МИФЕМА, МИФОЛОГЕМА — англ. €

термин мифологии, критики, обозначающий заимствование у

мифа мотива, темы или ее части и воспроизведение в более

поздних фольклорных и литературных произв. Термин получил

широкое распространение в X X в. в связи с активизацией

интереса к мифу. М. обозначает сознательное заимствование

автором мифологич. мотивов, тогда как постулируемая

К. Юнгом бессознательная их репродукция как правило обо-

значается понятием архетип. М. понимается и как мифологич.

"пережиток" в совр. литературно-худож. практике, и как ее

важнейший структурообразующий принцип. Последователи

К. Юнга склонны также видеть в М. носитель особо важного

общечеловеческого значения. Такое понимание ведет к культу

мифа, к признанию его доминирующей роли в произв., что

контрастирует с более скромной, характерной для XVIII и XIX

вв. оценкой древнего мифа только как "материнского лона"

литературы (Ф. Шеллинг).

А. С. Козлов

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА — англ. MYTH CRITICISM

— влиятельное направление в англо-американском литературо-

ведении X X в., именуемое также "ритуальной" (ritual) и

"архетипной" (archetype) критикой. "Ритуальная" ветвь мифо-

Логич. критики берет начало в исследованиях Дж. Фрейзера,

"архетипная" порождена концепциями К. Юнга. В США, где

Генезис мифологич. критики во мн. предопределен работами

швейцарского психолога, ее иногда именуют "юнгианской"

Родиной "ритуальной", фрейзеровской ветви мифологич. кри-

тики является Англия. Хронологически "ритуальная" критика,

Работы представителей к-рой появились в начале X X в., пред-

шествует "архетипной" юнгианской, заявившей о себе в конце

Х годов. Совр. мифологич. критика представляет собой

Оригинальную литературоведческую методологию, основанную

Преимущественно на новейших учениях о мифе; определенное

Подобие ей можно найти в XIX в. в деятельности известной

Мифологич. школы в литературоведении, а рудименты этой

Методологии проступают даже в античности.

В основу мифокритич. методологии положена идея о мифе как

Решающем для понимания всей худож. продукции человечества,

Древней и современной, факторе. Все литературно-худож. произ-

Ведения или прямо называются мифами, или чаще в них отыскива-

Ется столько структурных и содержательных элементов мифа

(мифологем, мифем), что последние становятся определяющими

Для понимания и оценки данного произв. Миф таким образом

Рассматривается не только как естественный, исторически обу-

Словленный источник худож. творчества,, давший ему изначальный

Толчок, но и как трансисторич. генератор литературы, держащий

Ее в определенных мифоцентрич. рамках. В концепции Н. Фрая,

например, изложенной в кн. "Анатомия критики" (85), история

Мировой литературы понимается как циркулирование по замкну-

Тому кругу. Литература сначала отделяется от мифа, развивая

Собственные, исторически обусловленные модусы, но в конечном

Итоге снова возвращается к мифу (имеется в виду творчество

совр. писателей-модернистов).

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА 226

Мода на миф, своеобразный мифоцентрич. тоталитаризм,

Пришла на рубеже XVIII—XIX вв., сменив презрительное и

Высокомерное отношение к мифологии со стороны рационали-

Стов-просветителей. Вольтер, в частности, говорил о нелепых

"гигантских образах" эпоса и мифа, к-рые могут привлечь

внимание дикаря, но оттолкнуть "души просвещенные и чувст-

вительные" Мысль о несуразности мифа, о нелепости его

использования (наряду с другими, "варварскими" формами

Народной фантазии) в век Просвещения разделял и Гете,

Тяготевший в поздний период творчества к классич. соразмер-

Ности и ясности. Ситуация коренным образом меняется с выхо-

Дом на литературную арену предромантиков, а затем романти-

Ков. В отличие от классицистов представители этих течений

Рассматривали стихийное народное творчество, включая и

Мифологию, как проявление высшей художественности, отме-

Ченной свежестью и непосредственностью восприятия. Миф

Понимался уже не как нелепый вымысел, плод незрелого ума, а

Как проявление высшей мудрости, как выражение способности

Древнего человека к целостному, синтетическому, не замутнен-

Наши рекомендации