Нормы и ценности которых на данный момент служат человеку эталоном для

Нормы и ценности которых на данный момент служат человеку эталоном для - student2.ru

6 Фрай С.Лжец.

подражания).В качестве такого«эталона»легко обозначить два полярных варианта: «маленький лорд Фаунтлерой»7-чудо чистоты и слащавости,и«малолетний Челкаш» - чудо маргинальности и безбашенности. Нормальные, обычные дети на этой шкале«крутости»помещаются где-то посередине.Од-ни–более управляемые–как правило,ближе к«Фаунтлерою»,другие–к«Челкашу». Время от времени и первых, и вторых тянет в сторону, противо-положную их сегодняшнему образу жизни:поэтому даже«хорошие дети из приличных семей»апробируют свою способность к риску–и не только ради самоутверждения,но и для того,чтобы шокировать взрослых, «просто для смеха»8;а«сущее хулиганье»периодически оказывает покровительство сла-бым и яростно защищает своих протеже от нападок со стороны своих собст-венных товарищей.Вдруг за такие«геройства»храбреца зауважают–а глав-ное,полюбят?

С возрастом желание«увеличить процентное содержание любви в сво-ей жизни»принимает сексуальную окраску.Притом у юношей эта«эмоцио-нальная тяга»носит сексоцентричный характер,а у девушек–гендерный9.Вот почему у мужчин стремление«выбиться в люди»часто связано с по-требностью в«дополнительной сексуальной привлекательности».Снова про-цитируем Стивена Фрая: «все,кого я знал настолько близко,чтобы просижи-вать с ними за бутылкой виски до самых предрассветных часов,все без ис-ключения признавались мне,что подлинное побудительное начало,которое толкало их к тому,чтобы стать знаменитыми артистами,политиками,писа-телями,да кем угодно,составляла глубоко коренившаяся в них надежда,что деньги,слава и власть позволят им валять баб с куда большей легкостью»10.Кому-то,кстати подобное отношение к женскому полу кажется оскорбитель-ным.Чем обижаться,лучше припомнить,как мужчина превращается в мел-кую разменную монету в жестокой игре под названием«поддавки женские обыкновенные».

Однажды на ток-шоу нам довелось наблюдать следующий сюжет:две двадцатилетние де-вушки наперебой описывали странное поведение своей подруги(назовем ее Лена),объясняли,что пришли на шоу исключительно потому,что беспокоятся за нее.Некоторое время назад,рассказы-вали они,Лена объявила,что у нее имеется поклонник–любящий и верный.Впрочем,знакомить его со своими подругами она отказалась.А через полгода порадовала девушек сообщением:ура,она выходит замуж и приглашает обеих на свадьбу.Барышни пошили платья,купили подарок.Однако Лена рассталась с женихом за несколько дней до свадьбы.Через некоторое время у неза-дачливой невесты появился другой ухажер.История повторилась-вплоть до мелочей:помолвка с таинственным кавалером,приглашение на торжество,разрыв перед самой свадьбой и еще одна бесполезная обновка.После разрыва каждой из помолвок Лена дарила подругам свои фотографии

в свадебных платьях–пусть хоть полюбуются,раз погулять не вышло.Сейчас у Лены третий«кандидат». Подругам про него ничего неизвестно.

Тут добрые подружки не стерпели-и вместо того,чтобы махнуть рукой на странности Ле-ниной личной жизни или с юмором реагировать на посезонную смену женихов,обозлились вко-

Нормы и ценности которых на данный момент служат человеку эталоном для - student2.ru

7 Лорд Фаунтлерой–герой одноименной повести Ф.Х.Бернет.

8 Кон И.С.Сексуальная культура в России.

9 Гендер–пол социальный.Он,в отличие от биологического пола,обозначенного термином

«секс», включает в свою сферу не только отправление естественных потребностей и следование инстинктам, но и всю социальную структуру отношений,состоящую из множества факторов–политических,экономи-ческих,демографических и проч.

10Фрай С.Гиппопотам.

нец.Решение пришло само:за Леной надо проследить!В процессе слежки было обнаружено:Лена зашла в«Салон свадебной моды»,где сразу же стала примерять платья,несколько отобрала и в каждом из них сфотографировалась.После чего переоделась и поехала домой.Подруги еще боль-ше забеспокоились-и пошли,согласно лучшим советским традициям,разбираться в этом деле…в Останкино.

