Он может все и он не может ничего

Все эти признаки«внезапных взлетов и падений»совершенно естест-венны для«переломного момента»истории,когда,как писал психолог масс Г.Блуммер, «все способствовало тому,чтобы индивиды срывались с якорей своих традиций и бросались в новый,более широкий мир.Сталкиваясь с этим миром,они были вынуждены каким-то образом приспосабливаться,ис-ходя из совершенно самостоятельных выборов.Совпадение их выборов сде-лало массу могучей силой.Временами ее поведение приближается к поведе-нию толпы,особенно в условиях возбуждения.В таких случаях оно подвер-жено влиянию тех или иных возбужденных призывов,которые играют на

примитивных порывах,антипатиях и традиционных фобиях.Это не должно заслонять тот факт,что масса может вести себя и без такого стадного неис-товства.Гораздо большее влияние на нее может оказывать художник или пи-сатель,которым удается прочувствовать смутные эмоции массы,выразить и артикулировать их»75.

Прежде чем научиться объединяться в массу - под влиянием общих по-рывов,антипатий и фобий,но без стадного неистовства, -нация переживает«эпоху толп».

Масса отличается от толпы более высоким уровнем разумности пове-дения.Ее ведут не только авторитеты–культурные,этические,политические лидеры–ее ведет способность отдельных представителей к индивидуации,к личному восприятию,к получению информации.А поведение толпы обу-словлено лишь потребностью в эмоциональной разрядке,оттого и нивелиру-ется по нижней планке–по поведению ее наиболее примитивной и наиболее«взрывной» группы. Как говорил Артур Шопенгауэр, «у толпы есть глаза и уши и немногое сверх того».Выйдя из подобного состояния,человек радует-ся обретению мыслительных способностей и уповает на их могущество,на-деясь на скорейшее разрешение всех проблем и забывая про фактор времени.В.Ключевский раскрыл этот фактор одним вопросом и одним ответом:«Сколько времени нужно людям, чтобы понять прожитое ими столетие ? Три столетия».На то,чтобы научиться мыслить,требуется определенный срок.Видимо,раза в два-три дольше того времени,которое нация провела в«эпохе толп».Потом только наступает«эпоха масс».

В этот период люди старательно подменяют рациональную обработку информации ее эмоциональным переживанием.Высоко ценится духовность-даже бытовой мистицизм.В простоте,как говорится,ста грамм не выпьют.Сергей Довлатов иронизировал над этой традицией: «Знаю я эти культурные дома.Иконы,самовары,Нефертити…Какие-то многозначительные череп-ки…Уйма книг,и все новенькие…Марина принесла какую-то чепуху в за-граничной бутылке,два фужера.Включила проигрыватель.Естественно–Вивальди.Давно ассоциируется с выпивкой»76.Да кто из нас в этом доме не бывал?

Именно в такой семье родился Паша.Его родня была тем самым идиллическим гнездыш-ком,которое понимали под словом«приличная интеллигентная семья»:мама–пианистка,папа–дирижер,отчим–вузовский преподаватель,дедушки и бабушки также, «все равны,как на под-бор»,занимались наукой и искусством.Естественно,в Пашиной естественной среде уважали про-фессионализм,образование,воспитание,духовность.И некоторый снобизм,что скрывать,здесь тоже наблюдался.А вернее,процветал.Паша подрос,окончил школу,поступил в институт.По-учился и вылетел за неуспеваемость.Сгубило мальчика студенческое братство.То же повторилось

и в другом вузе,и в третьем.Пашина натура не выдерживала испытания веселой жизнью.Веселая,а в перспективе сладкая жизнь была его основным интересом.Точнее,ограничивала весь круг его интересов.Для стремления к профессионализму,образованию и духовности Паша еще не созрел.

Возможно,со временем он изменился бы в лучшую сторону,но тут подоспела перестрой-ка.И у всей страны,похоже,изменились приоритеты.Общегосударственная тяга к деньгам–эк-виваленту сладкой жизни–не обошла стороной никого.Но молодежь она захватила целиком.Па-

Он может все и он не может ничего - student2.ru

75 Блуммер Г.Коллективное поведение.

76Довлатов С.Компромисс.

ша,пребывавший некоторое время в растерянности,пошел на самую денежную работу,какую смог найти.Его должность не требовала особых профессиональных навыков–мониторинг,про-сматривание и просеивание данных.Никакого«углубленного анализа» –просто конвейер.И про-сто деньги.Пашины родители были в шоке.В том«бравом новом мире»,который пришел на сме-ну старому,они получали более чем скромные оклады,но расстаться со своей работой не пожела-ли.Любовь это была или страх перемен–неизвестно.Но Паша оказался совсем другим:прагма-тичным и беспринципным.Родные пытались понять:чего его ему хочется?Если не считать той самой«дольче вита»?Какую карьеру он собирается сделать?И собирается ли вообще?Учиться он так и не пожелал.Когда проект,на который он работал,с треском развеялся в воздухе,подобно праздничному фейерверку,Паша нашел новый.Потом следующий,и следующий,и следующий.Он руководил сайтом в интернете,издавал газету,был помощником депутата,торговал ветром и ходил за семь верст киселя хлебать.Энергичные молодые люди требовались повсеместно.Вот Паша и подвизался там,куда позовут.Звали его всюду:он умел договариваться и умел себя вести на людях.Это было на одно положительное свойство больше,чем требовалось.

