Историч. контекст и оценить его во всем его своеобразии. Это
Уже акт социологич. исследования, внутри к-рого критик может
Выявить прошлые вкусы и, вероятно, некоторые виды эстетич.
Отклика.
Попытку конкретизации герменевтич. принципов представ-
Ляет рецептивная эстетика, к-рая дополняет эти принципы
Социально-историч. предоставлениями. Если в самой Г специ-
Ально не акцентируется конкретно-историч. ситуация воспри-
Ятия произв. и его интерпретации, то рецептивно-эстетич.
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ
Исследования литературы стремятся восстановить именно
Конкретно-историч. и социальный контексты восприятия про-
Изв. Г связана с рецептивной эстетикой в исходном основопо-
Лагающем принципе — признании того, что в любом
"понимании" участвуют прежние восприятия произв. Предста-
Вители рецептивной эстетики внесли в рассмотрение социоло-
Гич. аспект ситуации интерпретации, ввели в поле исследования
Литературы ее читателя.
Е. А. Цурганова
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ — англ. HERMENEUTIC
CIRCLE — парадокс несводимости понимания и истолкования
Текста к логически непротиворечивому алгоритму. Мн. ученые
Видят традиционную исходную трудность герменевтики имен-
но в концепции Г К., так наз. "круга части и целого" Наибо-
Лее емко это явление зафиксировано в формулировке
В. Дильтея: "Для всякого (истолкования) характерно такое
Продвижение вперед, которое переходит от восприятия опреде-
Ленно-неопределенных частей к попытке захватить смысл их
Целого, чередующейся с попыткой, исходя из смысла этого
Целого, точнее определить и сами части. Неуспех этого метода
Обнаруживается в том случае, когда отдельные части не стано-
Вятся при этом понятнее. Это побуждает к новому определению
(их общего) смысла до тех пор, пока он не станет достаточным.
Эти попытки продолжаются настолько долго, пока не исчерпы-
Вается целиком весь смысл, который заключается в данных
проявлениях жизни (или текстах)" (73, с. 227). В ходе исто-
Рич. развития герменевтики вырабатывались критерии опреде-
Ления связей целого и части и взаимоотношения частей между
Собой.
X. Г Гадамер отказался от ставших традиционными попы-
Ток интерпретировать Г К. лишь как логич. проблему и перевел
Его в содержательную плоскость. Гадамер осуществил содер-
жательный подход к проблеме "смысла целого" В кн. "Истина
и метод" он ввел понятие "предструктура понимания" к-рая
Создается совокупностью мнений о смысле текста. Постигаемая
В процессе его восприятия истина и собственная предвзятость
Мнений не противостоят друг другу. Понимание достигается
Открытостью к смыслу текста, т. е. установлением связи того,
Что говорит текст, с совокупностью мнений интерпретатора
(88).
Двойной код 193
Один из последователей Гадамера профессор Штутгарт-
Ского ун-та Г Бук описывает круговую процедуру понимания
текста в процессе чтения следующим образом: "Сначала значе-
Ние целого смутно предвосхищается, затем в свете этого пред-
Восхищения происходит понимание отдельных частей. Понима-
Ние частей накладывается на понимание целого, способствуя его
Спецификации в процессе подтверждения или коррекции перво-
начального понимания" (53, с. 32). Амер. ученый Э. Д. Хирш
Солидарен с Гадамером, к-рый утверждает, что предвосхище-
Ние смысла целого, о к-ром идет речь при описаниях Г К., не
Есть действие субъективности, а определяется связью с тради-
Цией. Именно эта связь и находится в процессе непрерывного
образования. Круг понимания не является методич. кругом, он
Характеризует онтологич. структурный момент понимания.
Герменевтика не властвует над предрассудками и не может
Отделить мешающие пониманию предубеждения от противодей-
Ствующих ему. Это разделение должно произойти в самом
Понимании, и герменевтика лишь фиксирует, как это происхо-
Дит. В задачу герменевтики не входит создание метода понима-
Ния, она занята лишь выявлением условий, при к-рых происхо-
Дит понимание. Исходным наблюдением Гадамера и Хирша
Является факт глубокой историч. обусловленности существова-
ния человека и его суждений. "Предрассудки индивида много
Больше, чем его суждения, суть историческая действительность
его бытия" (88, с. 261). Для герменевтики, сознающей исто-
Ричность, преходящий характер познающей индивидуальности,