Локи и талы в связи с состояниями сознания

Ученики должны ознакомиться с точным значением санскритских терминов, используемых в оккультизме, и усвоить оккультный символизм. Для начала необходимо изучить подлинную эзотерическую классификацию и названия четырнадцати (7 х 2) и семи (сапта) лок, встречающихся в экзотерических учебниках. Локи там даны весьма запутанно и описание их полно «завес»[130].

[«Завесы», используемые в экзотерических учебниках, имеют двоякое назначение – сокрыть оккультные истины от тех, кто еще не готов их воспринять, и передать информацию посвященным. Эзотерик, обращающийся к таким книгам, может почерпнуть обширные знания, скрытые от неподготовленного глаза. Из использования «завес» можно извлечь хороший урок, тщательно изучая и сравнивая классификации и объяснения, данные ниже.]

Три следующие классификации лок, т. е. миров, мест или состояний, могут быть взяты в качестве иллюстраций.

1. Общая, экзотерическая, ортодоксальная и тантрическая категория.

Бхурлока.

Бхуварлока.

Сварлока.

Махарлока.

Джанарлока.

Тапарлока.

Сатьялока.

Вторая семерица являет собой отражение.

2. Категория санкхьи и некоторых ведантистов.

Брахмалока.

Питрилока.

Сомалока.

Индралока.

Гандхарвалока.

Ракшасалока.

Якшалока.

Существует также и восьмая, пишачалока – обитель призраков, чертей и т. д.

3. Ведантическая, которая приближается к эзотерической.

Атала.

Витала.

Сутала.

Талатала (или каратала).

Расатала.

Махатала.

Патала[131].

Эти талы – тала означает место, мир, сфера – определены следующим образом:

Атала – не-место.

Витала – некоторое изменение к лучшему. «К лучшему» – с точки зрения материи, поскольку в нее входит больше материи, т. е. материя становится более дифференцированной. Это древний оккультный термин.

Сутала – хорошее, отличное место.

Каратала – нечто, что можно схватить или потрогать (от кара – рука), т. е. состояние, при котором материя становится осязаемой.

Расатала – место вкуса, место, воспринимаемое одним из органов чувств.

Махатала – экзотерически огромное место. Но эзотерически место, заключающее в себе все другие; субъективно и потенциально включающее все, что ему предшествовало.

Патала – нечто под ногой (от пада – нога). Упадхи, или основа, чего-либо. Антиподы, Америка и т. д.[132] Принимая эту ведантическую классификацию и следуя ее соответствиям в состояниях сознания, получаем следующее:

Атала. Атмическое, или аурическое, состояние, или местность. Излучается непосредственно из периодического проявления в Абсолютности и суть первое нечто во Вселенной. В Космосе ей соответствует Иерархия несубстанциальных первозданных существ, в месте, которое не является состоянием. Эта иерархия вмещает в себе изначальный план, все, что было, есть и будет – от начала до конца Махаманвантары; тут все и вся. Утверждение это не следует, однако, понимать как предпосылающее фатальность, кисмет: последний идет вразрез со всеми учениями оккультизма[133]. Здесь находятся иерархии Дхьяни-будд. Состояние их есть состояние пара-самадхи, дхармакая; состояние, при котором никакое продвижение уже невозможно. О таких сущностях можно сказать, что они кристаллизовались в чистоте, в однородности[134].

Витала. Здесь пребывают иерархии небесных будд, или бодхисатв, которые, как сказано, эманируют из семи Дхьяни-будд. На земле соотносится с самадхи, буддхическим сознанием человека. Ни единый адепт, кроме лишь одного, не может быть выше него и жить: если он переходит в атмическое состояние или состояние дхармакая (Алайа), он уже не может более вернуться на землю. Эти два состояния всецело гиперметафизические[135].

Сутала. Дифференцированное состояние, соответствующее на земле высшему Манасу и, следовательно, шабде (звуку), Логосу, нашему высшему Эго, а также состоянию Мануши-будды, подобное состоянию Гаутамы на земле. Это есть третья стадия самадхи (которая семерична). Здесь обитель иерархий Кумар – Агнишваттов и т. д. [136]

Каратала. Состояние, соответствующее спарша (осязанию) и иерархиям эфирных, полуобъективных Дхиан Коганов астральной природы Манаса-Манас, или же чистому Лучу Манаса, т. е. низшему манасу до того, как он смешался с камой (как у младенца). Они именуются спарша дэвами, дэвами, наделенными осязанием. (Иерархии эти прогрессирующие; первая имеет одно чувство, вторая – два; и так далее до семи, причем каждая потенциально содержит в себе все чувства, но еще не развитые. Смысл термина «спарша» лучше передают такие слова, как близость, сродство, соприкосновение)[137].