Такая вот история трех молоденьких девушек-студенток.Девушки имели схожие пробле-

мы:страстно мечтали обзавестись бойфрендами и повыходить замуж.Потому,наверное,и счита-

ли себя подругами.Хотя ни дружеского взаимопонимания,ни дружеской поддержки в их отноше-

ниях не наблюдалось.Даже в маленьких компаниях из трех человек может идти жесткая борьба за

лидерство.Но если звание«самого лучшего»передается из рук в руки,будто переходящий кубок,

то звание аутсайдера прилипает намертво.В девичьих сообществах таким вот аутсайдером зачас-

тую оказывается самая робкая и внешне невзрачная девушка.В этой компании лузером оказалась

Лена.И,разумеется,попыталась доказать девицам,давившим на нее со всей инфантильной дури,

что она ничем их не хуже:глядите,и молодой человек уже имеется,и замуж собираюсь.Да к тому

же раньше остальных.Открещиваясь от ярлыка«самое слабое звено»,Лена использовала прием

мистификации,а проще говоря–обычного вранья.И хотя ее поведение было обусловлено давле-

нием со стороны окружения,подружкам казалось,что Лена просто спятила.Согласитесь:психи-

чески нормальный человек ни с того,ни с сего по«Салонам для новобрачных»не побежит-фото-

графироваться в свадебных одеждах так и эдак?

Но,на самом деле,есть разница между понятиями«нормальный чело-век»и«опытный человек».Героиня этой истории–вполне нормальная мо-лодая девушка,только изрядно растерявшаяся.Будь у Лены жизненный опыт,она предпочла бы расстаться с подругами,унижающими ее достоинст-во,чем ввязываться в дурацкий розыгрыш.Но молодым людям«своя компа-ния»нередко представляется сверхценностью.И они крайне неохотно идут на прекращение отношений,даже если постоянно приходится бороться за повышение самооценки или преодолевать психологические комплексы.За-чем Лена пошла на ложь?А что,скажите,ей было делать?Ведь по-другому избавиться от имиджа неудачницы оказалось невозможно.Ленины подружки только и дожидались от нее откровенного рассказа о личных проблемах:при-знаешься–будешь ходить в лузерах до конца своих дней.

За счет того,что один– «признанный слабак»,остальные могут повысить свою са-мооценку.

Можно упрекнуть«обвинительниц»:дескать,друзья так себя не ведут.Друзья должны помогать,поддерживать,утешать.А этим,с позволения ска-зать, «прокуроршам»и в голову не пришло,что девушку Лену следует оста-вить в покое.Пусть живет как живется,чтобы«не было мучительно больно»

и не надо было наворачивать одну ложь на другую.Вместо этого барышни притащились на ток-шоу,где и продемонстрировали всему миру склочность характера,непристойную манеру подглядывать и любовь к мелким пакостям

– совершенно в духе старушки Шапокляк. Кстати, время, когда они Лену на чистую воду выводили,можно было бы и получше потратить:на устройство собственной личной жизни,например.Обзавелись к подружкиной свадьбе нарядными платьицами?Ну так сходите в них на дискотеку или в ночной клуб.Лучше лишний раз порадовать себя,чем унизить другого.

Совершенно резонное рассуждение–резонное,если оно касается зре-лой личности:не утомляй публику своим всезнайством и правдолюбием,не то однажды чем пукнется(Корректорам: не исправляйте, это грубая ав-

торская шутка),тем и откликнется.Но личность незрелая,демонстративная,

неуемная,да еще охваченная жгучей досадой и мстительным возмущением,не желает останавливаться на полпути из-за нелепых опасений,что ей в слу-чае чего может не поздоровиться.Взрослым людям,вероятно,даже невдо-мек,откуда все эти чувства-досада,мстительность…Чем они так возмуще-ны,эти глупые девчонки?Какая им разница–водились у Лены поклонники,не водились,звали они ее замуж,не звали?Неужели им так претит всякая мысль о«лжи во спасение»?

Ложь во спасение

Очевидно,все обстоит как раз наоборот:девушки,обуреваемые возрас-тной и гендерной потребностью в самоутверждении,сами солгали–и не раз.

Во-первых,насчет своего возмущения лживостью Лены как ее такти-кой по отношению к ним,добрым и честным подругам.Вранье само по себе,независимо от последствий,ранит тех,кто доверился лжецу.Возникает чув-ство унижения от того,что ты раскрыл душу,осветил ее слабые места,а тебе

в ответ солгали–и неважно,из каких соображений.Может,для улучшения имиджа.Или от страха,что придется отвечать откровенностью на откровен-ность.

