Преступление: Раскольников совершает 2 преступления

убийство старухи-процентщицы   преступление против себя, перед Богом (он убивает свою душу) – проверка изначально преступной теории. Топор острием направлен на самого Раскольникова убийство Лизаветы   преступление перед законом и людьми (совершается из страха быть разоблаченным). Убивает острием «униженную и оскорбленную» (Раскольников хотел облагодетельствовать таких, как она)

Наказание – муки совести. Идея Раскольникова вступает в противоречие с человечностью, с нравственным законом самой личности. В Раскольникове происходит внутренний конфликт (раскол). Сны – форма раскрытия внутренних противоречий, конфликта Раскольникова, некая символическая реальность

Сны:

1 сон – сон о забитой кляче (до преступления) является:

- наказанием до преступления

- кабак и церковь олицетворяют два выбора (образ безумного мира, в котором утеряны связи с Богом и праведный мир с Богом в душе)

- Раскольников не доходит до церкви, что символизирует его отход от Бога, потерю связи с Богом

2 сон – сон о повторном убийстве старухи отражает бессилие героя: он осознает, что не относится к «необыкновенным» людям, «право имеющим»

3 сон – сон о трихинах – философский итог романа (он видит его на каторге); окончательное развенчание теории Раскольникова. Подобные теории ведут к мировой катастрофе. В этом же сне намечен и путь к спасению: отказ от индивидуализма, смирение и праведность.

Психологизм Достоевского: приемы психологической характеристики героев: 1) сны 2) исповедь (Мармеладов) 3) сцены скандала 4) диалог, внутренний монолог 5) монолог 6) портрет 7) пейзаж 8) речь 9) интерьер 10) деталь

Тема «маленького человека» раскрывается через образ Мармеладова. Наряду с традиционными чертами этого образа мы видим в «маленьком человеке» Достоевского обостренное чувство собственного достоинства, сложный и противоречивый внутренний мир. Образ «маленького человека» постепенно становится символом всякого незаслуженного унижения и невинного страдания.

Образ народа – противоречивый, двойственный

Миколка из сна Раскольникова:   склонность к греху, стремление превзойти в грехе все другие народы (+ образы каторжников) Миколка – маляр:   берет на себя преступление Раскольникова, обладает высшими духовными ценностями, подлинной верой, святостью

Тема семьи: показатель дурного состояния общества – появление так называемого «случайного семейства», создаваемого из посторонних соображений, не объединенного любовью и взаимной заинтересованностью (Мармеладов и Катерина Ивановна, Свидригайлов и Марфа Петровна)

Герои:

· Раскольников(Родион Романович Раскольников - бывший студент юридического факультета. Красивый, умный, образованный, гордый, но бедный молодой человек 23-х лет. Он приехал в Петербург учиться 3 года назад из провинции. Несколько месяцев назад он бросил учебу из-за бедности. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы с целью проверить свою теорию об обыкновенных и великих людях.)

· Старуха-процентщица (Алена Ивановна, 60-летняя старуха-процентщица, вдова коллежского секретаря. Злая, жадная, бессердечная женщина. У себя дома она держит что-то вроде «ломбарда». Люди закладывают у нее свои вещи взамен на деньги. Старуха платит мало и берет высокие проценты, пользуясь нуждой клиентов. Раскольников также является клиентом старухи. )

· Мармеладов (Семен Захарович Мармеладов, 50-летний бывший чиновник, пьяница. Добрый, благородный мужчина. Он начал пить несколько лет назад, когда впервые потерял работу. Из-за его пьянства семья Мармеладовых впала в нищету. )

· Соня Мармеладова (дочь чиновника Мармеладова. Девушка около 18 лет. Кроткая, робкая, самоотверженнная девушка. Из-за нищеты она вынуждена заниматься "непристойной работой", чтобы прокормить детей своей мачехи Катерины Ивановны. Соня становится другом Раскольникова и его возлюбленной.)

· Пульхерия Александровна (Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Раскольникова, красивая, умная и добрая женщина 43 лет. Живет в бедности вместе с дочерью Дуней. Изо всех сил помогает сыну Родиону Раскольникову. Она осталась вдовой много лет назад, безумно любит сына и дочь. Спустя 3 года разлуки с сыном приезжает в Петербург, чтобы выдать замуж дочь Дуню за Лужина и избавиться от нищеты)

· Дуня Раскольникова (Авдотья Романовна Раскольникова, или Дуня - младшая сестра Раскольникова, красивая, умная, образованная, гордая девушка с твердым характером. У Дуни с братом очень теплые отношения. Дуня Работала в доме Свидригайловых, где перенесла много обид и неприятностей. Дуня собирается выйти замуж за состоятельного господина Лужина, чтобы помочь матери и брату выбраться из нищеты. Брак не состоялся.)