Расатала, или рупатала. (Расатала есть завеса внутри завесы, ибо раса, вкус, принадлежит следующей тале). Это состояние соответствует иерархиям рупа дэв, или дэв зрения, обладающим тремя чувствами – зрением, слухом и осязанием. Они суть кама-манасические сущности и высшие элементалы. У розенкрейцеров это сильфы и ундины. На земле она соответствует искусственному состоянию сознания, такому, которое вызвано гипнозом и наркотическими средствами (морфием и пр.)[138].

Махатала. Состояние, соответствующее иерархиям раса дэв, или дэв вкуса, и включающее в себя состояние сознания, объемлющее низшие пять чувств и эманации жизни и бытия. Соответствует каме и пране в человеке и саламандрам и гномам в природе[139].

Патала. Состояние, соответствующее иерархиям гандха дэв (дэв обоняния); преисподняя или антиподы; Миалба. Сфера неразумных животных, не имеющих никаких чувствований, кроме чувства самосохранения и удовлетворения чувств; также крайне эгоистичных людей, бодрствующих или спящих. Вот почему сказано, что Нарада посетил паталу, когда он был проклят и осужден на новое рождение. Он сообщил, что жизнь там была очень приятной для тех, «кто никогда не покидал свой край родной»; они были очень счастливы. Она есть земное состояние и соответствует чувству обоняния. Здесь также находятся животные дугпа, элементалы животных и духи природы[140].

Прилагая эти талы к чувствам человека, будем иметь следующее:

Атала. Аурическое, атмическое, алаическое чувство вкуса. Оно преисполнено потенциальности, но не действия.

Витала. Буддхическое; чувство единства со Вселенной; невозможность представить себя отдельно от нее.

[Здесь один ученик спросил Е. П. Б., почему термин «алаическое» применен к атмическому, а не к буддхическому состоянию.

Ответ. Классификации эти не есть раз навсегда установленные деления. Термин может переставляться, в зависимости от того, является ли классификация экзотерической, эзотерической или практической. По мере своего продвижения ученик должен стремиться сводить все к состояниям сознания. Буддхи едина и неделима. Это чувство внутреннее, абсолютно невыразимое словами. Вся классификация рушится в попытке его объяснить.]

Сутала. Шабдическое, слух.

Каратала. Спаршическое, осязание.

Расатала, или Рупатала. Состояние, при котором ощущаешь себя телом и воспринимаешь его (рупа – форма).

Махатала. Вкус.

Гандхическое. Обоняние[141].

Все эти талы эзотерически соответствуют как космическим и дхианкоганическим Иерархиям, так и человеческим состояниям сознания, с их сорока девятью подразделениями[142]. Каждая соответствует и трансформируется в пять (экзотерически) и семь (эзотерически) состояний, или таттв, для которых нет определенных названий[143]. Таттвы эти сами претворяются в целую вселенную[144]. Семь лок или тал посредством отражения становятся четырнадцатью: вверху, внизу; внутри, извне; субъективные, объективные; чистые, нечистые; позитивные, негативные и так далее[145].

[Ибо «пары противоположностей» образуют вселенную.]

Чтобы понять, как локи и талы соответствуют сорока девяти огням человеческого сознания, необходимо подразделить эти состояния на четыре основные категории: 1) танматры, или рудименты; 2) бхуты, или элементы; 3) джнанендрии, или органы чувств; 4) кармендрии, или органы действия[146].

Все космические и человеческие состояния и чувства соответствуют нашим органам восприятия, или джнанендриям – рудиментам, позволяющим черпать знание через прямой контакт, такой, как зрение, слух и т. д. Они суть способности шариры, проявляющиеся через нетра (глаза), нос, речь и т. д. Они также соответствуют и органам действия, кармендриям – рукам, ногам и т. д.[147]

Экзотерически, следовательно, мы имеем пять подразделений в каждой из четырех основных категорий, или же двадцать, именуемых факультативными. К ним добавлены пять буддхических, что в целом составляет двадцать пять. Экзотерически Буддхи, как сказано, наделена восприятием, так что восприятия ее присовокупляются к остальным подразделениям. Эзотерически же Буддхи достигает восприятия только через посредство высшего Манаса, так что в эзотерической классификации насчитываются лишь двадцать факультативных подразделений. Но каждое из этих двадцати существует в качестве позитивного и негативного состояния, в целом составляя сорок. Далее, существуют два субъективных состояния, отвечающих каждой категории, поэтому в сумме их восемь. Они, будучи субъективными, не могут быть удвоены. Таким образом, мы получаем 40 + 8 = 48 «познавательных способностей Буддхи». Они вместе с майей, включающей их всех, составляют 49. Стоит вам только познать майю, и вы – адепт[148]. Суммируя сказанное:

