Рении кажется главным в системе Фиша, уступает место осве-

домленности читателя: "Временной поток всецело зависит от

Тех знаний, к-рыми обладает читатель; только принимая во

Внимание их взаимодействие с временным аспектом, необходи-

Мым для верного восприятия вербального ряда, можно предуга-

дать возникающую реакцию" (76, с. 143). Смысл произв.

Выявляется только тогда, когда поток чтения регулируется чем-

То другим, находящимся вне системы координат текста, а

Именно — матрицей возможных ассоциаций, к-рая и является

Конечным носителем смысла. Смысл произв. отыскивается,

Т. о., в тех впечатлениях, к-рые теперь рассматриваются как

Сумма предшествующих моменту чтения эпизодов из жизни

Читателя. Впечатления — это и есть реакция читателя; сигналы

Текста возбуждают механизмы порождения ассоциаций.

Введение такого понятия, как предшествующие знания, ста-

вит как форму, так и содержание худож. произв. в зависимость

От внетекстуальных и субъективных факторов. Такая позиция

Соответствует тому процессу чтения, к-рый и описывает фено-

Менологич. критика. Последовательно заменяя фрагментарный

подход "гармоничным" "целостным" в к-ром все осознается

Как происходящее одновременно и во всеобщей взаимосвязи,

"читатель постепенно приобретает внутреннее вдение мира,

Причем кульминация наступает тогда, когда реальный, состоя-

Щий из разрозненных частей мир превращается в символ обита-

ния его создателя" (77, с. 3), становится образом сознания

Читателя. Смысл текста можно осознать как собств. сознание.

Процесс чтения Фиш сводит к цепи озарений, к-рые возни-

Кают после прочтения каждого очередного отрывка текста,

Заключающего в себе какое-то суждение. Такое в высшей

Степени личное восприятие текста подразумевает, что эта цепь

РЕЦЕПТИВНАЯ КРИТИКА

Озарений зависит от имеющихся в произв. суждений и, следова-

Тельно, от объективно существующего языка произведения.

Отсюда в свою очередь следует вывод и о существовании

Произв. с его внешними признаками, такими, как начало и

конец, рамками к-рых ограничены факты, ставящие вопросы и

предполагающие ответы. Однако озарения, моменты интуитив-

Ного постижения каких-то истин наступают лишь в паузах,

Возникающих в процессе чтения. В эти моменты из посторон-

Него наблюдателя, к-рый получает отфильтрованную (через

Язык и логику) информацию, читатель превращается в челове-

Ка, видящего произв. изнутри. Благодаря возникшей связи,

Явления реальности предстают перед ним в новом свете.

"Повествование и его формы уходят из читательского поля

зрения, оставляя его лицом к лицу с действительностью" (76, с.

Понятие референтности, соотнесенности предмета с

Реальной действительностью, теперь возникает в виде конеч-

Ного смысла произведения; все предложения вновь обретают

Свое значение, поскольку они либо подтверждают, либо отри-

Цают нашу способность интуитивно понять мир. Рассудок же

Приводит свои собств. представления в соответствие с вновь

Обретенным смыслом с помощью языка.

В теории Фиша ощутимо сказывается дихотомия интуитивного

И рационального логич. познания. В его работах мысль развивает-

Ся по двум противоречащим друг другу направлениям. Одно из

Них подчеркивает непосредственность читательского контакта с

объектом познания и сохраняет связь с содержанием (в трактовке

Фиша — темой) произв. и его языком; согласно др. направлению,

содержание и рациональное, объективное начало, к-рое оно

Представляет, перестает существовать в той деятельности воспри-

Нимающего сознания, к-рую оно вызвало. Ощутима тенденция

Критика поместить реальное, внешнее внутрь читателя, объявить

Его свойством сознания. Хотя внешне текст представляется

"серией хорошо выверенных аргументов, логически обоснованных

Посылок, доказательств и заключений, читатель получает изнутри

Совсем иное представление о тексте, на формирование к-рого эти

внешние признаки не оказывают решающего влияния" (77, с.

280).

Такая "внутренне-внешняя структура" и свидетельствует, по

Фишу, о двух способах познания, рассудочном и интуитивном, к

К-рым в процессе чтения поочередно переходит читатель. Содер-

РИЗОМА

Жание произв. остается, но только в форме самораскрывающе-

гося видения, при этом понятие "я" или противопоставление

Наши рекомендации