Модуль 3. социально-личностные проблемы курса

Тема 6. Философия истории

Вопросы для обсуждения:

· проблемы антропогенеза и эволюции истории. Эволюция человека в культуре, технике, языке, творчестве, социальных институтах. Характеристика человека как субъекта истории;

· историческое сознание, его формы и ценность. Вопрос о наличии и критериях исторического прогресса;

· основные модели общественного развития. Эволюция исторических форм. Трансформация обществ. Диалог культур.

Теоретический материал

Одним из важнейших разделов социальной философии является философия истории. Философия истории имеет своим предметомосмысление исторического процесса в его целостности, внутренней связи, выявление закономерных форм и тенденций мирового развития.

Термин «философия истории» ввел в обращение французский мыслитель XVIII века Вольтер(1694 –1778). Однако формирование представлений об этапах, структурах, направленности и смысле мировой истории началось еще в древности.

Теоретические модели всемирно – исторического процесса: формационный подходК. Маркса, культурно – исторический подход Н.Я. Данилевского, культурологический – О. Шпенглера, цивилизационный– А. Тойнби, индустриалистический – Д. Белла, О. Тоффлера и др.

Формационная концепция(К. Маркс и его по­следователи). Ос­нову историческо­го процесса состав­ляет законо­мерная последова­тельность сменяю­щих друг друга общественно-эконо­мических формаций: перво­бытной, рабовла­дельческой, фео­дальной, буржу­азно – капитали­стической, социалистической (коммунистической). Основу каждой из формаций составляет способ производства.

Концепция Данилевского: мировая исто­рия есть история сосуществования и борьбы самобытных, уникальных куль­турно-исторических типов: древнеегипет­ского, китайского, халдейского, индий­ского, иранского, еврейского, древнегре­ческого, римского, аравийского, романо-германского. Культурно-историческим типам присущи языковая общность вхо­дящих в них народов, особый характер их психического строя и нравственных начал, особый тип ведущих оснований развития. Каждый из типов проходит в своем развитии стадии рождения, роста, цветения, увядания, гибели.

Согласно Шпенглеру продолжительность жизни организмов-культур – 1200-1500 лет. По мере старения культура теряет свою гибкость, импульсивность, способность к творчеству. Старческое перерождение культуры означает, согласно Шпенглеру, ее переход в цивилизацию.

Цивилизационные концепции. Согласно Тойнби основу исторического процесса составляет сосуществование и развитие множества самобытных локальных цивилизаций: шумерской, вавилонской, эллинской, буддийско-конфуцианской, русской и др. Цивилизации зарождаются в результате поиска обществом ответов на вызовы Природы (вызовы «бесплодной земли» или «новой земли»), либо Истории (вызовы «удара» или «давления»). Зарождение цивилизации, ее рост происходят в случае удачных ответов на вызовы. Неудачные ответы ведут к надлому и распаду цивилизации.

Индустриалистические концепции(Д. Белл, О. Тоффлер, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Р. Арон, Ж. Фурастье, А. Турен и др.). Согласно Д. Беллу основу мировой истории составляют три стадии поступательного развития общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество. Главной движущей силой социальной эволюции является развитие техники и технологии. На первой из стадий основной сферой производства является сельское хозяйство, на второй промышленность, на третьей сфера услуг.

Реформы–эволюционные изменения общества.

Социальные революции– коренные изменения общественного строя.

Задания для индивидуальной (групповой) работы

Используя теоретический материал, ответьте на вопросы (оценивается до 2 баллов):

1. И человеческое общество, и сообщество (популяция, вид, биоценоз) животных – сложные, самоорганизующиеся системы с разделением труда, социальной иерархией и определенными правилами поведения. Следовательно, общество ничем не отличается от стаи животных или от их популяции? Верно ли данное рассуждение? Аргументируйте свой ответ.

2. Существуют ли законы истории и исторические закономерности: ведь ни одно событие или явление не повторяются в точности?

3. Является ли народ «творцом истории» или же ход исторического процесса определяется «хитростью мирового духа»?

4. Если бы не было Цезаря, Наполеона Бонапарта, Петра I, Ленина, то ход истории изменился бы, но незначительно. Рано или поздно подобные личности все равно бы возникли в силу того, в них нуждается общество. Верно ли данное утверждение? Какую роль играет личность в истории?

5. Как влияют индивидуальные качества исторической личности на исторический процесс и скорость социальных преобразований? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными историческими примерами.

Задание для индивидуальной работы

Сделайте конспект первоисточника (выбрать можно любой первоисточник, но не учебники и учебные пособия).

Наши рекомендации