Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Род:лироэпос
Жанр:поэма-эпопея
Лит. направление: реализм
Незавершенное произведение
Проблематика: в центре поэмы – проблема счастья
социальная проблема освещение результатов реформы 1961 года: принесла ли крестьянская реформа улучшение жизни какому-либо социальному слою | философская проблема осмысление сути счастья, как его понимают встреченные странниками люди, сами странники и автор; проблема возможности счастья одного человека среди общего народного горя |
!!! авторский вывод: в послереформенное время и верхи, и низы являются по-своему несчастными
«Пролог» - завязка действия; семь мужиков спорят, «кому живется весело, вольготно на Руси». Обнаруживается ограниченность их представления о счастье, которое сводится к материальной обеспеченности
«Счастливые» - «счастливцы из низов»; рассказы-исповеди обнаруживают скорее тих несчастье («Эх, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами…») В финале главы звучит рассказ о счастливом человеке – Ермиле Гирине; всей жизнью он опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья: Ермил Гирин жертвует своим «счастьем» ради правды народной и попадает в острог (народный заступник)
Постепенно возникает образ (идеал) подвижника, борца за народные интересы. В последней части поэмы появляется новый герой: Гриша Добросклонов – русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы.
Счастливый человек на Руси – тот, кто знает, что надо «жить для счастья убогого и темного родного уголка»
Представление о счастье помещиков и крестьян различно: 1) «покой,богатство,честь» (Оболт-Оболдуев, Утятин)
2)счастье – в сострадании, в справедливости, красоте, свободе и правде
«Пир на весь мир»: ключевой вопрос – «Кто на Руси всех грешнее?» (первоначальный подзаголовок): рассказ «О двух грешниках» (Кудеяр и пан Глуховский)
В поэме представлена не только картина современной России, но и образ прошлого, и образ будущего.
Образ народа: народ представлен как единое целое, уникальный мир, живущий в соответствии с едиными принципами – «Пьяная ночь» - коллективный портрет русского крестьянства: галерея крестьянских типов – бунтарей и народных заступников (Яким Нагой, Ермила Гирин, Савелий – богатырь святорусский), праведников, холопов; особое место занимает образ крестьянской женщины (Корчагина Матрена Тимофеевна)
Поэма имеет фольклорную основу. Фольклор служит автору
- для изображения внутреннего мира крестьян
- для представлений о мире, присущих крестьянству
- для создания пейзажей, портретов
- для выражения важнейших для автора идей: происходит слияние авторского видения мира с народным, принятие Некрасовым народных ценностей
!!! однако в поэме звучит и собственно авторский голос, отличный от голоса народа
Образ автора-повествователя возникает почти с первых строк поэмы, когда автор-повествователь начинает рассказ о семи “временнообязанных”, которые сошлись “на столбовой дороженьке” и заспорили, “кому живется весело, вольготно на Руси”. Автор-повествователь о себе не говорит ни слова - он просто рассказывает о споре, о договоре мужиков, о чудесной пеночке, о скатерти-самобранке, о том, как семь правдоискателей идут по Руси, что видят, что думают.
В главе “Сельская ярмонка” авторская позиция выражена в отношении к персонажам, к событиям. Если рассказ о Вавиле исполнен добродушного народного юмора, рассказ о том, как странники любуются “Комедией с Петрушкой”, смешит, забавляет и радует, то рассказ о том, что происходит в книжной лавке, проникнут иронией и скорбью.
Жанр поэмы-эпопеи – показана жизнь народа в эпоху важных исторических событий (реормы 1861 года). Использованы черты драматических и лирических жанров
В основе поэмы-эпопеи – мотив дороги, странствия, путешествия
Главные герои:
· Роман
· Демьян ( это самый "грамотный" крестьянин из всех семерых мужиков. Демьян уметь читать по слогам (крепостные крестьяне редко умели читать и писать)
· Лука ( упрямый и глупый мужик с широкой бородой. Известно, что он когда-то работал у попа)
· Братья Губины – Иван и Митродор (они занимаются лошадями и особенно любят выпить)
· Старик Пахом ( Пахом Онисимыч - это пожилой, догадливый мужчина. Известно, что он занимается пчелами)
· Пров ( крепкий мужик, как и все его приятели. Пров - угрюмый и суровый человек)
Семеро главных героев - это временнообязанные крестьяне, то есть бывшие крепостные крестьяне, получившие относительную свободу после отмены крепостного права в 1861 г. Однажды семеро крестьян встречаются и спорят, кому на Руси жить хорошо. Они отправляются в путешествие по деревням, чтобы найти людей, которым хорошо живется на Руси. Крестьяне - простые, неприхотливые люди, семейные люди. Дома их ждут жены, дети, родители. Бедные мужики-крестьяне носят старую одежду - армяки, лапти, шапки. Все семеро крестьян - рослые мужики, настоящие богатыри. Крестьяне - работящие мужики. Они привыкли к труду. Крестьяне - проворные мужики. Крестьяне - большие спорщики. Они любят поспорить. Крестьяне - драчливые мужики. Они любой спор решают дракой. При этом крестьяне - совестливые люди. Например, в разговоре с попом им становится совестно. Они скромные люди. Они не считают себя важными господами. Главные герои поэмы "Кому на Руси жить хорошо", семеро мужиков-крестьян, выступают как единое целое. Семеро мужиков являют собой собирательный образ русских крестьян, поэтому автор почти не описывает их по отдельности.