· Катерина Ивановна (жена чиновника Мармеладова и мачеха Сони Мармеладовой. Женщина около 30 лет, умная, образованная, из хорошей семьи. Судя по всему, дворянка по происхождению. У нее есть трое детей от первого брака. Она вышла замуж за Мармеладова около 4 лет назад не по любви, а из-за бедности. Она тяжело страдает от пьянства мужа и вечной нищеты. Последнее время она болеет чахоткой. )

· Лужин (Петр Петрович Лужин - мужчина в возрасте около 45 лет. Носит чин надворного советника. Лужин - деловой человек с деньгами. Он собирается открыть в Петербурге свою адвокатскую контору. Лужин хочет жениться на бедной Дуне Раскольниковой, чтобы чувствовать себя ее властелином и спасителем. Лужин – жадный, расчетливый, подлый и мелочный человек. В конце концов свадьба Лужина и Дуни отменяется. )

· Разумихин (Дмитрий Прокофьевич Разумихин (настоящая фамилия Вразумихин) - молодой человек, студент, друг Раскольникова, добрый, открытый и благородный человек, деловой, трудолюбивый мужчина. Разумихин влюбляется в Дуню Раскольникову и становится ее мужем. )

· Свидригайлов(Аркадий Иванович Свидригайлов - развращенный деньгами и бездельем помещик в возрасте около 50 лет. Бывший шулер. Вдовец, был женат на помещице Марфе Петровне. Свидригайлов влюблен в Дуню, но та не отвечает ему взаимностью. Свидригайлов - сумасброд, самодур, намерения которого не всегда благородны и чисты. В последние дни жизни совершает «нетипичные», благородные поступки, а затем совершает самоубийство. )

· Марфа Петровна (жена господина Свидригайлова. Она старше мужа на 5 лет. Умирает в возрасте около 55 лет при странных обстоятельствах. В ее смерти многие подозревают ее мужа, Свидригайлова. Марфа Петровна – эмоциональная, взбалмошная женщина. В своем завещании она оставляет Дуне 3000 рублей в наследство. Эти деньги спасают бедную Дуню от нищеты. )

· Лебезятников (Андрей Семенович Лебезятников - молодой человек, чиновник, друг Лужина. Лужин является его бывшим опекуном. Лебезятников служит в министерстве. Он якобы придерживается "прогрессивных взглядов", пропагандирует коммунизм, равенство полов и т.д., но делает это непоследовательно и нелепо. )

· Лизавета (Лизавета Ивановна - сводная сестра старухи-процентщицы по отцу (у них были разные матери). Лизавете было 35 лет, жила вместе с сестрой. Она была нескладная, некрасивая и, судя по всему - умственно отсталая, но добрая, кроткая, безответная. Ее любили окружающие. Старуха-сестра ее била и использовала как прислугу. Лизавета была постоянно беременна – вероятно, из-за своего слабоумия она была «легкой добычей» для мужчин. )

· Зосимов (приятель Разумихина, молодой доктор, который занимается "лечением" Раскольникова. Зосимов - полный высокий молодой человек 27 лет, медлительный, важный и томный. По специальности он является хирургом, но при этом интересуется «душевными болезнями». Окружающие считают его тяжелым человеком, но признают в нем хорошего доктора. )

· Заметов (Александр Григорьевич Заметов - знакомый Разумихина, письмоводитель (секретарь) в местной конторе. Ему 22 года. Одевается по моде, носит перстни. По словам Зосимова, Заметов берет взятки на работе. Заметов и Раскольников знакомится в конторе, куда последний приходит по заявлению хозяйки квартиры. Между Раскольниковым и Заметовым происходит серьезный разговор с Заметовым об убийстве старухи в трактире.)