Близкие поутихли,но не унимались.Мама сетовала: «Пашенька может все и не может ни-чего».Или волновалась: «Чем он занят?Что с ним будет?»На вопрос: «А с вами что будет?»она грустно шутила: «Перебьемся как-нибудь.Главное мы уже сделали.Теперь нам бы ночь просто-ять,да день продержаться».И,несмотря на свои финансовые неурядицы,продолжала беспокоить-ся о Пашином будущем.Хотя Паша процветал,превратившись в типичного«летуна».Помните эту осуждающую характеристику советских времен?Ее давали тем,кто срывался из предприятия,проработав меньше года,а не сидел по полвека в одной конторе.Теперь эта тактика давала наи-лучший эффект–если,конечно,у вас была пухлая записная книжка и весьма смутное представле-ние о своем«высшем предназначении».

Когда вернется время профессионалов и вернется ли оно вообще–не-известно.Сейчас крепкие ребята с обширными связями больше в цене.А ро-дителям остается лелеять надежду,что со временем все одумаются–и дети,

и страна,и мир.А также лелеять прекрасные воспоминания о временах более разумных и славных,где бодрые энтузиасты,настоящие профессионалы вершили незабываемые подвиги.При этом,разумеется,крепко-накрепко за-бывая про тех«незаметных героев»,для которых ходить на работу и было подвигом.

Во все времена большая часть работающих–такие вот«герои».Их профессионализм носит формальный характер,их трудовые свершения не идут дальше своевременного прихода на рабочее место,а их верность род-ному предприятию держится на привычке и бесхарактерности.И,в принци-пе,они мало чем отличаются от Паши.Просто в традиционном обществе они вынуждены запихивать свою жадную до удовольствий натуру в тиски тради-ционной респектабельности.Ну,а в индустриальном обществе Паша и ему подобные получают возможность заниматься тем,что дает деньги без долгих предварительных усилий–без обучения,без стажировки,без практики под началом опытного специалиста и проч.

Но старшее поколение уже осмыслило себя в совершенно ином ключе.Их система ценностей облагорожена стереотипами восприятия.Завышенные требования к современности,построенные по схемам традиционной морали,пронизывают их сознание.А результат-мировоззрение,в котором почти все держится на художественном и малохудожественном вымысле.И опять в наши личные взаимоотношения вмешивается историческое прошлое и на-стоящее.

Теория эволюции подтверждает:старое не просто дает дорогу новому-оно разрушается.Биологические эпохи радикально меняли облик Земли.По-

чему цивилизация должна вести себя иначе?Потому что построена на смене идей,а не на смене генома?Все равно получается:вышедшее из употребле-ния обречено.Но и биологическая эволюция не столь…категорична.Мно-гие,очень многие существа прекрасно сохранились с начала времен,несмот-ря на появление более совершенных форм жизни.Любой желающий может и сегодня полюбоваться на динозавра:надо только сходить в бутик,чтобы по-копаться в кожаных изделиях,или в зоопарк,чтобы заглянуть в глаза кроко-дилу.Хотя все его«современники»вымерли,крокодил по-прежнему с нами.Так же и сторонники устаревших взглядов-они вымирают,но не все–со-всем как динозавры.Хоть один,да останется с нами.

Кстати,в«смутное время»любая идея кажется несвоевременной–ли-бо устаревшей,либо преждевременной.А с тем,что не годится на данный момент,кризис обходится безжалостно.Ему нечего терять и нечего беречь:системы ценностей-то нет.Значит,ничего ценного,кроме материального эк-вивалента,не существует.И только деньги,чеканенная свобода,имеют прежнее и даже большее значение.

Обесценивая все прочие«свободы»,кроме чеканенной,кризис наносит огромный ущерб имуществу и достоинству людей.

Государство тут не поможет:ведь оно–главный источник и проводник«кризисных мер». Общество вырабатывает новые методы «работы с челове-ком»,делая выбор в пользу«жестких»приемов-протекционизма,бюрокра-тизма,шантажа,конкуренции и т.п.И вдобавок все социальное переустрой-ство касается основ-стереотипов,ценностей,моральных догм.И то,что ка-залось незыблемым храмом науки,искусства,правосудия(какие там еще храмы предусматривались в гармонично устроенном обществе?) –все это странным образом превращается в трясину.После чего в пресловутой тряси-не тонет все,что от храмов останется.Словом,на пике кризиса идей аномия настигает даже самых стойких.И в этом состоянии мы,как правило,начина-ем делать феерические и опасные глупости.Мы старается обрести для себя нечто вечное–и непременно там,где можно только потерять нечто личное и превратиться в марионетку.Судите сами,как такое происходит.

Наши рекомендации