Люди часто путают откровенность с искренностью.

Между тем это совершенно разные чувства.Искреннее сопереживание

в ответ на откровенный рассказ–вполне достаточная реакция.Абсолютно не требуется самому исповедоваться в мыслях и поступках,которые,вполне ве-роятно,предпочитаешь оставить в«скрытых файлах»сознания.Не говоря уже о том факте,что большинство исповедей невыносимо скучны,даже для специалиста,слушающего их за энное количество условных единиц в час.А вот лживая байка в ответ на открытый рассказ не может не вызвать негатив-ной реакции.Но в описанной ситуации«байка»была просто-напросто защи-той незрелой личности от регулярных«попыток аннексии»со стороны так называемых«подруг».Это Лена могла предъявить претензии тем,кто выну-дил ее лгать,дабы«сохранить лицо».

Во-вторых,обвинительницы злились оттого,что им не подфартило разжиться бойфрендами на предстоящем свадебном пиру.Ведь и они надея-лись повысить собственный статус при помощи любовных отношений.По-

тенциальных партнеров можно было бы поискать на той самой свадьбе той самой Лены.Доказано:немалый процент будущих супругов впервые встре-тили друг друга именно на семейном торжестве.Чаще всего–на свадьбе.Чем Ленина свадьба хуже какого-нибудь брачного агента или модного клуба?Свадьба подруги даже лучше–потому что дешевле.Никакой подарок и но-вое платьице не потянут на сумму,которую проглотит,не поперхнувшись,агентство или клубные взносы.Если уж Лена не согласилась на роль лузера,ее можно использовать иначе–но в тех же целях самоутверждения.Ибо эта цель для молодого человека–наиважнейшая из всех.

В-третьих,разве беспокойство за Ленину судьбу или за ее рассудок привело девиц на ток-шоу?Что-то не верится:уж очень они жестоки и не-практичны–собственного имиджа,и то не пожалели.А все потому,что и

сами довольно одиноки и несчастны.Счастливые,а главное,взрослые люди великодушны-в силу своей терпимости к чужому образу мышления.И в общем не обязательно,чтобы ваша жизнь,как в рекламном ролике,похру-стывала под толстым-толстым слоем шоколада.Но зрелый индивидуум не стал бы тратить столько времени и сил на то,чтобы навязать одному из своих друзей–не врагу,а именно другу-роль аутсайдера:вести слежку,пылать жаждой мщения и пробиваться на телевидение с обоюдоопасным,в общем-то,разоблачением.Девушкам,действительно,в ответ на их обвинения в ад-рес Лены-сочинительницы,прочитали нотацию на тему«Надо контролиро-вать свой длинный носик,детки!»Как в старину говаривали, «доносчику–первый кнут».Хотя и девиц можно понять,по размышленьи зрелом. «Загля-дыванье в чужие окна свидетельствует о крайней степени одиночества»,ска-зал польский афорист Мечислав Шарган–и был,безусловно,прав.

Перефразируя классика,не дай Бог попасть под соперничество юных дев,бессмысленное и беспощадное.Хотя…не такое уж и бессмысленное.В результате компульсивного(охватывающего)характера,который принимают многие желания подростка,возникает и компульсивное поведение,вопло-щенное в шести коротких словах: «Во что бы то ни стало!» -и в одном вос-клицательном знаке.Придется отметить:подростковое–а в случае,когда оно встречается у людей,давно вышедших из возраста тинейджера,то уже не подростковое,а инфантильное–упорство прославлено целой плеядой произ-ведений искусства.Что поделать!Разве напишешь приключенческий,ска-жем,роман о людях,подолгу ищущих обходные пути,соразмеряющих свои потребности со средствами удовлетворения оных,подолгу работающих для достижения цели,а не берущих вожделенное,словно крепость–наскоком…

Читатель неизменно симпатизирует несгибаемо-туповатому Д’Артаньяну,но уж никак не изворотливо-дальновидному Ришелье.Хотя тактика Ришелье куда полезнее и для страны,и для того же Д’Артаньяна–как для гражданина и патриота.И побеждают,как правило,Ришелье Д’Артаньянов,а не наоборот.Но художественной традиции претит подобное«правдоподобие». И тут за людей, достигающих цели благодаря череде им-пульсивных поступков или тактике компульсивного поведения,вступается романтический принцип:что увлекательно,то и убедительно.