· Никодим Фомич (квартальный надзиратель (полицейский) в районе, где живет Раскольников. Никодим Фомич - умный, серьезный, но при этом добродушный и открытый человек. Судя по всему, он служил в одном полку со своим помощником Ильей Петровичем. Раскольников знакомится с Никодимом Фомичом, когда приходит в контору по заявлению хозяйки квартиры. )

· Порфирий Петрович (следователь по делу об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры. Порфирию Петровичу 35 лет. Это умный, в чем-то хитрый, но при этом благородный человек. У него свой, "психологический" подход к расследованию дел. Его можно назвать талантливым следователем. Порфирий давит на Раскольникова психологически, не имея против него официальных доказательств. По совету Порфирия Раскольников делает явку с повинной. )

· Илья Петрович (по прозвищу «Порох» помощник квартального надзирателя Никодима Фомича. Судя по всему, Илья Петрович и Никодим Фомич служили вместе в одном полку. Взрывной и эмоциональный Илья Петрович был при этом является добрым и благородным человеком. Он женат и имеет детей. Несмотря на свой взрывной характер, Илья Петрович - человек с принципами и считает себя прежде всего гражданином, а потом уже чиновником. Придя в контору с повинной, Раскольников застает там именно Илью Петровича, которому и признается в убийстве.)

· Амалия Ивановна (хозяйка квартиры, в которой живет семья Мармеладовых. По происхождению Амалия является обрусевшей немкой. Это вздорная и беспорядочная женщина.Она плохо говорит по-русски, за что Катерина Ивановна язвительно называет ее Амалией Людвиговной, на что та очень обижается. )

· Настасья (Настасья является служанкой в доме, где снимает жилье Родион Раскольников. В обязанности Настасьи входит уборка в комнате Раскольникова и приношение ему еды, которую готовит хозяйка. Настасья - добрая, простая женщина.)

· Миколка (он же Николай становится обвиняемый в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры. Миколка работает маляром в доме, где живет процентщица. )

Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова:

Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются носителями своих собственных теорий. У этих теорий есть кое-то общее.

Теория Раскольникова об обыкновенных людях и "Наполеонах" говорит о том, что люди в целом якобы делятся на обыкновенных людей (людей-"материал") и людей гениальных, выдающихся ("Наполеоны"). Согласно теории Раскольникова, "Наполеоны" идут к своей цели ради блага общества, не задумываясь о средствах и жертвах. Теория Раскольникова становится главной причиной его страшного преступления.

Экономическая теория Лужина "о целом кафтане" гласит о том, что каждый человек должен заботиться прежде всего о себе, а не об окружающих. Согласно теории Лужина, личный интерес - это залог счастливого общества. Теория Лужина по сути пропагандирует индивидуализм. Однако теория Лужина не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Так, Разумихин приходит к выводу, что теория Лужина по сути оправдывает любые, даже самые страшные, преступления во имя личного блага .

Теория Свидригайлова гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если эта цель не самая благая). Именно этой теорией и руководствуется Свидригайлов, совершая свои преступления. Таким образом теория Свидригайлова по сути мало отличается от теорий Лужина и Раскольникова.

Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются двойниками еще и потому, что все они так или иначе совершают преступления. Среди этих трех персонажей Лужин является самым "мелким" преступником. Его преступление заключается в том, что он клевещет на Соню Мармеладову, обвиняя ее в воровстве 100 рублей. Свидригайлов является преступником, во-первых, потому что он был шулером (карточным мошенником), то есть обманывал людей во время игры в карты. Свидригайлов также был замешан в "темных" уголовных делах со смертельным исходом. Также есть подозрения, что Свидригайлов мог отравить свою жену Марфу Петровну. Раскольников, безусловно, становится преступником, когда совершает страшное убийство старухи-процентщицы и ее сестру Лизавету.

Герои романа называют Свидригайлова и Лужина подлецами. Самого Раскольникова никто не называет подлецом, однако сам он говорит о том, что считает себя подлецом:

О Лужине: "...подлейший из подлецов..." (Катерина Ивановна о Лужине)

О Свидригайлове: "...сладострастного развратника и подлеца..." (Раскольников о Свидригайлове)

О Раскольникове: "...я и первого шага не выдержал, потому что я – подлец!" (Раскольников о себе)

Д.И. Фонвизин пьеса «Недоросль» 1782г. Род: драма Жанр: комедия (общественная) Лит. направление: классицизм Тематика: 4 основные темы - крепостничество - воспитание - дворянство - служение обществу Основная тема: выбор пути, по которому должна развиваться Россия Действие разворачивается в типичной для русской –усадьбе помещика Фонвизин изображает пороки современного общества (комедия нравов) Осн. конфликт: столкновение двух групп дворян
прогрессивные, честные, просвещенные, образованные, передовые, дворяни   Софья, Правдин, Стародум невежественные, отсталые, деспотичные, самодуры-крепостники   Простакова, Скотинин, Митрофан, Простаков

Система образов (персонажей):

положительные, отрицательные, воспитатели

Недоросль (не достигший 15 лет) – в умственном значении, в нравственном отношении, в гражданском смысле.

