Открываются особые познавательные перспективы и возможно-
Сти критич. оценки методологич. активности субъекта.
Г К., характеризующий понимание, принадлежит к самой
структуре смысла в "науках о духе", где интерпретатор имеет
Дело не с однозначно определимым, как в естествознании.
М. Хайдеггер пишет: "Признание порочности круга, попытки
Избежать его или примирение с ним как с неиз-бежным злом
Обозначают фундаментальное непонимание процесса понима-
ния... Круг, присущий пониманию, не есть роковой круг, замы-
Кающий в себе всякую форму знания; он есть выражение экзи-
стенциальной структуры предвосхищения самого "бытия-здесь"
(102, разд. 1, гл. V, параграф 36).
Е. А. Цурганова
ДВОЙНОЙ КОД — англ., фр. DOUBLE CODE — понятие
постмодернизма, должное объяснить специфич. природу
худож. постмодернистских текстов (под текстом с семио-
тич. точки зрения подразумевается семантич. и формальный
аспект любого произв. иск-ва, поскольку для того, чтобы быть
воспринятым, оно должно быть "прочитано" реципиентом).
При многочисл. попытках определить стилевую особенность
постмодернизма как код теоретики этого направления сталки-
ваются с вполне реальными трудностями, поскольку постмо-
дернизм с формальной точки зрения вступает как иск-во, соз-
нательно отвергающее всякие правила и ограничения, вырабо-
танные предшествующей культурной традицией.
Фр. критик Р. Барт в любом худож. произв. выделял пять
кодов (культурный, герменевтический, символический, семи-
ческий и проайретический, или нарративный) (1, 40). Как
теоретик постструктурализма и предшественник постмодер-
низма, Барт в своей концепции "кода" отошел от логич. строго-
сти и выверенности структуралистского понятийного аппарата,
что затем было подхвачено его многочисл. постмодернистскими
последователями: "Слово "код" не должно здесь пониматься в
строгом, научном значении термина. Мы называем кодами
просто ассоциативные поля, сверхтекстовую организацию
значений, которые навязывают представление об определенной
структуре; код, как мы его понимаем, принадлежит главным
образом к сфере культуры; коды — это определенные типы
уже виденного, уже читанного, уже деланного; код есть кон-
кретная форма этого "уже", конституирующего всякое письмо"
(1, с. 455-456). Любое повествование, по Барту, существует в
переплетении разл. кодов, их постоянной "перебивке" друг
другом, что и порождает "читательское нетерпение" в попытке
постичь вечно ускользающие нюансировки смысла.
Голл. критик Д. Фоккема отмечает, что код постмодернизма
является всего лишь одним из многих кодов, регулирующих
производство текста. Другие коды, на к-рые ориентируются
писатели, — это прежде всего лингвистич. код (естественного
языка — англ., фр. и т. д.), общелитературный код, побуж-
дающий читателя прочитывать литературные тексты как тек-
сты, обладающие высокой степенью когерентности, жанровый
код, активизирующий у реципиента определенные ожидания,
связанные с выбранным жанром, и идиолект писателя, к-рый в
той мере, в какой он выделяется на основе рекуррентных при-
знаков, также может считаться особым кодом.
Из всех упомянутых кодов каждый последующий в возрас-
тающей пропорции ограничивает действие преды-
двойной код 195
дущих кодов, сужая поле возможного выбора читателя, однако
при этом спецификой литературной коммуникации является тот
факт, что кавдый последующий код способен одновременно
оспаривать правомочность остальных кодов, создавая и оправ-
дывая свой вьгбор языковых единиц и их организации, запре-
щаемый остальными, более широкими кодами. При этом и сами
идиолекты отдельных писателей-постмодернистов вместе
взятые должны в своем диалектич. взаимодействии частично
подтверждать, частично опровергать существование социолекта
постмодернизма как целостного литературного течения. Т. о.
постмодернистский код может быть описан как система пред-
почтительного выбора тех или иных семантич. и синтаксич.
средств (как система преференций), частично более ограничен-
ного по сравнению с выбором, предлагаемым другими кодами,
частично игнорирующего их правила. В качестве основопола-
гающего принципа организации постмодернистского текста
вводится нонселекция (81, 129).
Ч. Дженкс и Т Д'ан попытались синтезировать семиотич.
концепцию литературного текста Р Барта с теориями постмодер-
нистской иронии (см. пастиш) Р. Пойриера и Ф. Джеймсона,
выдвинув понятие Д. К., или "двойного кодирования" По их
представлению, все коды, выделенные Бартом, с одной стороны,
и сознательная установка постмодернистской стилистики на
иронич. сопоставление разл. литературных стилей, жанровых
форм и худож. течений — с другой, выступают в худож. практике
постмодернизма как две большие кодовые сверхсистемы, к-рые
"дважды" коди-руют постмодернистский текст как худож. инфор-
мацию для читателя.
В более широком мировоззренч. плане "двойное кодирова-
ние" и связанный с ним "иронический модус" повествования в
постмодернистских произведениях характеризует их специфич.
отношение к проблеме собственного смысла. Стремясь разру-
шить языковые (отождествляемые с мыслительными) стерео-
типы восприятия читателя, постмодернисты обращаются к
использованию и пародированию жанров и приемов массовой
литературы, иронически переосмысляя их стиль. При этом они
постоянно подчеркивают условную, игровую природу словес-
ного иск-ва. В результате "двойное кодирование" оказывается
стилистич. проявлением "познавательного сомнения" эписте-
мологической неуверенности, тем более, что практически все
постмодернисты стремятся доказать своим потенциальным
реципиентам (читателям, слушателям, зрителям), что любой
рациональный и традиционно постигаемый смысл является
"проблемой для современного человека" (70, с.226).
Я. Я. Ильин