Почему мировому искусству можно приврать«ради вселенской красоты»,а моло-дому поколению–ради всеобщей любви-нельзя?

Ценность любви для молодежи настолько велика благодаря«детскому»способу реакции на психоэмоциональные стимулы,благодаря общечеловече-ской потребности в самоутверждении,а также благодаря несколько инфан-тильной трактовке приоритетов,свойственной искусству.В силу того,что любовь для молодежи является вершиной аксиологической11пирамиды,то и приукрашенная реальность,осторожная полуправда или откровенная ложь кажутся вполне приемлемыми средствами для достижения цели–поскольку

Нормы и ценности которых на данный момент служат человеку эталоном для - student2.ru

11Аксиология–теория ценностей,обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых бла-гах,объектах,значимых для человека,являющихся предметом его желания,стремления,интереса.

сама цель высока и прекрасна.Притом,получив требуемое,многие попадают из огня да в полымя.

«Быть смелым мало – быть разумным должно»

Как гласит«Песнь о Роланде»,но…эти слова графа Оливье,погибаю-щего вместе со своим другом Роландом,мало заметны на фоне«рыцарствен-ной ярости»главного героя и его стремления к победе любой ценой.И если отчаянную смелость или,например,безумную скупость в рыцаре искусство все-таки критикует,то рыцарский культ Прекрасной дамы,равно как и от-ветное чувство упомянутой дамы–выше критики.Любовь служит топливом для искусства:оно движется вперед,а мы…тоже движемся.И кубометрами вдыхаем выхлопные газы.Искусство очаровывает публику своей эмоцио-нальной щедростью,а отнюдь не поучительными беседами.Но в то же время нельзя не вспомнить,как сильно«передозировка»эмоций истощает орга-низм.И не только организм,но и будущность неосмотрительных«Ролан-дов».Наше«Я»атакует целая армада страстей,неподвластных–и особенно в юности-сознательному контролю.

Любовь,сообразно мощности своего воздействия на сознание,имеет и побочный эффект.

С одной стороны,ее благотворное влияние позволяет молодым людям раскрепоститься,обрести опыт общения с противоположным полом,пере-стать стесняться себя,увидев собственное отражение(дополненное и улуч-шенное)в глазах любимого человека.С другой стороны,неудачное совпаде-ние целого ряда условий может стать предпосылкой развития серьезной пси-хологической проблемы,обозначаемой терминами«любовная зависимость»,«сверхценная компенсация», «эмоциональная сверхзависимость», «романти-ческое безумие»и др.Ее причисляют к сексуальным девиациям(отклонени-ям),сходных,например,с фетишизмом,а также к проявлениям мягкой эндо-генной(порожденной внутренними причинами)депрессии.Но все равно не-понятно,как это лечить.

Не вдаваясь в подробности специальных дискуссий по поводу этого со-стояния,скажем,что люди,посвятившие себя«единственной и неповтори-мой любви»,принадлежат к разным социальным и возрастным категориям.Но вероятность возникновения фиксации,кратковременной и длительной,выше у подростков и молодежи.У одних«любовь на всю жизнь»проходит за несколько месяцев,у других-за несколько лет.Этот период сопровождают сексуальная и эмоциональная холодность ко всем и ко всему,не связанному с предметом обожания,депрессии разной силы и внезапные приступы возбуж-дения от встречи или от возможности встречи с любимым существом.Чувст-во не исчезает от отсутствия взаимности,от всяческих противопоказаний(например, когда объект и/или субъект страсти связаны брачными узами), от неблагоприятной обстановки,от неутешительных размышлений,от осужде-ния окружающих…Все равно поклонник/поклонница не оставляет попыток увидеть предмет своих вожделений и терпеливо переносит унижения.

В психологии также существует мнение,что подобное заболевание встречается только у женщин,а у мужчин практически не возникает.Но,ве-роятно,это не совсем так.Или совсем не так.Ведь любовь–не одна-единственная форма притяжения одного человека к другому,а лишь одно-единственное обозначение для множества различных потребностей:для про-явлений гормонального всплеска,для удовлетворения мучительной жажды ярких эмоций,для социального самоутверждения путем демонстрации«по-трясного партнера»,для применения собственнических стремлений«на прак-тике»…Перечислять варианты«субституции12любви»можно довольно дол-го.

