Практика 5. Проблема человека в философии и науке
Вопросы к практической:
1. Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования.
2. Основные идеи философской антропологии в 20-21 в.в.
3. Деятельность как сущностная характеристика природы человека.
4. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.
Тексты и части философских текстов:
Пико делла Мирандола Д. Речь о достоинстве человека// Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения: Антология. М., 1991. С. 220–239.
● Как получилось, что человек – это «творение неопределенного образа»?
● Что такое лестница Якова, о которой пишет Пико?
● В чем, согласно Пико, состоит «двойная природа души»?
● Каково предназначение диалектики, естественной философии и теологии в опыте человеческого существования?
● О каких трех дельфийских правилах пишет Пико?
● Как, по мнению Пико, связаны магия и философия?
Ламетри Ж. О. Человек-машина // Ламетри Ж. О. Соч. М., 1976. С. 193–226, 238–244.
● Как определяет Ж. О. Ламетри человека и человеческое тело?
● Чему оответствуют, согласно Ж.О. Ламетри, различные состояния души?
● Как объясняет Ж. О. Ламетри происхождение человеческой способности к символическому познанию?
● Как определяет Ж. О. Ламетри душу человека, и от чего зависят все способности души?
● Каковы два преимущества человека по сравнению с животными?
Мир философии: Кн. для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. М., 1991. С. 33–35, 35–37, 37–40. (Л. Фейербах.)
● В чем состоит существенное отличие человека от животного?
● Почему в религии человек сознает свою конечную и бесконечную сущность?
● Каковы отличительные признаки «истинно человеческого в человеке»?
● Как рассматривает сознание человека Л Фейербах?
● Когда человек имеет жизненное назначение?
Шелер М. Формы знания и образование // Шелер М. Избр. произв. М., 1994. С. 15–56
● Как М. Шелер определяет природу человека?
● В чем, по мнению Шелера, состоит основная цель образования?
● В чем, по мысли Шелера, состоит отличие человека от животных?
● В чем, согласно Шелеру, заключается специфика образовательного знания?
● Что является основными побудительными силами образования?
● О каких трех основных формах знания говорит Шелер?
Рефераты
1. Бензе М. Духовный человек и техника // Логос, 2, 2015
2. К.С. Васильцов ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ АФД˘АЛ АД-ДИ|НА МУ║АММАДА Б. ║АСАНА МАРАḲИ| КĀШĀНИ (582/1186-7 — 667/1268-9) // Ишрак 2, 2011
3. Р.М. Алейник Образ человека во французской постмодернистской литературе// Спектр антропологических учений. Вып. 1
4. Э.М. Спирова Современные психоаналитические версии человека // Спектр антропологических учений. Вып. 1
5. Степанянц М. Т. Восточные концепции «совершенного человека» в контексте мировой культуры // Историко-философский ежегодник, 1990
Практика 6. Сознание человека как предмет философского анализа
Вопросы к практической:
1. Проблема сознания и основные стратегии его исследования
2. Многомерность сознания; его структура, свойства, признаки и функции.
3. Сознание и психика человека, сознание и бессознательное.
4. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве.
Тексты и части философских текстов:
Райл Г. Понятие сознания (гл. 1, 2, 6)
Рорти Р.Личности без умов // Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997. С. 52 – 94.
Нагель Т. Мыслимость невозможного и проблема духа и тела // Вопросы философии. 2001. № 8. С. 101-112.
Деннетт Д. Условия присутствия личности // Логос, 2. 2003
Джон Сёрл Новое открытие сознания // Логос, 4, 2001
Рефераты
1. Владимир Редько Моделирование когнитивной эволюции: взгляд из искусственного интеллекта // Логос, 1, 2014
2. Балмаева С. Д. Аналитическая «философия сознания» // Историко-философский ежегодник, 1990
3. Юлен М. Душа вчера и сегодня // Историко-философский ежегодник, 2004
4. Бейнорюс А. Понятие «сознание-хранилище» у Васубандху // Историко-философский ежегодник, 2004
Практика 7. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
Вопросы к практической:
1. Специфика познавательного отношения человека к миру.
2. Структура познавательного процесса, субъекта и объекта познания.
3. Познание как творчество; познание как постижение истины.
Тексты и части философских текстов:
Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф.Соч.: В 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1978. С.12–17, 18–28, 33–35.
• Какие два рода опытов выделяет Ф. Бэкон?
• Что называет Ф. Бэкон наилучшим из доказательств?
• Какие четыре виды идолов выделяет Ф. Бэкон, в чем их суть?
• Какому предмету уподобляет Ф.Бэкон ум человека?
• Какие свойства и слабости человеческого разума являются источником заблуждений?