Противоречивость выступает у Лоджа в качестве осн. призна-

ка, поскольку все остальные приводимые им "технические

приемы" являются скорее дополнением и развитием этого осн.

Постулата, чем качественно иными явлениями. Конечный ре-

Зультат реализуется в сквозной контрастности, передающей

НОНСЕЛЕКЦИЯ 241

Типичное постмодернистское ощущение принципиальной несо-

Вместимости противоположностей (социального, этич., эстетич.

и т. д. плана) и необходимости с этим как-то жить, принимать

Эту противоречивость как реальность действительности.

Принцип Н. выступает как последовательное смешение яв-

Лений и проблем разного уровня, уравнивание в своей значимо-

Сти как совершенно незначительного, так и существенно про-

Блемного, перетасовка причины и следствия, посылки и вывода.

Парадоксальность логики писателей-постмодернистов, с точки

Зрения исследователей, заключается в том, что между противо-

Речиями, понимаемыми в антитетическом духе, как взаимоис-

Ключающие антиномии, по принципу дополнительности уста-

Навливается абсолютная эквивалентность: все они равнозначны

И равноценны в том мире хаоса и полной относительности, где

девальвированы все ценности: "Каждая фраза

"Неназываемого" Беккета опровергает предыдущую, посколь-

Ку на протяжении всего текста повествователь постоянно ко-

леблется между непримиримыми желаниями и утверждениями"

(129, с. 13).

Любой процесс интерпретации худож. произв. основан на

Его сравнении с действительностью и тем самым предполагает

Наличие определенного зазора, дистанции между литературным

Текстом и реальным миром, между иск-вом и жизнью — то,

что постмодернизм и пытается преодолеть, устроив "короткое

замыкание" чтобы привести читателя в шоковое состояние и не

дать ему возможности ассимилировать "постмодернистское

письмо" конвенциональными категориями традиционной лите-

ратуры: "Способы достижения этого состоят в следующем:

Сочетание в одном произведении явно фактического и явно

Фиктивного, введение в текст автора и тем самим постановка

Вопроса о проблеме авторства и обнажение условностей литера-

Туры в самом процессе их использования. Эти металитератур-

Ные приемы сами по себе не являются открытиями постмодер-

Нистов — их можно обнаружить в художественной прозе

Времен Сервантеса и Стерна, но в постмодернистском письме

Они появляются настолько часто и в таком количестве, что

свидетельствуют о возникновении явно нового феномена" (129,

С. 15).

Принцип Н. по своей природе сугубо негативен, поскольку

Он описывает только разрушительный аспект практики постмо-

Дернизма — те способы, с помощью к-рых постмодернисты

Демонтируют традиционные повествовательные связи внутри

ПАСТИШ

Произв., отвергают привычные принципы его организации.

Принципом Н. теоретики постмодернизма пытаются охаракте-

ризовать его стремление к своеобразному "антииллюзионизму"

— к уничтожению грани между иск-вом и действительностью и

Опоре либо на документально достоверные факты в литературе,

Либо на реальные предметы массового потребления в живописи

И скульптуре, где наиболее явственно сказалось пристрастие

совр. зап. художников к технике так наз. "найденных вещей"

К-рые они вставляют в свои композиции. Ван ден Хевель,

описывая тот же самый прием "найденных вещей", распростра-

ненный в "комбинированной живописи" прибегает к термину

"украденный объект" когда ссылается на практику франц.

"новых романистов", помещающих в свои произв. тексты афиш,

Почтовых открыток, уличных лозунгов и надписей на стенах и

тротуарах. Здесь "стирание граней" выступает как псевдофак-

Тографичность или псевдодокументальность, когда неинтерпре-

Тированные куски реальности посредством коллажной техники

вводятся в ткань худож. повествования как бы в "сыром"

Неопосредованном виде. Естественно, в общей структуре пове-

Ствования они все равно получают интерпретацию и, как прави-

Ло, в весьма однозначной идеологически-эстетич. перспективе.

Псевдодокументализм в конечном счете является одним из

средств общего принципа не столько Н., сколько "квази-

нонселекции" поскольку художник неизбежно осуществляет

Наши рекомендации