Универсального действенного истолкования фактов и стремится

решить общую проблему — доказать способность "наук о

духе" дать знание, обладающее универсальным значением.

Контролируемый уровень объективности в П. может быть

Обеспечен только в том случае, если жизненный факт, требую-

щий П., зафиксирован — будь то рисунок, картина, сочинение

И т. п. Литература имеет особое значение для проникновения в

Духовную жизнь, ибо только в языке личные переживания

Человека находят полное, исчерпывающее и объективно пости-

Жимое выражение. Поэтому П. развивается по преимуществу

Вокруг толкования письм. памятников человеческого духа.

Истолкование этих памятников и неизбежно сопровождающий

Их критич. анализ стали отправной точкой для филологии.

П. затрагивает самую существенную сторону человеческого

отношения к миру. "В основе своей, — пишет X. Г Гадамер,

— человеческое отношение к миру... определяется понимани-

ем" (88, с. 451). В П. постигаются истины. Герменевтич. П.

Направлено на реконструирование смысла, расшифровку исто-

Рич. текста с целью осознания непрерывности духовного и

Культурного опыта человечества, на приобщение нового поко-

Ления и новой эпохи к прошлому, к традиции. Литературоведы

Видят в совр. герменевтике путь преодоления инструментализ-

Ма, преобладающего в теоретич. исследованиях, воспитание

ПОСТМОДЕРНИЗМ 245

Утонченности вкуса, просветленного отношения к произв.

(Гадамер), к-рые являются основой глубокого и подлинного П.

Герменевтика рассматривается как теория постижения ценности

(Дильтей). "Ценность" и П. составляют как бы две крайние

Точки, между к-рыми простирается поле интерпретаций. Уни-

Версализм, исторически разрабатывавшийся в П., ведет к

Выходу за пределы определяемости материалом в пространство

Духовной традиции. Цель П. в первую очередь направлена на

Смысл текста, для ее реализации требуется открытость интер-

Претации по отношению к традиции. Задача понимания смысла

Того, что сказал автор, производна по отношению к задаче

Понимания смысла текста. П. не является репродуктивной

Работой, оно решает продуктивные задачи, обусловленные его

Обращенностью за пределы субъективных смысловых устано-

Вок создателя текста. Понять текст — значит понять его как

Слово, к-рым с нами говорит традиция. При этом происходит

Сплав, синтез горизонтов интерпретатора и прошлого. Понятия

Прошлого реконструируются так, что они одновременно содер-

Жат и наши собственные понятия. П. — это создание более

Высокой общности, преодолевающей как собственную, так и

Чужую исключительность.

Происходящий в П. сплав горизонта интерпретатора и го-

Ризонта традиции осуществляется и реализуется в языке.

Серьезное значение придавал языку и речи Дильтей: "И автор,

и интерпретатор не противостоят друг другу в плане своих

Индивидуальностей. Общность человеческой природы, которая

Делает возможной общение с помощью речи, делает возможной

И интерпретацию; в ее процессе происходит сопереживание

Чужих форм жизни путем своего собственного жизнеощуще-

ния..." (74, с. 242-243). Язык — универсальный медиум, в к-

Ром протекает П. Способом реализации понимания является

Интерпретация. Сущностную черту традиции X. Г Гадамер

Видит именно в том, что она существует в медиуме языка, имеет

Языковую природу. Для Гадамера герменевтика — феномен П.

И правильного изложения понятого. Процесс П. осуществляет-

Ся по герменевтическому кругу.

Е. А. Цурганова

ПОСТМОДЕРНИЗМ — англ. POSTMODERNISM, фр.

POSTMODERNISME, нем. POSTMODERNISMUS — многозначный

И динамически подвижный в зависимости от историч., социаль-

Ного и национального контекста комплекс философских, эпи-

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Стемологич., научно-теоретич. и эмоционально-эстетич. пред-

Ставлений. Прежде всего П. выступает как характеристика

Определенного менталитета, специфич. способа мировосприя-

Тия, мироощущения и оценки как познавательных возможно-

Стей человека, так и его места и роли в окружающем мире. П.

прошел долгую фазу первичного латентного формообразования,

Датирующуюся приблизительно с конца второй мировой войны

(в самых различных сферах иск-ва: литературе, музыке, живо-

Писи, архитектуре и проч.), и лишь с начала 80-х годов был

Осознан как общеэстетич. феномен западной культуры и теоре-

Тически отрефлексирован как специфич. явление в философии,

Наши рекомендации