В повседневной практике интерпретации Хирш видит подтвер-
ГЕРМЕНЕВТИКА
Ждение онтологии, равенства всех возможных значений интер-
Претируемого текста. В доказательство приводится один из
наиболее ярких примеров из истории Г — победа гуманистов
Над средневековым методом анахронич. аллегоризации, к-рой в
Значительной мере способствовал Шлейермахер. Однако в
Этом отречении от анахронизма, от всякого привнесения позд-
Нейших наслоений в древние тексты в пользу
"первоначального" значения Хирш не находит оснований для
Отрицания правомерности аллегорич. значения как такового.
Раз средневековый принцип аллегоризации существовал,
Значит, текст мог так интерпретироваться, и аллегорическое
значение не было "незаконным" Все это дает Хиршу основа-
Ние утверждать, что Шлейермахер руководствовался норма-
Тивным измерением и его нормы так же избирательны, как и
Аллегоризация. А предпочтение оригинального значения — не
Что иное, как эстетич. выбор исследователя, связанный с его
Конечной целью. Нормативное измерение Г в целом — всегда
Этич. измерение. Именно этич. принципы руководили средне-
вековыми интерпретаторами в выборе "лучшего" значения, к-
Рым была для них христианская аллегоризация. Только недав-
Но, по мнению Хирша, сторонники историзма вернулись к
мысли, что "лучшая" интерпретация всегда анахронична, хотим
Мы этого или нет. Поскольку мы замкнуты пределами собств.
Культуры, этич. выбор всегда осуществляется по некоторым
Стандартам сегодняшних историч. обстоятельств. Поэтому мы,
По сути, возвращаемся к квазисредневековой концепции интер-
Претации.
Хирш признает социальную обусловленность взглядов ин-
Терпретатора, их связь с господствующей идеологией. Это
Приводит к убеждению, что эрудиция интерпретатора должна
Находиться на уровне самых высших социальных ценностей. Г
Четко определяет сферу этич. выбора.
Кроме дескриптивного и нормативного измерений Г Хирш
Предлагает осмыслить третье, метафизическое, измерение
Герменевтики, связанное для него с концепцией историчности.
Описание этого измерения Хирш проводит в полемике с при-
Верженцами метафизики М. Хайдеггера (102) о фатальной
Невозможности реконструировать прошлое. Любая реконст-
Рукция прошлого никогда не бывает аутентичной, потому что
Рнуе.в озможно исключить из нее мир, современный интерпретато-
ГЕРМЕНЕВТИКА 191
Иными словами, наше собственное настоящее дано заранее
В любой историч. реконструкции. Но Хирш отвергает эти
Доводы в применении к текстуальной интерпретации. Он убеж-
Ден, что анахроничность — не метафизич. необходимость, а
Определенный этич. выбор. Хирш обвиняет метафизиков в
Отсутствии строгости при определении возможностей интерпре-
Тации, в излишне универсальном подходе ко всем интерпрета-
Торам, в неумении избрать в конечном счете сферу ценностей.
Хирш настаивает на том, что при определении истинных целей
интерпретации надо обращаться не к ее "природе" а к этич.
Убеждениям самых интерпретаторов, так как интерпретатор
Свободен в выборе цели, контекста, условностей языка, т. е. в
Выборе значения.
Противоречия с историзмом для Хирша не конфликт тео-
Рий, а столкновение разных систем ценностей. В предпочтении
Совр. значения анахроничному он видит тот же конфликт, к-
Рый разделял когда-то средневековых аллегористов и гумани-
Стов. Иногда это не столько конфликт, сколько неумение заме-
тить, что "смысл" и "значение" — разные понятия, не конкури-
Рующие друг с другом. Невосстановимость значения прошлого,
По Хиршу, связана у хайдеггерианцев с расширительной трак-
Товкой герменевтического круга, важнейшей эпистемологич.
Концепцией Г., касающейся и ее философского обоснования, и
Ее методологии.
Главное в герменевтич. интерпретации не только историч.
Реконструкция литературного текста и последовательное усред-
Нение нашего историч. контекста с контекстом литературного
Произв., но и расширение осведомленности читателя, помощь в
Его более глубоком понимании себя. Поэтому понимание тек-
Ста, постижение его значения — не просто чтение, но и иссле-
Дование, к-рое, начинаясь с рационального осмысления, должно
Вести к осознанному восприятию. Осознание системы ценно-
Стей той или иной эпохи помогает поместить произв. в его