Ретиками постструктурализма и постмодернизма со второй

Половины XIX столетия, когда, по их мнению, он начал теоре-

Тически осмысляться в таких различных сферах, как марксист-

Ская политич. экономия, психоанализ, антропология культуры и

Соссюровская лингвистика, к-рые основывались на моделях и

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИИ

Методах, не совместимых с фундаментальными понятиями

Традиционного индивидуализма. Внутренняя логика аргумента-

Ции этих учений отрицает нормативную власть автономной

Индивидуальности и редуцирует субъективное сознание до

Артефакта постоянно себя воспроизводящего, надличного

Механизма.

В этих теориях личностный опыт человека определяется как

Нечто, детерминированное классом, семьей, культурой или

другим не менее "надличным" по своему существу феноменом

— "языковым сознанием" Все это, по представлениям постмо-

Дернистов, имело своим следствием тот результат, что облик

Человека утратил в литературе модернизма и постмодернизма

Целостность, к-рой он обладал в иск-ве реализма.

В сфере литературной критики "смерть автора" была про-

Возглашена в 1968 г. Р. Бартом в его знаменитом эссе под этим

названием. Исследователь утверждал, что в произв. "говорит"

Не автор, а язык, и поэтому читатель слышит голос не автора, а

Текста, организованного в соответствии с правилами

"культурного кода" (или кодов) своего времени и своей культу-

ры. Функции литературы в "новую эру" подчеркивает Барт,

кардинально меняются, приходит эпоха читателя, и "рождение

читателя должно произойти за счет смерти автора" (1, с.391).

Для "антиавторских" филиппик Барта, как и мн. по-

стструктуралистов в его франц., "телькелевском" варианте (по

имени журн. "Тель кель" где впервые были сформулированы

Основные положения постструктуралистского литературоведе-

Ния), характерна подчеркнуто идеологич., антикапиталист, и

Антибуржуазная направленность, связанная в более широком

плане с декларативно вызывающим неприятием любого

"авторитета", освященного институализированными структура-

ми общества. "Автор, — пишет Барт, — это современная

Фигура, продукт нашего общества, так как, возникнув со времен

Средневековья вместе с английским эмпиризмом и француз-

Ским рационализмом, он создал престиж индивидуума или,

более возвышенно, "человеческой личности" Поэтому вполне

Логично, что в литературе именно позитивизм — это воплоще-

Ние и кульминация капиталистической идеологии — придавал

первостепенное значение "личности" автора. Автор по-

Прежнему царит в истории литературы, биографиях писателей,

Журналах и даже в самом сознании литераторов, озабоченных

Стремлением соединить в единое целое при помощи дневников и

Мемуаров свою личность с собственным творчеством. Весь

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ 199

Образ литературы в обычной культуре тиранически сконцен-

трирован на авторе" (1, с. 385).

Подобная позиция обусловлена тем, что сознание человека

Уподобляется тексту; при этом последователи постмодернизма

Растворяют свое сознание в сознании других, демонстрируя

Мозаично-цитатный характер, т. е. интертекстуальность,

Всякого сознания, в том числе и своего собственного. Р. Барт,

Подводя теоретич. основу под подобное понимание личности,

писал: "То "я", которое сталкивается с текстом, уже само

Представляет собой множество других текстов и бесконечных

или, вернее, потерянных кодов... Субъективность обычно

расценивается как полнота, с которой "я" насыщает тексты

(имеется в виду возможность субъективных интерпретаций. —

И. И.), на самом деле — это лжеполнота, это всего лишь следы

всех тех кодов, которые составляют данное "я" Таким образом,

Моя субъективность в конечном счете представляет из себя

лишь банальность стереотипов" (40, с. 16-17). Из этого выска-

Зывания можно сделать только один вывод: на более позднем

Этапе развития своих концепций Барт предпринял попытку

Теоретически аннигилировать личность не только автора, но и

Читателя, как в принципе и вообще понятие суверенной лично-

Сти.

Собственно литература постмодернизма и является худож.

Практикой подобных теорий, отражая разочарование в традици-

Онном для Нового времени культе индивидуалист, личности.

Наши рекомендации