КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — англ.

COLLECTIVE UNCONSCIOUSNESS — термин введен К. Юнгом,

стремившимся противопоставить его "индиви-

дуальному бессознательному" 3. Фрейда, определяемому в

качестве психологии, резервуара для вытесненных из сознания

в раннем детстве эротич. устремлений. К. Юнг сделал наиболее

психологич. сильным не индивидуальное, наполненное вытес-

ненным эротич. материалом, а "коллективное" бессознательное.

Под К. Б. Юнг понимает врожденную (а не сформировавшую-

ся в детстве, как у 3. Фрейда) психологич. структуру, к-рая

является аккумулятором неосознанно передающегося из поко-

ления в поколение человеческого опыта. Т. о. одна из важней-

ших категорий глубинной психологии — "бессознательное"

переставала определяться в качестве вместилища только нега-

тивных по своим общественным и культурным проявлениям

потенций, вытеснение которых обусловлено "принципом реаль-

ности" и необходимо для нормального функционирования

общества. Вытесненные в "бессознательное" эгоистич., соци-

ально деструктивные желания не утрачивают своей психологич.

силы и продолжают быть тайными, неосознанными мотивами

поступков не только ребенка, но и взрослого человека на про-

тяжении всей его жизни, драматизм к-рой определяется двумя

антагонистами — принципом реальности и принципом удоволь-

ствия. Юнг подверг резкой критике концепцию

"бессознательного" Фрейда, обоснованно указав на

"пансексуализацию" им всей психич. жизни индивида.

Фрейд преодолевал негативизм потенций человека посред-

ством понятия "сублимация" Низшие эротич. в своей основе

формы психологич. энергии сублимируются в высшие культур-

ные ценности, в частности, в произв. иск-ва. Сексуально-

психологич. энергия — "либидо" первична по отношению к

ним. К. Юнг отказался от подобного понимания генезиса

содержания духовной жизни. "Религиозный и философский

потенциал, т. е. так называемые метафизические нужды чело-

века, должны получить позитивную оценку в руках аналитика"

(119а, с. 224).

Учение К. Юнга о К. Б. — одна из первых попыток поста-

вить заслон проникновению фрейдистского пансексуализма и

биологизма в эстетику, литературоведение, философию и др.

гуманитарные науки. Характерно, что соперник Фрейда нигде

не упоминает о каких бы то ни было биологич. шифрах или

каналах передачи бессознательного человеческого опыта.

Имеются указания на способность К. Б. быть средством связи

с божественным, космическим. Аналогия К. Б. отыскивается в

немецкой литературной и философской традиции. У йенских

романтиков, в частности, у Новалиса, герои обладают способ-

ностью априорного постижения явлений жизни, они не изучают

эти явления, а "узнают" их как нечто уже виденное и пережитое

в прошлом. Таким даром "узнавания" обладает Генрих фон

Офтердинген, герой основного произв. Новалиса. О жизни

духа как самодовлеющей и высшей силе, развивающейся по

особым законам, писали Шеллинг, Гегель, Дильтей. Концеп-

ция К. Б. вписывается в эту традицию. Юнг противопоставил

традиционному позитивизму к биологизму Фрейда метафизич.

и идеалистич. в своей основе понимание психологич. механизма.

К. Юнг и А. Адлер, др. соперник 3. Фрейда, были первы-

ми, кто сделал попытку создания т. н. "культурного психоана-

лиза" с акцентом на автономных ценностях гуманитарных наук,

"наук о духе" Ранняя фрейдистская теория "бессознательного"

побуждала гуманитариев объяснять многообразие литературы,

иск-ва, философии однообразным "эдиповым комплексом"

Концепция К. Б. преодолевала этот узкий детерминизм, пре-

тендуя на объяснение лишь механизма передачи человеческого

опыта (включая художественный), и не ограничивала его со-

держание и структуру одной, пусть и варьирующейся темой.

Учение К. Юнга способствовало тому, что в более поздних

работах 3. Фрейд расширил рамки своей теории

"бессознательного" и включил в него не только негативные, но

и позитивные потенции.

Термин К. Б. широко применяется в совр. зарубежном и

отечественном литературоведении.

А. С. Козлов

КРИТИКА СОЗНАНИЯ — англ. CONSCIOUSNESS

CRITICISM, фр. — CRITIQUE DE CONSCIENCE — впервые

Наши рекомендации