Рих Даниель Эрнст Шлейермахер (1768—1834), профессор
Теологии и философии в Галле и Берлине, автор трактатов
"Диалектика" "Герменевтика" "Критика" (162, 163), издан-
Ных посмертно по его лекционным тетрадям. Особенностью
Метода Шлейермахера, в отличие от греч. интерпретаторов,
Трактовавших и формировавших все акты интерпретации как
Логич. и риторич. категории, является такое понимание природы
Творч. акта, когда бессознательное выступает в качестве перво-
начального импульса. "Понимание" и "интерпретация" тракту-
Ются Шлейермахером как инстинкт и активность в самой
Жизни. Целостность понимания произв. художника или мысли-
Теля достигалась не путем изучения хронологич. последова-
Тельности его работ и их внешней логики, а постижением внутр.
Логики их единой, цельной конструкции. Шлейермахер всякое
Толкование литературного произв. связывал с самой природой
Понимания.
Классическим в истории Г стало эссе нем. философа Виль-
гельма Дильтея "Происхождение герменевтики" (74). Дильте-
Евский метод интерпретации основывался на теории понимания
Как интуитивного самопостижения, являющегося основой
Всякого человеческого знания, к-рое противопоставляется
Естественнонаучному объяснению, рассудочному проникнове-
нию в сущность явлений. Гуманитарные науки, "науки о духе"
ГЕРМЕНЕВТИКА 187
Дильтей оценивал очень высоко, поскольку они исследуют
самосознание человека, так наз. "внутреннюю реальность" в
Отличие от естественных наук, обращенных лишь к внешним
фактам. Для постижения "внутренней реальности" духовной
Жизни Дильтей предлагал систематич., упорядоченное понима-
ние относительно постоянных "выражений жизни" — интер-
Претацию. Иск-во понимания он основывал преимущественно
На интерпретации литературных произв. Принципиальным
методологич. положением ст. Дильтея "Происхождение герме-
невтики" явилось то, что он отвел интерпретации место на
Стыке теории познания, логики и методологии гуманитарных
Наук, считая ее их надежным связующим звеном. В X X в. Г в
значит, мере определила характер философии и "наук о духе"
Важным этапом в совр. развитии Г стал выход в свет кн.
Ханса Георга Гадамера "Истина и метод. Основные черты
философской герменевтики" (88). В своем исследовании Гада-
Мер широко использует опыт Г накопленный историей европ.
Философской мысли. Он убежден в исключительной важности
Феномена понимания для разработки актуальных проблем
Гуманитарного знания. Для него Г. не является всего лишь
методом познания в "науках о духе" В "понимании" истины
Постигаются не за счет методологич. активности познающего
Субъекта, а за счет их освоения, базирующегося на погружен-
Ности в определенную культурно-историч. традицию. Феномен
Понимания затрагивает самую существенную сторону человече-
Ского отношения к миру.
Понятие традиции наиболее значимо в Г Гадамера. "В на-
Чале любой исторической герменевтики необходимо выставить
требование о преодолении абстрактной противоположности
Между традицией и историей, между историей и знанием о ней.
ПредвосхищЕЪше смысла какого-то явления духовной жизни не
Является действием субъективности, оно определяется узами,
связывающими нас с традицией" (88, с. 267). Эта связь нахо-
дится в процессе непрерывного образования. Мы сами выраба-
Тываем ее по мере понимания традиции, участия в ее потоке и
Ответного влияния на нее. Герменевтич. опыт, таким образом,
Характеризуется, с одной стороны, принадлежностью к тради-
Ции, а с другой — осознаваемой историч. дистанцией, разде-
Ляющей говорящего и интерпретатора. В задачу Г не входит,
По Гадамеру, создание метода понимания, она занята лишь
Выявлением условий, при к-рых происходит понимание.
ГЕРМЕНЕВТИКА
Во временном интервале, разделяющем создателя к интер-
Претатора текста, Гадамер призывает видеть позитивную и
Продуктивную возможность понимания. Время не является
Зияющей пропастью, а служит несущей основой, в к-рой коре-
Нится современность. Задача истинного понимания не может
Быть достигнута путем отказа интерпретатора от своих собств.
понятий и трансплантации себя в дух какого-либо времени.
Позитивная роль временного интервала заключается в его