Помимо различной природы любви,необходимо учесть и различную силу чувства.Неудивительно,что при максимальном напряжении эмоцио-нальной сферы«западение» -то есть фиксация-становится единственной возможной реакцией. «Женская»любовная зависимость чаще становится предметом обсуждения,ярче проявляется,оказывается причиной сексуаль-ных расстройств–в частности,аноргазмии.Мужчины сдержаннее в своих откровениях,их потребность в сексе в среднем выше женской–особенно,если речь идет о молодых людях. «Мужская»фиксация на определенной женщине зачастую протекает латентно(скрыто),а сексуальная жизнь«влюб-ленного в девочку-видение» (помните песню Максима Леонидова? «Ты по-хожа на нее,как сестрица,только ты не она,к сожалению…»)кажется со-вершенно нормальной.

Кстати,есть и другие формы психологической зависимости–напри-мер,религиозный или спортивный фанатизм.Они тоже нередко сопровож-даются мощной сексуальной разрядкой или сексуальным притяжением,хотя реальных предпосылок к таковым не существует.Подобные чувства длятся годами(а то и десятилетиями),отнимая человека у мира,и мир у человека.Но такая фиксация не считается любовной,формально имея все признаки именно этого чувства.

Для возникновения любовной зависимости должны сойтись воедино несколько ус-

ловий.

Наиболее распространенные стоит рассмотреть подробнее.

В первую очередь,это внешний этический фактор.Посмотрим, «как все начиналось».Начнем с этического образца,о котором уже упоминалось-

с эпохи рыцарства.Трактат Андреаса Капеллануса«Искусство куртуазной любви»отчетливо указывает на стремление влюбленных получить удовле-творение своей страсти.Семейные ценности в нем скорее отрицаются,неже-ли прославляются:в браке невозможна никакая истинная любовь,поскольку такое чувство требует встреч украдкой,ревности и страха потерять возлюб-ленную,а в супружестве уловок не требуется13.Согласно такому подходу,правила для того и существуют,чтобы нарушать их и мучиться угрызениями совести,чем и заняты герои большинства рыцарских романов.Как правило,чувство оказывается сильней морали.Что же касается действительных отно-

Нормы и ценности которых на данный момент служат человеку эталоном для - student2.ru

12 Субституция–замещение одного объекта другим со сходными свойствами.

13Capellanus A. The Apt of Courtly Love.

шений между полами,то знаток средневековья Ж.Коэн считал,что принятые

в произведениях куртуазной культуры воздыхания издалека,платоническая любовь,почтительное обожание на практике были большой редкостью,а на деле«куртуазность»стала узаконенной неверностью и признанной общест-вом бигамией(двоеженством)14.В повседневной жизни,по замечанию Й.Хейзинги, «немало требовалось притворства для того,чтобы поддерживать фикцию рыцарского идеала»15.В общем,ради удовлетворения своих потреб-ностей в новом сексуальном партнере,в новом эмоциональном допинге,мужчины и женщины охотно прибегли к помощи искусства.И оно выполни-ло возложенную задачу,опрокинув христианские заповеди установками на куртуазность чувств.

Искусство повторяло этот«подвиг»не единожды.Декларируя свое право на свободу чувств,человечество два столетия тому назад прямо-таки пылало жаждой любви.Начиналась эпоха романтизма.То было время,когда мировая цивилизация,наконец,решилась переместить эмоциональную жизнь на самый верх ценностной шкалы.Материальные блага и социальный статус,четко связанные между собой,традиционно венчали пирамиду.Но мир ме-нялся.Экономическое благополучие в условиях душевного дискомфорта уже не могло считаться безоблачным существованием.Сентиментальные романы- литературное «мыло» - демонстрировали публике, какие демоны таятся в человеческой душе.Мальчики и юноши в ту поры были подвержены силь-ным чувствам даже в большей степени,чем девушки:ведь именно мужской пол имел право на публичное любовное переживание.Женщины той эпохи чаще выступали в качестве объекта.Из-за них страдали,терзались,гибли и оставались в живых не столько галантные,сколько импульсивные герои сво-его викторианского времени.А вот обезумевшие от любви героини выгляде-ли скорее исключением,чем правилом.

Постепенно ситуация переменилась,дамы и девицы в«гонке страстей»одержали верх над юношами и мужчинами–по крайней мере,в количест-венном отношении.И в одной из партизанских вылазок«за равенство полов»женщины заняли и этот бастион:штандарт душевной тонкости,приводящей к душевным расстройствам,выхватили из мускулистой мужской длани неж-ные,но цепкие женские руки.Осуществилась давняя гендерная мечта жен-щин-быть не предметом,а героем(то есть героиней).И таким образом сменить неподвижную идеальность статуи на трудный путь живого существа к совершенству.

