Истинного содержания тексту возникает лишь в языковых

Паузах. Различие между внутренним и внешним является, т. о.,

Продуктом языка. Озарение, внутреннее постижение объекта

Полностью заменяет язык. Читатель выявляет смысл произв. в

Результате внутреннего видения, вызванного внешним проявле-

Нием текста.

Точно так же, как при чтении читатель выходит у Фиша за

Рамки языка и поднимается на более высокий уровень субъек-

Тивности, когда все, что было снаружи, помещается внутрь его,

Точно так же критик-Фиш в свете им самим созданной системы

Созерцает свой собств. процесс интерпретации. Не существу-

Ет выбора между объективностью и интерпретацией, но есть

Выбор между осознанной и еще не осознанной интерпретацией.

Именно эту осознанность он утверждает для себя.

Е. А. Цурганова

РИЗОМА — фр. RHIZOME — специфич. форма корневища,

Не обладающая четко выраженным центральным подземным

Стеблем. Термин постструктурализма и постмодернизма,

разработан в кн. Ж. Делеза и Ф. Гваттари "Ризома" (1974)

(61). Введен франц. исследователями в противовес понятию

Структура как четко систематизированному и иерархически

Упорядочивающему принципу организации природных, соци-

Альных, научно-логич. и культурных явлений.

Используя метафору Р., Делез и Гваттари попытались дать

Представление о взаимоотношении различий как о запутанной

Корневой системе, в к-рой неразличимы отдельные отростки, и

Побеги и волоски к-рой, регулярно отмирая и заново отрастая,

Находятся в состоянии постоянного обмена с окружающей

средой, что якобы "парадигматически" соответствует совр.

Положению действительности. Р. вторгается в чужие эволюци-

онные цепочки и образует "поперечные связи" между

"дивергентными" линиями развития. Она порождает несистем-

Ные и неожиданные различия, неспособные четко противопос-

Тавляться друг другу по наличию или отсутствию какого-либо

признака. Тем самым, концепция "различия" теряет свое онто-

Логич. значение, к-рое оно имело в доктрине структурализма,

Символизируя собой принцип бинаризма. На этом основании

Делез и Гваттари постулируют тождество "плюрализм-

монизм", объявляя его "магической формулой", где различие

СУБЪЕКТИВНАЯ КРИТИКА 263

Поглощается недифференцированной целостностью и утрачива-

Ет свой маркированный характер.

Примечательно, что Р. стала рассматриваться как эмблема -

Тич. фигура худож. практики постмодернизма. В частности,

Итал. теоретик постмодернизма У Эко, создавший самый

популярный и "эталонный" образец постмодернистского романа

"Имя розы" (1980) и написавший не менее известное к нему

послесловие "Заметки к роману "Имя розы" (1983), охаракте-

Ризовал Р. как прообраз символич. лабиринта, характерный для

Менталитета постмодернизма, и отметил, что руководствовался

Этим образом, когда создавал свое произв.

И. П. Ильин

СУБЪЕКТИВНАЯ КРИТИКА — англ. SUBJECTIVE

CRITICISM — понятие школы критиков Буффало, введено

Д. Блейхом. С. К. "утверждает, что наиболее сильные челове-

Ческие побуждения заключены в его стремлении понять себя, и

Простейший путь к этому пониманию — осознание собственной

Языковой системы как посредника сознания и средства самовы-

ражения" (48, с. 43). С. К. фиксирует тенденцию превращения

феноменологич. критики в вариант "психологического структу-

рализма", подчеркивает мысль о том, что ментальное функцио-

Нирование в целом находится в непосредственной зависимости

от языка. "Речь есть символическая трансформация опыта

человека" Понять язык человека значит понять его ум. В акте

Лит. критики исследователь манифестирует себя. Здесь ощути-

ма полемика с "новой критикой", рассматривающей язык лишь

Как медиум.

Блейх осознает трудности, состоящие в том, что язык явля-

Ется одновременно и объектом знания, и средством его выра-

жения. Различие между "символизацией" и "ресим-

волизацией" (см. субъективная парадигма) определяется им

Как различие между использованием языка как простой денота-

ции и суждением; "идея ресимволизации — это одновременно

объяснение языка и объяснение объяснения" Из всех способов

Символич. выражения язык требует наименьшего специального

Интерпретационного мастерства. Отклик читателя — это

Наши рекомендации