5 позитивных + 5 негативных танматр + 2 субъективные

5 " + 5 " бхут + 2 "

5 " + 5 " джнанендрий + 2 "

5 " + 5 " кармендрий + 2 "

—— ——

20 " + 20 " + 8 "

20 + 20 + 8 + майя = 49[149]

Диаграмма V. Продолжение

В своих экзотерических сокрытиях брамины насчитывают 14 лок (включая землю), 7 из которых объективны, хотя и невидимы, а 7 субъективны, тем не менее полностью явлены внутреннему человеку. Они суть[150]:

Семь божественных лок Семь адских (земных) лок
1. Бхурлока, Земля 1. Патала, Земля.
2. Бхуварлока, пространство между Землей и Солнцем (муни). 2. Махатала.
3. Сварлока, пространство между Солнцем и Полярной звездой (йоги). 3. Расатала.
4. Махарлока, пространство между Землей и крайними пределами Солнечной системы[151]. 4. Талатала (также каратала).
5. Джанарлока, за пределами Солнечной системы, обитель Кумар, не принадлежащих этому плану. 5. Сутала.
6. Тапарлока, все еще за пределами махатмической области; чертог божеств вайраджа. 6. Витала.
7. Сатьялока, обитель нирвани. 7. Атала[152].

Все эти 14 являют собой планы извне вовнутрь и состояния сознания, через которые человек может и должен пройти, раз он решился миновать семь троп и врат Дхиани. И для этого не обязательно быть развоплощенным. Все это достигается на земле за одно или множество воплощений[153].

Взгляните на порядок: четыре низшие (1, 2, 3, 4) есть рупа, т. е. они осваиваются внутренним человеком в полном согласии с более божественной частью, или элементами низшего манаса, и сознательно – личным человеком. Трех же высших состояний последний не может достичь и запомнить, если только он не вполне посвященный адепт. Хатха-йог никогда не вырвется за пределы махарлоки психически и талаталы (двоякого, или дуального, плана) – психоментально.

Дабы стать раджа-йогом, чела должен подняться к седьмым вратам – сатьялоке. Ибо таков – как говорит нам Учитель йогов –есть плод яджны, или «жертвы». Когда бхур, бхувар и сварга (состояния) пройдены и сознание йога пребывает в махарлоке, то это суть последний план и последнее состояние между полным слиянием личного и высшего Манаса[154].

Одно следует помнить: тогда как «адские», или земные, состояния представляют собой также семь делений земли на планы или состояния, равно как и деления космические, божественные сапталока чисто субъективны и начинаются с плана психического астрального света, а заканчиваются состоянием сатья, или дживанмукта. Эти четырнадцать лок, или сфер, составляют протяженность всей Брахманды (мира). Четыре низшие суть преходящие, со всеми их обитателями, а три высшие – вечные, т. е. первые – состояния, планы и субъекты их – длятся только День Брахмы, изменяясь с каждой кальпой; последние же существуют на протяжении целого Века Брахмы[155].

Объяснение Диаграммы V[156]

Элементы. Элементы имеют строгий порядок, но огонь пронизывает их всех[157].

Локи и талы. Божественные и адские (земные) локи есть отражения одна другой, таковыми являются и иерархии в каждой, в парах противоположностей, на двух полюсах сферы. Везде существуют такие противоположности – добро и зло, свет и тьма, мужчина и женщина[158].

[Ученик должен тщательно отметить соответствия между локами и талами, например, между махарлокой и талаталой. Следует также помнить об антитезах между высшим и низшим в божественных и адских категориях; цифры используются дабы явить соответствия, и только с этой целью; от бхурлоки до сатьялоки чела духовно подымается все выше и выше; от паталы до аталы человек духовно падает все ниже и ниже. Названия тал те же, что и в экзотерических категориях, данных выше, но эзотерические значения, придаваемые им, совершенно иные. Пусть ученик изучает экзотерические «завесы» наряду с эзотерическими истинами, и он почерпнет множество намеков относительно чтения экзотерических трудов в целом.]

Локи и талы представляют собой планы сознания на этой земле. Через некоторые из них должны пройти все люди, а через все должен пройти чела на своем пути к адептству. Каждый проходит через нижние локи, но не обязательно через соответствующие талы. Во всем есть два полюса, семь состояний внутри каждого состояния[159]. Брамины и буддисты рассматривают талы как ад, но слово это следует понимать фигурально. Мы находимся в аду всякий раз, когда страдаем, претерпеваем мучения, попадаем в беду и т. д.[160] