – СПб.: Лань, 1996. – 155с.
  8. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: Учеб.пособие. – М.: Омега-Л, 2002. – 255с.
  9. Яшин Б.Л. Логика. – М.: Элит, 2004. – 416с.

Семинарские занятия (10 ч.)

Высказывания (4 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Высказывания простые и сложные.

2. Логические союзы. Логические операции над высказываниями и их табличное (матричное) определение.

3. Отношения между логическими формами высказываний.

4. Законы логики высказываний.

Литература:

Берков В.Ф. и др. Логика. - Изд. 9-е. - Минск: ТетраСистемс, 2008. – 415с.

Берков В.Ф. Логика: задачи и упражнения (практикум). - Минск: ТетраСистемс, 2002. – 221 с.

Берков В.Ф. Логика: элементарный курс. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 208 с.

Малыхина Г.И. Логика: Учеб. пособие. - Мн.: Вышэйшая школа, 2003. – 239с.

Имена (4 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Структура имени: содержание и объём.

2. Виды имён. Единичные, общие и пустые имена.

3. Отношения между именами: сравнимость и несравнимость, совместимость и несовместимость.

4. Операции обобщение и ограничение (расширение, локализация, типизация).

5. Логическое деление и его структура. Виды логического деления. Правила логического деления и возможные ошибки при их нарушении. Аналитическое деление. Периодизация.

6. Определение (дефиниция) имени и его структура. Виды определений. Правила определения и возможные ошибки при их нарушении.

Литература:

Берков В.Ф. и др. Логика. - Изд. 9-е. - Минск: ТетраСистемс, 2008. – 415с.

Берков В.Ф. Логика: задачи и упражнения (практикум). - Минск: ТетраСистемс, 2002. – 221 с.

Берков В.Ф. Логика: элементарный курс. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 208 с.

Малыхина Г.И. Логика: Учеб. пособие. - Мн.: Вышэйшая школа, 2003. – 239с.

Силлогистические выводы (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Атрибутивное высказывание как разновидность простого высказывания и его структура. Виды атрибутивных высказываний по количеству и качеству. Распределённость терминов в атрибутивных высказываниях.

2. Логические отношения между атрибутивными высказываниями: сравнимость и несравнимость, совместимость и несовместимость и их разновидности. Логический квадрат.

3. Простой категорический силлогизм (ПКС) и его структура. Правильные и неправильные силлогизмы. Общие правила силлогизма.

4. Фигуры ПКС и их правила. Понятие модуса фигуры ПКС. Сокращённый категорический силлогизм (энтимема). Процедура восстановления энтимемы до ПКС и проверка её правильности.

Литература:

Берков В.Ф. и др. Логика. - Изд. 9-е. - Минск: ТетраСистемс, 2008. – 415с.

Берков В.Ф. Логика: задачи и упражнения (практикум). - Минск: ТетраСистемс, 2002. – 221 с.

Берков В.Ф. Логика: элементарный курс. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 208 с.

Малыхина Г.И. Логика: Учеб. пособие. - Мн.: Вышэйшая школа, 2003. – 239с.

4.3 Контролируемая самостоятельная работа

СУРС выполняется в форме письменной работы (тестовых заданий) по выше приведенным темам.

Формой контроля за успеваемостью студентов по учебной дисциплине «Логика» является письменное выполнение предложенных тестовых заданий (упражнений). Успешное выполнение заданій служит свидетельством того, что студент освоил теоретический материал, приобрёл навыки его практического применения.

Оценка результатов выполнения контролируемой самостоятельной работы выставляется с учетом количества правильно выполненных заданий соответствующего варианта.

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Соблюдаются ли элементарные законы логики в рассуждении, если нет, какой закон нарушается? «Свободный доступ к материальным и нематериальным ресурсам означает, что они – ничьи, что они не принадлежат никому или, то же самое, - всем. Такие ресурсы не составляют объекта собственности»?

1) Соблюдены все элементарные законы логики.

2) Нарушен закон тождества.

3) Нарушен закон непротиворечивости.

4) Нарушен закон исключенного третьего.

2. Установите, какие из следующих предложений являются высказываниями?

1) Предложение и спрос идентично взаимодействуют на всех видах рынка.

2) Зрелое яблоко.

3) Осторожно, двери закрываются!

4) Он был свидетелем происшествия и может подробно его описать.

5) Х + У = Z.

6) Кто сегодня дежурный по аудитории?

7) «И какой же русский не любит быстрой езды?» (Н.В.Гоголь)

3. Какой фигуре силлогизма соответствует данное рассуждение: «Все скульпторы – представители искусства, следовательно, некоторые европейцы - представители искусства, так как некоторые скульпторы – европейцы»?

1) I фигуре простого категорического силлогизма;

2) II фигуре простого категорического силлогизма;

3) III фигуре простого категорического силлогизма;

4) это не простой категорический силлогизм;

5) IV фигуре простого категорического силлогизма.

4. Предмет атрибутивного высказывания называется:

1) сущностью;

2) смыслом;

3) силлогизмом;

4) связкой;

5) предикатом;

6) субъектом.

5. Субъект и предикат находятся в отношении пересечения в высказывании (-ях):

1) Среди переводчиков встречаются жители Западной Европы.

2) Некоторые равнобедренные треугольники являются прямоугольными.

3) Большинство млекопитающих не живут в морских глубинах.

4) Некоторые студенты усердно конспектируют первоисточники.

5) Некоторые птицы не являются воробьями.

6. Укажите, в каких случаях произведено аналитическое деление имени:

1) сутки делятся на утро, день, вечер, ночь;

2) газеты делятся на ежедневные, еженедельные, ежемесячные;

3) геометрические фигуры подразделяются на прямоугольные и непрямоугольные;

6) балет состоял из 3 актов;

7) Земной шар делится на Западное и Восточное полушария;

8) учащиеся делятся на успевающих и неуспевающих;

7.Установите вид отношений между парами имён (С – совместимы; Н – несовместимы):

1) физик – скрипач;

2) пароход – судно;

3) известный востоковед - неунывающий рыболов;

4) грек – Аристотель;

5) ливень – град;

6) рыба, которая обитает в некоторых океанах, - рыба, о которой не известно, где она обитает;

7) во всех случаях имена совместимы;

8) нет ни одного случая совместимости имен.

8. Установите, в каких случаях произведена операция обобщения имени правильно.

1) сангвиник, активный человек;

2) М.Булгаков, автор романа «Мастер и Маргарита»;

3) Баренцево море, море, Северный Ледовитый океан;

4) Луна, спутник Земли, спутник;

5) Малая Медведица, созвездие;

6) шкаф, предмет мебели;

7) сосна, растение, тайга;

8) Сатурн, планета, Солнечная система;

9) парус, парусник, парусный флот.

9. Как можно определить вид имени «избирательная система»?

1) Единичное и конкретное.

2) Единичное и абстрактное.

3) Общее и конкретное.

4) Пустое - П и конкретное.

5) Общее и абстрактное.

10. Выберите правильный ответ к задаче и объясните её решение: соотношение объемов имен «1. социальная проблема; 2. преступление; 3. кража; 4. преступность» отражено на схеме.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА (заочное сокращённое) - student2.ru

1) А

2) Б

3) В

4) Г

5) ни на одной из схем отношения не отражены



Наши рекомендации