Можно сказать,искусство создало действенную рекламу пылкости чувств.

Второй фактор,необходимый для формирования любовного безумия, –внутренняя склонность к психологической зависимости.Она обусловле-на и генетической предрасположенностью,и потребностью в психологиче-ской компенсации какого-нибудь«недостатка».Связанного с дефектами внешности,с задержками в карьерном росте,с подчиненным положением в

Нормы и ценности которых на данный момент служат человеку эталоном для - student2.ru

14Цит.по:Оссовская М.Рыцарь и буржуа.

15Huizinga J. Men and Ideas. New York.

социальной иерархии…Да,на пути к самореализации человека подстерегают всевозможные трудности,и отнюдь не со всеми он в состоянии справиться без помощи«релаксанта».Любовь–одна из тех форм психологической ком-пенсации проблемы,что при«регулярном применении»превращаются в психологическую зависимость и сами становятся проблемой.Но в силу вну-шаемости молодежи и подростков им свойственно идти по«общеизвестным»путям социальной компенсации.Одним из таких путей в сегодняшней систе-ме ценностей является любовь–если повезет,то обоюдная,если нет,то воз-вышенная.

«Все это пустою бабой звалось»

При виде своего ребенка,страдающего от несчастной любви,родители,конечно же,принимаются ему сочувствовать.Пытаются его/ее развеселить,отвлечь,с кем-нибудь познакомить.Бывает,помогает.Но определить изна-чально,какая любовь ужаснее–неразделенная или,наоборот,разделенная кем-нибудь…неподходящим-невозможно.Притом,что родителям боль-шинство избранников и избранниц кажется«некондиционным».Да сущест-вует ли она,эта идеальная кандидатура на роль«благоприобретенного родст-венника»?Такая,чтобы и дети,и родители нашли в вопросе личного выбора общий язык-и без всяких там«добрых пожеланий»из рекламного ролика?И ведь не каждый родитель ограничивается требованиями к имиджу:чтобы ни-каких дреддов,пирсингов,тату и шипастых ошейников,юбку подлиннее,каблуки покороче,жилплощадь побольше,родню побогаче…

Кстати,по завершении периода подросткового психологического бун-тарства,когда внешний вид и манера поведения перестают работать как средство эпатажа,молодые люди практически всегда возвращаются к обще-принятому облику.И,знакомясь с родителями избранника/избранницы,вполне способны изобразить всяческую положительность,почтительность,политичность–в общем,много всяких«по».Но в первую очередь,подго-товленность:претендент на сердце,а то и на руку вашего ребенка хорошо знает,как добиться расположения со стороны«родаков».

Нетрудно исполнить простенький ритуал,который почему-либо дорог старшему поколению,а потом заполучить все,на что нацелился.

И хорошо,если в качестве цели–любовь и взаимность.А если у«пре-тендента»куда более меркантильные цели?Замаскированный жиголо до-вольно легко втирается в семью и,словно термит в книжном шкафу,прини-мается за приятную работу–грызет и переваривает,грызет и переваривает…В качестве«превентивных мер»большинство людей использует такти-ку,названную социологами«методом эндогамных изолятов».Суть ее заклю-

чена в том,чтобы допускать браки исключительно внутри своей социальной группы.Как говорится,между ровней,представителями«своего круга».Это очень старый прием,но для современного общества не слишком подходя-щий.Особенно в России.Почему?Потому что в наши дни меняется тип со-циума.Этот долгий и болезненный процесс затрагивает не только экономику,но и психику.Дело в том,что традиционное и индустриальное общества,о

свойствах которых мы еще поговорим,различаются в первую очередь по четкости границ между социальными группами.В традиционном социуме эта граница обозначена каждой мелочью быта и поведения,вплоть до самого рождением ребенка,как в пословице«Где родился,там и пригодился».Все мышление и все поступки человека были насквозь пронизаны правилами,принятыми в его кругу.За пределы этого круга он ступить не смел и не хо-тел(за редким исключением,которое тут же подвергалось осуждению).А вот

в индустриальном мире возможности и перспективы куда шире:выбирай об-раз мыслей и образ действий по себе,вращайся где получится,общайся с кем выйдет,работай где пристроишься.Не очень стабильно,зато какой креатив!Не обсуждая,что лучше,а что хуже,

Наши рекомендации