Сторонники рецептивной эстетики выступают против

"объективной" методологии формалистич. и структуралистской

критики и поддерживают "субъективные" методы феноменологич.

Философии и психологии. Они исходят из утверждения, что в

Сознании человека существуют структуры, предопределяющие

Характер его восприятия и тем самым активно модифицирующие

Его представления об объектах. Произв. локализуется в сознании

Читателя в процессе чтения. Цель амер. Р. К. — точное описание

Последовательно развивающегося во времени восприятия читате-

Лем текста в процессе чтения, т. е. фиксация откликов сознания

Читателя в акте чтения. В противовес формалистич. неокритич.

Идее о произв. иск-ва как автономном объекте Р. К. вводит

Представление о лит. произв. как о процессе, создающемся в акте

Восприятия посредством чтения. Произв. получает свое значение

Лишь в результате взаимодействия печатного текста с работой

Воспринимающего его сознания читателя.

Рецептивная критика 259

С. Фиш видит смысл лит. произв. не в той информации, к-

рую читатель получает при ассимиляции "референтного поля"

Произв. (т. е. поля соотнесения его с реальной действительно-

Стью) или при нахождении обозначающего, соответствующего

Каждому обозначаемому, но в том впечатлении, к-рое возникает

У читателя в процессе чтения, в той деятельности, к-рую вызы-

Вает у него язык произведения. Критику следует сосредото-

Читься на форме этого впечатления; предметом описания долж-

на стать "структура читательского впечатления, а не какая-либо

другая" Когда читатель сталкивается с трудным для понимания

Или допускающим различные толкования текстом, он просто

"заставляет" его что-то обозначать. Сам процесс чтения стано-

Вится т. о. обозначающим, к к-рому читатель-критик должен

Подыскать обозначаемое. Приняв эту точку зрения, критик

Перестает относиться к лит. произв. как к чему-то законченно-

Му, обладающему определенной формой.

С. Фиш считает, что если значение произв. локализуется в

Читательском восприятии и непосредственно связано с опытом

Читающего субъекта, то форма произв. есть форма этого вос-

Приятия. Положение о дуализме формы и содержания сменяет-

ся у Фиша "монистическим" утверждением, согласно к-рому

Читательское восприятие значению форме. С. Фиш на-

Стаивает на временном принципе формы, равно как и значения

Произв.: значение и форма совпадают во времени с читатель-

Ским восприятием.

Сосредотачивая внимание на эффектах, возникающих в про-

цессе чтения, производя "анализ последовательных реакций

читателя на слова по мере их появления во времени" (76, с.

Аффективный стилист якобы может избежать основной

Ошибки, к-рая свойственна формалистич. подходу, а именно,

ошибки превращения "временного опыта в пространственный"

Этим утверждением С. Фиш пытается опровергнуть неокри-

Тич. концепцию пространственной формы. Ретроспективная

Объективация лит. композиции для него — иллюзия, поскольку

произв. как бы "исчезает" в читательском восприятии. "В

Основе метода лежит анализ временного потока возникающих

При чтении впечатлений, при этом имеется в виду, что читатель

Реагирует именно на этот поток, а не на все высказывание в

целом" (76, с. 127). Вместо окончательной ретроспективной

Оценки прочитанного произв. к-рая служила исследователям

Др. направлений основой для последующих критич. размышле-

Ний, Фиш предлагает опираться на постоянно меняющийся

РЕЦЕПТИВНАЯ КРИТИКА

Результат сознания, что именно и характеризует всякий процесс

Чтения. Фиш полагает, что отклик читателя на произв. возника-

ет внутри "регулирующего организующего механизма, к-рый

предшествует вербальному опыту" (76, с. 143). Этот механизм

Он понимает как систему внутренних правил, позволяющих

Читателю приписывать семантич. значение каждой лексич.

Единице текста в соответствии с собственным контекстом.

Однако и этот контекст, т. е. жизненный опыт писателя, вклю-

Чая сумму его знаний, Фиш интерпретирует прежде всего как

"запас языкового опыта" к-рый только один и определяет

Возможность выбора и, следовательно, ответа. Т о., временной

Характер процесса чтения, к-рый при поверхностном рассмот-

Наши рекомендации