Тема 6. Философия Нового времени
6.1. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта
Философия Нового времени охватывает период XVI— XVIII вв. Это время в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда возникают новые научные задачи и приоритеты в философии. Развитие науки в этот период, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.
Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей знания в собственно философии. Естественнонаучные доктрины этого периода, начавшие пересмотр средневековой картины мира, обрели завершение в творчестве английского математика, физика и философа Исаака Ньютона (1643—1727), отстаивавшего принципы механистического познания явлений природы. Однако ни система Ньютона, завершившего формирование механической картины мира, ни космологические теории Коперника и Галилея, положившие начало революционным изменениям в традиционной картине мира, все же не являются собственно философскими.
Что же касается мыслителей, которые определили облик и содержание самой философии в это время, то в XVI—XVII вв. были множество великих философских имен и систем: Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц, Томас Гоббс, Джон Локк, несколько позднее — Джордж Беркли, Давид Юм и мн. др. При этом продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления в ХУП в. предстают как эмпиризм («эмпирио» — опыт) и рационализм («рацио» — ум).
Родоначальником английского материализма и эмпиризма Нового времени был Фрэнсис Бэкон (1561—1626). В своих исследованиях он обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер, а высшая цель науки — господство человека над природой. Бэкон провозгласил ставший знаменитым афоризм: «Знание — сила». В науке речь идет не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике. Ибо человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько охватил в порядке природы делом и размышлением; и свыше этого он не знает и и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и природа побеждается только подчинением ей.
Считая, что наука является той силой, которая способна изменить природу и человека, Бэкон относился к научному знанию как к коллективному общественному достоянию. Истинно научное знание в отличие от магического добывается через опыт и подвержено контролю, а не является уделом немногих посвященных. Магия является инструментом господства над другими людьми, наука же должна приносить пользу людям. Человек в свете этого становится у Бэкона не разумным животным, а слугой и интерпретатором природы. Силой же, при помощи которой человек способен изменять природу, является научное знание.
Путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т. е. применять индуктивный метод познания. Индукцию он связывает с анализом - выделением простейших элементов. Философ различает обычную, повседневную и научную индукцию. Для индукции как для научного метода важна правильная организация наблюдения и эксперимента, а также умение получать и правильно обрабатывать фактические данные. Разработанный Бэконом индуктивный метод в противовес узкому эмпиризму, идущему от одного частного опыта к другому, позволяет, по мнению ученого, открывать достоверные истины и законы природы.
Бэкон признает возможность достоверного знания, но для достижения истины считает необходимой реформу метода. Предварительным началом этой реформы должно быть очищение ума от постоянно грозящих ему заблуждений («идолов»). Одни из них («идолы рода») порождаются склонностями ума, присущими всему человеческому роду, другие («идолы пещеры») — склонностями, свойственными отдельным группам ученых и даже отдельным липам. Третьи («идолы рынка-) коренятся в несовершенстве и неточности языка, четвертые — в некритическом усвоении чужих мнений {«истина — дочь времени, а не авторитета»). После устранения ложных воззрений возможен переход к истинному методу повои науки, которая по Бэкону, должна быть рациональной переработкой фактов опыта.
Этой проблеме он посвятил свое главное сочинение «Новый органон», названное так в противоположность старому «Органону» Аристотеля. Бэкон выступает не столько против подлинного изучения Аристотеля, сколько против средневековой схоластики, толкующей данное учение. Существо своей новой логики Бэкон определяет как науку, которая «учит и наставляет разум», которая «исходит не только из природы ума, но и из природы вещей, которая и везде будет сопровождаться и освещаться наблюдениями природы и опытами». Философия Бэкона направлена против религиозно-идеалистического мировоззрения, которое, по его мнению, мешало развитию естественных наук и умножало бессилие человека. Он сознавал, что в то время, как в области знания о природе произошли крупнейшие открытия, в философии все еще царствовали теология и схоластика.
Прогрессивная роль метода Бэкона высоко оценена последующими философами. Хотя сам Бэкон не был естествоиспытателем-экспериментатором, но, активно пропагандируя свой метод, он сыграл большую роль в развитии именно этого направления в пауке. Говоря о слабой стороне философии Бэкона, отметим, что он не сознавал одинаково важности и индукции, и дедукции. Подобно тому, как человек не может ходить на одной ноге, так и ученый не может полноценно заниматься наукой, пользуясь лишь одним из этих методов. Тем не менее Фрэнсису Бэкону принадлежит слава основоположника методологии опытного научного исследования.
Если Ф. Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, то французский математик и философ Рене Декарт (1596—1650) (латинизированное имя Картезий), напротив, поставил на первое мест разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Декарт был глубоко убежден, что на истину «...натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ». При этом он отталкивался от принципа «очевидности», при котором всякое знание должно было проверяться с помощыо естественного «света разума». Это предполагало отказ от всех суждений, принятых на веру.
Первым вопросом философии для Декарта был вопрос о возможности достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено такое знание. В решении этого вопроса ему пришлось преодолеть философский скептицизм. Природа познания состоит в том, что именно требование сомнения, распространяющегося на всякое знание, приводит к утверждению возможности достоверного знания. Поняв, что, быть может, меня обманывает злой в хитрый демон или другой обманщик, рассуждает Декарт, я начинаю во всем сомневаться. Но при этом я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь, что существует мое сомнение, мысль. Отсюда знаменитое изречение Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Французский мыслитель считает самосознание той точкой, отправляясь от которой и основываясь на которой можно воздвигнуть все остальное знание.
Метод научного познания Декарта называется дедуктивно-рационалистическим. Этот метод требует ясности и непротиворечивости операций самого мышления (что обеспечивается математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному. И не нужно полагать человеческому уму, говорил Декарт, какие бы то ни было границы: нет ничего ни столь далекого, чего нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть. Выдвинутый им критерий истины состоит в ясности и очевидности знания, что во многом содействует отчетливости мышления.
Последовательная ориентация на математику, поднятую до статуса «всеобщей математики», позволила Декарту обобщить те приемы мышления, которые применялись в различных областях математического знания (алгебре, геометрия и т. д.), и сформировать основные правила своего метода. Эти правила таковы: 1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми; 2) расчленять «каждую сложную проблему на составляющие ее частные проемы и задачи; 3) переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному, от простого к сложному; 4) делать «всеохватывающие обзоры», не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Декарт был убежден, что вооруженный достоверными средствами мышления — интуицией (с помощью которой усматриваются первые начала) и дедукцией (позволявшей получить «следствие из них) — разум может достигнуть во всех областях звания полной достоверности, если только будет руководствоваться «истинным», т. е. рационалистическим методом. Однако философ не отвергал значение опыта и индукции, отводя им второстепенную роль.
Декарт был не только философом, но и выдающимся математиком (вспомним «декартовы координаты»), одним из творцов классической механики. Отождествив природу с протяжением, он создал представление о ней как о гигантской механической системе, приводимой в движение божественным «толчком». В своей космогонической гипотезе Декарт развил новую для науки идею естественного возникновения и развития Солнечной системы. Эта гипотеза способствовала в дальнейшем диалектическому пониманию природы, хотя сам Декарт понимал развитие механистически.
6.2. Проблема субстанции в философии Нового времени: