Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Род:лироэпос

Жанр:поэма-эпопея

Лит. направление: реализм

Незавершенное произведение

Проблематика: в центре поэмы – проблема счастья

социальная проблема   освещение результатов реформы 1961 года: принесла ли крестьянская реформа улучшение жизни какому-либо социальному слою   философская проблема   осмысление сути счастья, как его понимают встреченные странниками люди, сами странники и автор; проблема возможности счастья одного человека среди общего народного горя

!!! авторский вывод: в послереформенное время и верхи, и низы являются по-своему несчастными

«Пролог» - завязка действия; семь мужиков спорят, «кому живется весело, вольготно на Руси». Обнаруживается ограниченность их представления о счастье, которое сводится к материальной обеспеченности

«Счастливые» - «счастливцы из низов»; рассказы-исповеди обнаруживают скорее тих несчастье («Эх, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами…») В финале главы звучит рассказ о счастливом человеке – Ермиле Гирине; всей жизнью он опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья: Ермил Гирин жертвует своим «счастьем» ради правды народной и попадает в острог (народный заступник)

Постепенно возникает образ (идеал) подвижника, борца за народные интересы. В последней части поэмы появляется новый герой: Гриша Добросклонов – русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы.

Счастливый человек на Руси – тот, кто знает, что надо «жить для счастья убогого и темного родного уголка»

Представление о счастье помещиков и крестьян различно: 1) «покой,богатство,честь» (Оболт-Оболдуев, Утятин)

2)счастье – в сострадании, в справедливости, красоте, свободе и правде

«Пир на весь мир»: ключевой вопрос – «Кто на Руси всех грешнее?» (первоначальный подзаголовок): рассказ «О двух грешниках» (Кудеяр и пан Глуховский)

В поэме представлена не только картина современной России, но и образ прошлого, и образ будущего.

Образ народа: народ представлен как единое целое, уникальный мир, живущий в соответствии с едиными принципами – «Пьяная ночь» - коллективный портрет русского крестьянства: галерея крестьянских типов – бунтарей и народных заступников (Яким Нагой, Ермила Гирин, Савелий – богатырь святорусский), праведников, холопов; особое место занимает образ крестьянской женщины (Корчагина Матрена Тимофеевна)

Поэма имеет фольклорную основу. Фольклор служит автору

- для изображения внутреннего мира крестьян

- для представлений о мире, присущих крестьянству

- для создания пейзажей, портретов

- для выражения важнейших для автора идей: происходит слияние авторского видения мира с народным, принятие Некрасовым народных ценностей

!!! однако в поэме звучит и собственно авторский голос, отличный от голоса народа

Образ автора-повествователя возникает почти с первых строк поэмы, когда автор-повествователь начинает рассказ о семи “временнообязанных”, которые сошлись “на столбовой дороженьке” и заспорили, “кому живется весело, вольготно на Руси”. Автор-повествователь о себе не говорит ни слова - он просто рассказывает о споре, о договоре мужиков, о чудесной пеночке, о скатерти-самобранке, о том, как семь правдоискателей идут по Руси, что видят, что думают.

В главе “Сельская ярмонка” авторская позиция выражена в отношении к персонажам, к событиям. Если рассказ о Вавиле исполнен добродушного народного юмора, рассказ о том, как странники любуются “Комедией с Петрушкой”, смешит, забавляет и радует, то рассказ о том, что происходит в книжной лавке, проникнут иронией и скорбью.

Жанр поэмы-эпопеи – показана жизнь народа в эпоху важных исторических событий (реормы 1861 года). Использованы черты драматических и лирических жанров

В основе поэмы-эпопеи – мотив дороги, странствия, путешествия

Главные герои:

· Роман

· Демьян ( это самый "грамотный" крестьянин из всех семерых мужиков. Демьян уметь читать по слогам (крепостные крестьяне редко умели читать и писать)

· Лука ( упрямый и глупый мужик с широкой бородой. Известно, что он когда-то работал у попа)

· Братья Губины – Иван и Митродор (они занимаются лошадями и особенно любят выпить)

· Старик Пахом ( Пахом Онисимыч - это пожилой, догадливый мужчина. Известно, что он занимается пчелами)

· Пров ( крепкий мужик, как и все его приятели. Пров - угрюмый и суровый человек)

Семеро главных героев - это временнообязанные крестьяне, то есть бывшие крепостные крестьяне, получившие относительную свободу после отмены крепостного права в 1861 г. Однажды семеро крестьян встречаются и спорят, кому на Руси жить хорошо. Они отправляются в путешествие по деревням, чтобы найти людей, которым хорошо живется на Руси. Крестьяне - простые, неприхотливые люди, семейные люди. Дома их ждут жены, дети, родители. Бедные мужики-крестьяне носят старую одежду - армяки, лапти, шапки. Все семеро крестьян - рослые мужики, настоящие богатыри. Крестьяне - работящие мужики. Они привыкли к труду. Крестьяне - проворные мужики. Крестьяне - большие спорщики. Они любят поспорить. Крестьяне - драчливые мужики. Они любой спор решают дракой. При этом крестьяне - совестливые люди. Например, в разговоре с попом им становится совестно. Они скромные люди. Они не считают себя важными господами. Главные герои поэмы "Кому на Руси жить хорошо", семеро мужиков-крестьян, выступают как единое целое. Семеро мужиков являют собой собирательный образ русских крестьян, поэтому автор почти не описывает их по отдельности.

Наши рекомендации