Историч. контекст и оценить его во всем его своеобразии. Это

Уже акт социологич. исследования, внутри к-рого критик может

Выявить прошлые вкусы и, вероятно, некоторые виды эстетич.

Отклика.

Попытку конкретизации герменевтич. принципов представ-

Ляет рецептивная эстетика, к-рая дополняет эти принципы

Социально-историч. предоставлениями. Если в самой Г специ-

Ально не акцентируется конкретно-историч. ситуация воспри-

Ятия произв. и его интерпретации, то рецептивно-эстетич.

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ

Исследования литературы стремятся восстановить именно

Конкретно-историч. и социальный контексты восприятия про-

Изв. Г связана с рецептивной эстетикой в исходном основопо-

Лагающем принципе — признании того, что в любом

"понимании" участвуют прежние восприятия произв. Предста-

Вители рецептивной эстетики внесли в рассмотрение социоло-

Гич. аспект ситуации интерпретации, ввели в поле исследования

Литературы ее читателя.

Е. А. Цурганова

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ — англ. HERMENEUTIC

CIRCLE — парадокс несводимости понимания и истолкования

Текста к логически непротиворечивому алгоритму. Мн. ученые

Видят традиционную исходную трудность герменевтики имен-

но в концепции Г К., так наз. "круга части и целого" Наибо-

Лее емко это явление зафиксировано в формулировке

В. Дильтея: "Для всякого (истолкования) характерно такое

Продвижение вперед, которое переходит от восприятия опреде-

Ленно-неопределенных частей к попытке захватить смысл их

Целого, чередующейся с попыткой, исходя из смысла этого

Целого, точнее определить и сами части. Неуспех этого метода

Обнаруживается в том случае, когда отдельные части не стано-

Вятся при этом понятнее. Это побуждает к новому определению

(их общего) смысла до тех пор, пока он не станет достаточным.

Эти попытки продолжаются настолько долго, пока не исчерпы-

Вается целиком весь смысл, который заключается в данных

проявлениях жизни (или текстах)" (73, с. 227). В ходе исто-

Рич. развития герменевтики вырабатывались критерии опреде-

Ления связей целого и части и взаимоотношения частей между

Собой.

X. Г Гадамер отказался от ставших традиционными попы-

Ток интерпретировать Г К. лишь как логич. проблему и перевел

Его в содержательную плоскость. Гадамер осуществил содер-

жательный подход к проблеме "смысла целого" В кн. "Истина

и метод" он ввел понятие "предструктура понимания" к-рая

Создается совокупностью мнений о смысле текста. Постигаемая

В процессе его восприятия истина и собственная предвзятость

Мнений не противостоят друг другу. Понимание достигается

Открытостью к смыслу текста, т. е. установлением связи того,

Что говорит текст, с совокупностью мнений интерпретатора

(88).

Двойной код 193

Один из последователей Гадамера профессор Штутгарт-

Ского ун-та Г Бук описывает круговую процедуру понимания

текста в процессе чтения следующим образом: "Сначала значе-

Ние целого смутно предвосхищается, затем в свете этого пред-

Восхищения происходит понимание отдельных частей. Понима-

Ние частей накладывается на понимание целого, способствуя его

Спецификации в процессе подтверждения или коррекции перво-

начального понимания" (53, с. 32). Амер. ученый Э. Д. Хирш

Солидарен с Гадамером, к-рый утверждает, что предвосхище-

Ние смысла целого, о к-ром идет речь при описаниях Г К., не

Есть действие субъективности, а определяется связью с тради-

Цией. Именно эта связь и находится в процессе непрерывного

образования. Круг понимания не является методич. кругом, он

Характеризует онтологич. структурный момент понимания.

Герменевтика не властвует над предрассудками и не может

Отделить мешающие пониманию предубеждения от противодей-

Ствующих ему. Это разделение должно произойти в самом

Понимании, и герменевтика лишь фиксирует, как это происхо-

Дит. В задачу герменевтики не входит создание метода понима-

Ния, она занята лишь выявлением условий, при к-рых происхо-

Дит понимание. Исходным наблюдением Гадамера и Хирша

Является факт глубокой историч. обусловленности существова-

ния человека и его суждений. "Предрассудки индивида много

Больше, чем его суждения, суть историческая действительность

его бытия" (88, с. 261). Для герменевтики, сознающей исто-

Ричность, преходящий характер познающей индивидуальности,

Наши рекомендации