Центром постмодернистского дискурса.

И. П. Ильин

АРХЕТИП — англ. ARCHETYPE — модель, первообраз.

Специфическое значение, обусловившее широкое употребление

термина в литературоведении, было дано ему в трудах швей-

царского психолога К. Юнга. А. понимается им в качестве

основного элемента коллективного бессознательного, являю-

щегося своеобразной копилкой наиболее ценного и глубинного

человеческого опыта. Этот опыт постигается и реализуется, в

частности, в худож. творчестве, посредством "первоначальных

образов" или "архетипов" Постижение осуществляется бес-

сознательно. "Архетип есть символическая формула, которая

повсюду вступает в функцию там, где или не имеется созна-

тельного понятия, или таковое по внутренним или внешним

обстоятельствам вообще невозможно" Учение об А. связано с

пониманием К. Юнгом символа, к-рый также функционирует

как элемент бессознательного и разрушается при сознательном

постижении опыта (разрушение античного пантеона богов под

влиянием научного аналитич. мышления).

А. всегда сохраняет свое значение и функции. Он не разру-

шается, а только видоизменяется, проявляя себя в новых фор-

мах на новых историч. этапах. Подчеркивая трансисторизм А. и

его способность проявлять себя в соответствующих времени

образах, К. Юнг пишет, что в наше время "вместо Зевсова

орла или птицы Рок выступает самолет, вместо сражения с

драконом — железнодорожная катастрофа... вместо хтониче-

ской матери — толстая торговка овощами" А. общечеловечен.

К. Юнг отмечал, что ему, как врачу, приходилось выявлять

образы античных мифов в бреду "чистокровных негров" На

трактовку К. Юнга наложила отпечаток склонность его к

трансцендентальному, мистическому. Он никогда не говорит о

какой бы то ни было биологич. запрограммированности опыта,

напр., в генах. В своем творчестве великий художник не только

не приземляется чем-то вроде сексуально детерминированного

фрейдистского "эдипова комплекса" но, наоборот, открыт

космосу; идеи осеняют его, и он сам не знает, откуда они берут-

ся. Будучи "настолько же,идеями, как и эмоциями", А. служит

архаически интуитивным средством "психо-

логического постижения объекта"

А. С. Козлов

ГЕРМЕНЕВТИКА — англ. HERMENEUTICS, нем.

HERMENEUTIK — теория интерпретации текста и наука о

Понимании смысла. Получила широкое распространение в совр.

Зап. литературоведении, в осмыслении основных методологич.

Принципов, на к-рых базируется построение новейшей теории

Литературы. Происходит от греч. слова Ipi-invaa — толкование,

Объяснение. Этимологию его связывают с именем бога торгов-

Ли, покровителя дорог Гермесом, к-рый, согласно древнегреч.

Мифологии, передавал повеления олимпийских богов людям. Он

Должен был объяснять и истолковывать смысл этих посланий.

С Г традиционно связано представление об универсальном

Методе в области гуманитарных наук. Как метод истолкования

Историч. фактов на основе филологич. данных Г считалась

Универсальным принципом интерпретации литературных па-

Мятников. Предметом литературной герменевтики, как и фило-

Софской, является интерпретация, понимание. Функция

Интерпретации состоит в том, чтобы научить, как следует

ГЕРМЕНЕВТИКА

Понимать произв. иск-ва согласно его абсолютной худож.

Ценности.

Инструментом интерпретации считается сознание воспри-

Нимающей произв. личности, т. е. интерпретация рассматрива-

Ется как производная от восприятия литературного произв.

Классич. Г уходит своими корнями в систематику древнегреч.

Исследований, когда интерпретация и критика были связаны с

Толкованием произв. Гомера и др. поэтов. Школы риторов и

Софистов сделали первый шаг к познанию правил интерпрета-

Ции. Александрийская филология проделала огромную работу

По собиранию памятников прошлого и их описанию. Ренессанс-

Ная стадия Г отмечена стремлением понять чуждую духовную

Жизнь классич. и христианской античности. Прослеживая путь

Становления Г следует выделить тот ее этап, когда было

Осознано, что классич. и библейская Г., развивающиеся парал-

Лельно друг другу, пользуются мн. общими способами интер-

Претации и, следовательно, существует некое всеобщее иск-во

Интерпретации.

Основоположником совр. Г считается нем. ученый Фрид-

Наши рекомендации