Доминирующей тенденции своего времени или общепринятой

Философской или этич. традиции. Одними из первых

"последовательных" маргиналов культурной жизни Европы

Считаются киники, к-рые, начиная с Антисфена, сознательно

Противопоставляли себя философской и этич. традициям своей

Эпохи с ее мыслительными и поведенч. стереотипами.

В определенном смысле постструктурализм и постмо-

Дернизм могут быть охарактеризованы как проявление феноме-

на маргинализма — специфич. фактора именно "модернистско-

современного" модуса мышления, скорее даже мироощущения,

Творч. интеллигенции X X в. Характерная для нее позиция

Нравственного протеста и неприятия окружающего мира, пози

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

ция "всеобщей контестации" "духовного изгойничества" и

Стала отличительной чертой именно модернист, художника, в

Свою очередь получив специфич. трактовку в постмодернизме.

Начиная с постструктурализма, маргинальное^ превратилась в

Уже осознанную теоретич. рефлексию, приобретя статус

"центральной идеи" — выразительницы духа своего времени.

Причем следует иметь в виду, что маргинализм как сознатель-

ная установка на "периферийность" по отношению к обществу в

Целом и его социальным и этич. ценностям, т. е. и по отноше-

Нию к его морали, всегда порождала пристальный интерес к

"пограничной нравственности"

Феномен де Сада был заново осмыслен в постструктурали-

стской мысли, получив своеобразное "теоретическое оправда-

ние". Проблема не исчерпывается имморализмом; ее суть в том,

что Томас Манн в "Волшебной горе" устами Сеттембрини

Определил как placet experiri — жажду эксперимента, искус

Любопытства и познания, часто любой ценой и в любой ранее

Считавшейся запретной, табуированной области.

Артистически-богемный маргинализм всегда привлекал

Внимание теоретиков иск-ва, но особую актуальность он приоб-

Рел для философов, эстетиков и литературоведов структурали-

Стской и постструктуралистской ориентации. Здесь

"инаковость" "другость" и "чуждость" художников миру

Обыденному с его эстетич. стандартами и социальными и этич.

Нормами стала приобретать экзистенциальный характер, пре-

вратившись практически в почти обязательный императив:

"истинный художник" по самому своему положению неизбежно

Оказывается в роли бунтаря-маргинала, поскольку всегда

"оспаривает" общепринятые представления и мыслительные

Стереотипы своего времени.

Этот постулат получал разл. аргументацию в разных кон-

Цептуальных объяснительных системах, из них наиболее влия-

Тельная была обусловлена панъязыковым характером пост-

Структуралистских мировоззренч. представлений. Еще струк-

Туралисты развивали гипотезу амер. лингвистов Э. Сепира и

Б. Уорфа о влиянии языка на формирование моделей сознания,

И в их трудах поэтич. язык (как и худож. язык вообще) стано-

Вился основным законодателем лингвистич. творчества на всех

Уровнях, начиная с фонетич. организации языкового материала

И кончая как моделирующей, так и конституирующей способно-

Стью организовывать познавательный универсум — то, что с

легкой руки Фуко получило потом название "эпистемы". Пост-

МАРГИНАЛЬНОСТЬ 215

Структуралисты довели эту гипотезу до ее логич. завершения,

Поставив знак равенства между языком и сознанием, т. е.

Отождествив средства передачи сообщения (форму сообщения)

с содержанием сообщения. Впоследствии в постмодернизме

Отождествление сознания человека с письменным текстом как

Якобы единственно возможным средством его фиксации более

Или менее достоверным образом превратилось в общее место. В

конечном счете буквально все стало рассматриваться как текст:

литература, культура, общество, история и, наконец, сам чело-

Век; отсюда возникла теория интертекстуальности.

Специфика постструктуралистского понимания языкового

Сознания заключается в том, что ему придается характер обез-

Личивающей силы на том основании, что оно задано индивиду в

Уже готовых языковых формах, предопределяющих его качест-

Венный характер. Поскольку в таком понимании сознание вне

Зависимости от волевых попыток индивида является рабом

Наши рекомендации