Центром постмодернистского дискурса.
И. П. Ильин
АРХЕТИП — англ. ARCHETYPE — модель, первообраз.
Специфическое значение, обусловившее широкое употребление
термина в литературоведении, было дано ему в трудах швей-
царского психолога К. Юнга. А. понимается им в качестве
основного элемента коллективного бессознательного, являю-
щегося своеобразной копилкой наиболее ценного и глубинного
человеческого опыта. Этот опыт постигается и реализуется, в
частности, в худож. творчестве, посредством "первоначальных
образов" или "архетипов" Постижение осуществляется бес-
сознательно. "Архетип есть символическая формула, которая
повсюду вступает в функцию там, где или не имеется созна-
тельного понятия, или таковое по внутренним или внешним
обстоятельствам вообще невозможно" Учение об А. связано с
пониманием К. Юнгом символа, к-рый также функционирует
как элемент бессознательного и разрушается при сознательном
постижении опыта (разрушение античного пантеона богов под
влиянием научного аналитич. мышления).
А. всегда сохраняет свое значение и функции. Он не разру-
шается, а только видоизменяется, проявляя себя в новых фор-
мах на новых историч. этапах. Подчеркивая трансисторизм А. и
его способность проявлять себя в соответствующих времени
образах, К. Юнг пишет, что в наше время "вместо Зевсова
орла или птицы Рок выступает самолет, вместо сражения с
драконом — железнодорожная катастрофа... вместо хтониче-
ской матери — толстая торговка овощами" А. общечеловечен.
К. Юнг отмечал, что ему, как врачу, приходилось выявлять
образы античных мифов в бреду "чистокровных негров" На
трактовку К. Юнга наложила отпечаток склонность его к
трансцендентальному, мистическому. Он никогда не говорит о
какой бы то ни было биологич. запрограммированности опыта,
напр., в генах. В своем творчестве великий художник не только
не приземляется чем-то вроде сексуально детерминированного
фрейдистского "эдипова комплекса" но, наоборот, открыт
космосу; идеи осеняют его, и он сам не знает, откуда они берут-
ся. Будучи "настолько же,идеями, как и эмоциями", А. служит
архаически интуитивным средством "психо-
логического постижения объекта"
А. С. Козлов
ГЕРМЕНЕВТИКА — англ. HERMENEUTICS, нем.
HERMENEUTIK — теория интерпретации текста и наука о
Понимании смысла. Получила широкое распространение в совр.
Зап. литературоведении, в осмыслении основных методологич.
Принципов, на к-рых базируется построение новейшей теории
Литературы. Происходит от греч. слова Ipi-invaa — толкование,
Объяснение. Этимологию его связывают с именем бога торгов-
Ли, покровителя дорог Гермесом, к-рый, согласно древнегреч.
Мифологии, передавал повеления олимпийских богов людям. Он
Должен был объяснять и истолковывать смысл этих посланий.
С Г традиционно связано представление об универсальном
Методе в области гуманитарных наук. Как метод истолкования
Историч. фактов на основе филологич. данных Г считалась
Универсальным принципом интерпретации литературных па-
Мятников. Предметом литературной герменевтики, как и фило-
Софской, является интерпретация, понимание. Функция
Интерпретации состоит в том, чтобы научить, как следует
ГЕРМЕНЕВТИКА
Понимать произв. иск-ва согласно его абсолютной худож.
Ценности.
Инструментом интерпретации считается сознание воспри-
Нимающей произв. личности, т. е. интерпретация рассматрива-
Ется как производная от восприятия литературного произв.
Классич. Г уходит своими корнями в систематику древнегреч.
Исследований, когда интерпретация и критика были связаны с
Толкованием произв. Гомера и др. поэтов. Школы риторов и
Софистов сделали первый шаг к познанию правил интерпрета-
Ции. Александрийская филология проделала огромную работу
По собиранию памятников прошлого и их описанию. Ренессанс-
Ная стадия Г отмечена стремлением понять чуждую духовную
Жизнь классич. и христианской античности. Прослеживая путь
Становления Г следует выделить тот ее этап, когда было
Осознано, что классич. и библейская Г., развивающиеся парал-
Лельно друг другу, пользуются мн. общими способами интер-
Претации и, следовательно, существует некое всеобщее иск-во
Интерпретации.
Основоположником совр. Г считается нем. ученый Фрид-