Противоречивость выступает у Лоджа в качестве осн. призна-
ка, поскольку все остальные приводимые им "технические
приемы" являются скорее дополнением и развитием этого осн.
Постулата, чем качественно иными явлениями. Конечный ре-
Зультат реализуется в сквозной контрастности, передающей
НОНСЕЛЕКЦИЯ 241
Типичное постмодернистское ощущение принципиальной несо-
Вместимости противоположностей (социального, этич., эстетич.
и т. д. плана) и необходимости с этим как-то жить, принимать
Эту противоречивость как реальность действительности.
Принцип Н. выступает как последовательное смешение яв-
Лений и проблем разного уровня, уравнивание в своей значимо-
Сти как совершенно незначительного, так и существенно про-
Блемного, перетасовка причины и следствия, посылки и вывода.
Парадоксальность логики писателей-постмодернистов, с точки
Зрения исследователей, заключается в том, что между противо-
Речиями, понимаемыми в антитетическом духе, как взаимоис-
Ключающие антиномии, по принципу дополнительности уста-
Навливается абсолютная эквивалентность: все они равнозначны
И равноценны в том мире хаоса и полной относительности, где
девальвированы все ценности: "Каждая фраза
"Неназываемого" Беккета опровергает предыдущую, посколь-
Ку на протяжении всего текста повествователь постоянно ко-
леблется между непримиримыми желаниями и утверждениями"
(129, с. 13).
Любой процесс интерпретации худож. произв. основан на
Его сравнении с действительностью и тем самым предполагает
Наличие определенного зазора, дистанции между литературным
Текстом и реальным миром, между иск-вом и жизнью — то,
что постмодернизм и пытается преодолеть, устроив "короткое
замыкание" чтобы привести читателя в шоковое состояние и не
дать ему возможности ассимилировать "постмодернистское
письмо" конвенциональными категориями традиционной лите-
ратуры: "Способы достижения этого состоят в следующем:
Сочетание в одном произведении явно фактического и явно
Фиктивного, введение в текст автора и тем самим постановка
Вопроса о проблеме авторства и обнажение условностей литера-
Туры в самом процессе их использования. Эти металитератур-
Ные приемы сами по себе не являются открытиями постмодер-
Нистов — их можно обнаружить в художественной прозе
Времен Сервантеса и Стерна, но в постмодернистском письме
Они появляются настолько часто и в таком количестве, что
свидетельствуют о возникновении явно нового феномена" (129,
С. 15).
Принцип Н. по своей природе сугубо негативен, поскольку
Он описывает только разрушительный аспект практики постмо-
Дернизма — те способы, с помощью к-рых постмодернисты
Демонтируют традиционные повествовательные связи внутри
ПАСТИШ
Произв., отвергают привычные принципы его организации.
Принципом Н. теоретики постмодернизма пытаются охаракте-
ризовать его стремление к своеобразному "антииллюзионизму"
— к уничтожению грани между иск-вом и действительностью и
Опоре либо на документально достоверные факты в литературе,
Либо на реальные предметы массового потребления в живописи
И скульптуре, где наиболее явственно сказалось пристрастие
совр. зап. художников к технике так наз. "найденных вещей"
К-рые они вставляют в свои композиции. Ван ден Хевель,
описывая тот же самый прием "найденных вещей", распростра-
ненный в "комбинированной живописи" прибегает к термину
"украденный объект" когда ссылается на практику франц.
"новых романистов", помещающих в свои произв. тексты афиш,
Почтовых открыток, уличных лозунгов и надписей на стенах и
тротуарах. Здесь "стирание граней" выступает как псевдофак-
Тографичность или псевдодокументальность, когда неинтерпре-
Тированные куски реальности посредством коллажной техники
вводятся в ткань худож. повествования как бы в "сыром"
Неопосредованном виде. Естественно, в общей структуре пове-
Ствования они все равно получают интерпретацию и, как прави-
Ло, в весьма однозначной идеологически-эстетич. перспективе.
Псевдодокументализм в конечном счете является одним из
средств общего принципа не столько Н., сколько "квази-
нонселекции" поскольку художник неизбежно осуществляет