Время и место приемки эмоций

Главная особенность развития личности–двойная детерминация.Ины-ми словами,на сложение нашего«Я»воздействуют два фактора:социальный(среда) и биологический (наследственность). До победы преподобного Зиг-мунда Фрейда,создавшего апологию противоборства факторов,популярно-стью пользовалась теория их конвергенции(схождения)5.Впрочем,такая приблизительность не удовлетворяла ни психологов,ни их пациентов–уж очень все походило на сцену из оперы«Евгений Онегин».Дуэлянты долго-долго с печалью в голосе взывают«Не помириться ль нам,пока не обагрила-ся рука?»,игнорируя суровое«Теперь сходитесь!»,хотя всем грамотным лю-дям заранее известно–эта встреча ничем хорошим не кончится.Наверное,

Время и место приемки эмоций - student2.ru

4 Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии.

5 Штерн В.Психология раннего детства.

поэтому человечество с восторгом приняло более четкую идею-идею кон-фронтации биологического и социального начал:либидозные порывы,на-правленные на получение удовольствия(избегание неудовольствия),подав-ляются общественными нормами и запретами.И даже воспитание ребенка в духе лояльности к этическим«ограничителям»в состоянии добиться«крат-кого перемирия»,регулярно переходящего в партизанскую войну.Любители бурной жизни,окопавшись на теоретических позициях фрейдизма и неоф-рейдизма,ищут радость в эскалации неразрешимого внутреннего конфликта,

а тем временем психологи разрабатывают психологическую бомбу-теорию взаимодействия факторов.

Вариативность психологических стратегий настолько высока(и к тому же постоянно меняется в зависимости от самых разных параметров–возрас-тных,исторических,этнических и т.д.),что утвердить окончательный прин-цип–конвергенция или конфронтация–практически невозможно.Не вдава-ясь в подробности дискуссии,длящейся почти век и собравшей вокруг про-блемы великую армаду из психологов,социологов,биологов,медиков и др.,упомянем о теории взаимодействия.Согласно ей биологическое и социаль-

ное соседствуют в человеческом сознании в различных формах и в раз-личных плоскостях.Это дает некоторую свободу изысканиям.И,так ска-зать,марксисты целы,и неофрейдисты сыты.

Способ сосуществования природы и социума в нашем сознании до конца не выяс-

нен.

Раз уж наука психология целое столетие пытается,но все еще не в си-лах гармонично совместить указанные факторы,то представьте,каково про-ходится отдельной человеческой особи!Вот почему родителям необходимо настроиться на долгий и весьма нелегкий процесс–нелегкий и для ребенка,вырастающего из индивида в индивидуума,и для его окружения,на которое выплескиваются моря страха,агрессии и подросткового выпендрежа.Это продлится как минимум15лет,а то и все20.Все системы,отвечающие за прием и анализ информации,заполняются,совершенствуются,видоизменя-ются.Но кое-что–довольно важное–остается неизменным даже у вундер-киндов.Время обработки данных у всех людей разнится,но место обработки

– параметр куда более постоянный. В детстве эмоциональные «файлы», фи-гурально выражаясь,попадают в папку с надписью«Миндалины».Так назы-ваются не только органы лимфатической системы в нашем горле,но и центр эмоциональной деятельности:миндалины(те,что в мозгу) –глубинные структуры,часть мозжечка.Весь мозжечок в целом отвечает за координацию движений.Его предназначение-обеспечивать древнейшие функции орга-низма,от ходьбы до глотания пищи.Поэтому устройство у мозжечка доволь-но примитивное,и появляется он в человеческом эмбрионе на ранних этапах развития плода.В свою очередь,те части мозга представителей разных видовHomo, которые сформировались в ходе эволюции позднее и получили более сложную структуру-они,соответственно,и появляются у человека позже,и действовать начинают не сразу.А тем временем жизненно важные функции выполняются примитивными отделами мозга–в частности,мозжечком.

Именно поэтому мозжечок отвечает за эмоциональную реакцию на все раз-дражители в течение первых15-18лет жизни.Затем,по мере взросления,

анализ поступающих сигналов и реакция на эмоциональные раздражители отходит к лобным долям мозга.

Вот почему в детстве и в юности чувства охватывают нас целиком,не поддаются контролю,не позволяют себя ограничить–все это просто-напросто первобытная«непосредственность».И даже не первобытная,а зве-риная.Всяческая регламентация со стороны рационального мышления почти не срабатывает.

Зачастую ребенок не в силах соблюсти правило,несмотря на неизбежность наказа-

ния.

«Половодье чувств», воспетое искусством романтизма и апологетами фрейдизма–не что иное,как отзвук инфантильного восприятия мира.Этот вывод не может не показаться сухим и рассудочным,вызывая протест не только у читательских масс,но и у масс писательских.А уж как протестуют подростки устами писателей–например,устами актера Стивена Фрая,автора романа«Лжец»: «Как они могут наказывать нас и унижать,когда мы способ-ны испытывать чувства достаточно сильные,чтобы взорвать весь мир?Либо они знают,через что мы проходим,влюбляясь,и тогда их бессердечие,неже-лание нас предостеречь,помочь нам пройти через это не заслуживает проще-ния, -либо они никогда не чувствовали того,что чувствуем мы,и в этом слу-чае мы имеем полное право назвать их мертвецами»6.

Любовь как эгоизм вдвоем

Проблема усугубляется тем,что с подростковыми жалобами на душев-ные муки беззастенчиво соседствует неукротимая жажда любви.В юном воз-расте все мы ставим свои переживания на самый верх ценностной иерархии:создаваемые в детстве и юности«пирамиды»такого плана практически все-гда увенчаны потребностью в любви.

Для ребенка любовь и внимание окружающих–главная оценочная категория.

В том числе и в отношении социального статуса.Уровень собственной значимости дети и подростки сверяют по«количеству любви».Отстраненное или равнодушное восприятие добрых чувств со стороны других людей–по-добная реакция,как правило,есть следствие специфической обстановки и формирования соответствующих защитных систем.Либо ребенок подверга-ется«передозировке»любви,близкие с ним носятся,как с писаной торбой,надоедая всеобщему баловню и любимцу.Либо ситуация обратная–тогда хронический дефицит внимания вынуждает юного изгоя принять гордую по-зу«Ну и пусть,не очень-то и хотелось!»

И даже в описанных случаях подростки не отказываются от общест-венного одобрения окончательно и бесповоротно,а только внешне демонст-рируют свое презрение к чужому мнению.Это хороший способ доказать свою«крутость»какой-либо референтной группе(социальной категории,

Наши рекомендации