Стародум – герой-резонер (герой, выражающий мировоззрение автора)

Средства создания образов: говорящие фамилии, речевая характеристика (речь каждого индивидуализирована), прием «зоологизации»

Герои:

· Простакова (злая и жестокая помещица. Она обижает и бьет своих крестьян. Она также обзывает и бьет своего мужа. Простакова безумно любит своего единственного сына Митрофанушку и всячески балует его. )

· Простаков(муж Простаковой, робкий и тихий «простачок». Он потакает своей злой жене во всем, терпит ее побои и оскорбления. Простаков очень любит сына Митрофана и гордится им. )

· Митрофанушка(сын Простаковых. Ему 15 лет. Митрофан - глупый и ленивый подросток. Он 3 года учится разным наукам, но ничему не научился. Митрофан - избалованный, жестокий, неблагодарный человек.)

· Скотинин(брат госпожи Простаковой. Очень любит свиней. Грубый и необразованный человек. Хочет жениться на Софье из-за ее приданого. Он не любит читать и думать.)

· Стародум(дворянин, дядя Софьи. Ему около 60 лет. Он нажил свое состояние в Сибири честным трудом. Мудрый, добрый человек. )

· Софья(Племянница Стародума, дальняя родственница господина Простакова. Простаковы держат сироту Софью у себя в деревне и хотят выдать ее замуж за Скотинина (затем за Митрофана). Софья - добрая, милая девушка.)

· Милон(честный, милый и скромный молодой офицер. Он любит Софью. Дружит с Правдиным и служил с Цыфиркиным. )

· Правдин(честный и гуманный чиновник и помещик. Он ездит по губерниям, чтобы пресекать жестокое обращение с крестьянами. Правдин наказывает Простаковых за их жестокость и берет их имением под опеку государства.)

· Цыфиркин (учитель арифметики Митрофана. Бывший военный. Он 20 лет отслужил в армии. Малообразованный, плохой учитель, но добрый и честный человек. Он не любит Митрофана за его глупость и лень.)

· Кутейкин(учитель грамоты Митрофана. Дьячок из городской церкви. Малообразованный, плохой учитель. Расчетливый, но трусливый человек. Он также не любит Митрофана за его глупость.)

· Вральман(Немец, учитель Митрофана. Якобы обучает его французскому языку и другим наукам. Обманщик и лицемер. Он работал 3 года кучером у Стародума.)

· Еремеевна(Старуха-крестьянка, няня Митрофана, которая заботится о нем с рождения. Служит Простаковым уже 40 лет. Получает мало денег, но терпит много обид от Простаковых. )

· Тришка(Портной-самоучка, крепостной крестьянин Простаковых. Неглупый, рассудительный крестьянин, который осмеливается спорить со своей злой госпожой.)

Цитаты: Митрофан

Не хочу учиться — хочу жениться.

(Цифиркину): Гарнизонная крыса.

(Простаковой): Ты так устала, колотя батюшку.

Простакова

Нашёл деньги, ни с кем не делись

Стародум

Вот злонравия достойные плоды.

Д.И. Фонвизин является представителем такого литературного направления как классицизм. Для данного литературного направления характерны деление героев на положительных и отрицательных, основной конфликт, соблюдение правила трех единств, а также гражданско-патриотический пафос. Все это мы можем видеть в произведении автора "Недоросль". Само название комедии говорит о ложном воспитании, а в тексте использованы «говорящие» фамилии, с помощью которых отличным образом раскрывается характер героев.

Таким образом, через сатирическое изображение деспотичных и жестоких русских крепостников, погрязших в мещанстве, Д.И. Фонвизин раскрывает перед читателем смысл понятия «злонравные невежды». Прекрасным примером перед читателем выступила семья Простаковых, у которых напрочь отсутствуют понятия о нравственности, справедливости и жизни по-совести.

Наши рекомендации