Символизация им текста, ресимволизация отклика — это его
Интерпретация. В акте критики, т. о., происходит интерпрета-
Ция интерпретации. Непосредственный мотив для возникнове-
Ния интерпретации — отклик читателя.
СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА
Поскольку язык формирует и определяет сознание читателя,
Новый опыт входит в его сознание как новая языковая система.
"Познание языка и литературной продукции другого ума
(автора — Е. Ц.) базируется на знании своего собственного
языка" (48, с. 263).
При записи своего отклика на произв. читатель преследует
Цель зафиксировать восприятие читаемого в виде спонтанных
Проявлений этого восприятия: неожиданных чувств, ассоциа-
Ций, воспоминаний, мыслей, аффектов. Запись реакции на
Читаемое произв. требует отказа от привычных аналитич.
Навыков. Опыт чтения, как сон или воспоминания, в основе
Своей аморфен. Запись его, по Блейху, — это неизбежная
символизация, оформление воспринимаемого. Осознание опыта
Чтения — это обязательный перевод его в словесную форму.
Лишь такое артикуляционно-графич. выражение своей реакции
На произв. дает возможность познать и понять эту реакцию.
"Основополагающий момент в записи отклика — это переход
Объективирующей способности ума с символического объекта
на себя, на субъект" (48, с. 167).
Все читательские интерпретации трактуются как конструи-
Рование нового знания; знания именно конструируются, а не
Раскрываются, не берутся готовыми в процессе читат. деятель-
Ности. В акте анализа собств. реакции на прочитанное читатель
Должен выбрать наиболее значимые аспекты и быть предельно
Объективным, как будто эти записи принадлежат не ему. Самая
Трудная часть анализа — избежать рассудочного подхода в
Понимании своего отклика.
С. К. утверждает, что если объект внимания символичен, то
Попытка объяснить этот объект — неизбежно субъективная
Реконструкция нашего собственного восприятия объекта; скон-
Струировать литературное значение — значит объяснить
Спонтанное восприятие и средства понимания его в одном и том
Же акте.
Е. А. Цурганова
СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА — англ. SUBJECTIVE
PARADIGM — термин школы критиков Буффало, введен
Д. Блейхом. С. П. — это модель сознания, познающего худож.
Произв., она определяет объект знания как непосредственно
Зависящий от познающего субъекта. Объяснение объекта
Рассматривается как принадлежащее субъекту и зависимое от
него. "Одна из наиболее важных причин формулирования
ТЕЛЕСНОСТЬ 265
Субъективной парадигмы, — пишет Блейх, — наблюдение, что
Субъективность является эпистемологическим условием дея-
тельности каждого человека" (48, с. 264).
Познание человеком себя в процессе чтения проходит не-
Сколько стадий. Первичный ментальный акт, в к-ром происхо-
дит оформление элементарных идей, возникающих на основе
чтения, Блейх называет "символизацией" и считает эту дея-
Тельность филогенетической. Символизация имеет место в
Процессе идентификации, опознания человеком своего опыта.
Следующая ступень отражает потребность читателя объяснить
Первые акты его восприятия произв. Блейх называет эту сту-
пень "ресимволизацией" "Ресимволизация" объясняет дейст-
Вительность, концептуализируя символич. объекты (в том числе
Худож. произв. — Е. Ц.) и значения в терминах субъективных
мотивов" (48, с. 264). Следующая ступень в поэтапном фор-
Мировании ментальных действий читателя — выявление моти-
вировок "ресимволизаций" Эта ступень именуется интерпре-
Тацией. В акте интерпретации читатель объясняет себе воз-
Действие произв. и добивается понимания этого воздействия.
Интерпретация не декодирующий или аналитич. процесс, это
Синтез нового значения, базирующийся, как правило, на отри-
Цании общепринятых значений текста и утверждении субъек-
Тивного, обусловленного неповторимостью индивидуального
Опыта, отклика в процессе восприятия данного текста. Контра-
стным по отношению к интерпретации считается акт "критики"
Он определяется как толкование, объяснение суждения, выска-
Занного по поводу того, как понято сконструированное с помо-
щью "ресимволизации" значение.
Е. А. Цурганова