Зкзистенциальную ориентацию в исследовании лит. творчества

в кн. "Время как воображение поэта" (1939). Монография

В. Кайзера "Произведение словесного искусства" (1938)

Продолжила исследования литературы в этом направлении.

Дж. Пфайфер, популизатор творчества Хайдеггера, Ясперса и

М. Гейгера, в дисс. 1931 г. дал определение феноменологич.

Семантич. метода исследования.

Осн. принципом германского феноменолого-

Экзистенциалистского подхода к литературе является рассмот-

рение худож. произв. как замкнутого в себе и "совершенного"

Выражения человеком своих представлений. Согласно этой

Концепции, произв. иск-ва выполняет свое назначение самим

Фактом своего существования, оно вскрывает основы человече-

Ского существования. Указывается, что произв. иск-ва не

Должно и не может иметь иной цели, кроме онтологическо-

Эстетической. Отличит, чертой франц. философов иск-ва явля-

Ется то, что они придерживаются более строгой в научн. отно-

Шении методологии и гораздо более рациональны в подходе к

Произв. иск-ва (М. Дюфренн, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-

Понти).

Методологич. принципы феноменологич. анализа лит. про-

Изв. базируются на утверждении, что Ф. — дескриптивный

Научный метод, рассматривающий феномен вне контекста,

Исходя из него самого. Сложные феномены препарируются на

Отдельные составные части, уровни, пласты, тем самым выявля-

Ется структура феномена. Феноменологич. описание и раскры-

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 271

Тие структуры составляет первую методологич. ступень в

Исследовании лит. произв. Дескриптивный и структурный

Анализ приводят феноменологов к онтологич. исследованию

Феномена, к-рый останавливает познание на себе самом. При-

Менение онтологии в лит. исследованиях составляет второй

Важнейший аспект феноменологич. подхода к литературе.

Третий существенный вопрос феноменологич. подхода связан с

Выявлением отношения произв. иск-ва к реальности, т. е. с

Выявлением роли причинности в феноменологич. концепции

Произв. иск-ва.

Метод выявления слоев в феноменологич. описании и был

впервые использован Гуссерлем, построившим "модель" по-

Слойной структуры воспринимаемого сознанием объекта, сущ-

Ность к-рой состоит в том, что ее слои, представляя каждый в

Отдельности независимую единицу, вместе создают целостную

Структуру. Р. Ингарден применил этот принцип к лит. произв.

Именно ученые-феноменологи первыми подошли к исследова-

Нию структуры произв. иск-ва, т. е. применили методологию,

Используемую впоследствии структурализмом. Некоторые

восточноевроп. ученые (3. Константинович, Г Вайда) настаи-

Вают на рассмотрении феноменологич. метода исследования как

На германском эквиваленте рус. формализма и англо-амер.

"новой критики" (170). Наиболее широкое распространение

Получила идея о том, что феноменологич. метод рассматривает

Произв. иск-ва как единое целое. Все, что можно выяснить о

Произв., заключено в нем самом, оно несет свою самостоятель-

Ную ценность, имеет автономное существование и построено по

Собств. законам.

Экзистенциалистский вариант феноменологич. метода, ба-

Зирующийся на тех же принципах, отличается лишь тем, что

Выделяет внутренний опыт работы интерпретатора произв.,

подчеркивает его "параллельное течение" с произв., его творч.

Способности, необходимые для анализа произв. иск-ва. Фено-

Менологич. метод рассматривает произв. вне процесса реально-

сти, отъединяет его от сферы реальности и "ставит в скобки" не

Только действительность, существующую вне сознания, но

Также субъективную психологич. реальность сознания худож-

ника с целью приближения к "чистому" (трансцендентному)

Сознанию и чистому феномену (сущности).

В США с начала 70-х годов наблюдается постепенная, но яв-

Но ощутимая смена ориентации от неопозитивистской модели

Познания к феноменологич. Обращение к феномено-логич.

272 "ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА'

Методологии, постулирующей неразрывность субъекта и объек-

Та в акте познания, объяснялось стремлением предложить нечто

новое по сравнению с традиционными приемами "новой крити-

ки" Рассмотрение худож. произв. как объекта, существующего

Независимо от его создателя и воспринимающего его субъекта,

Под влиянием пересмотра субъектно-объектных отношений в

Наши рекомендации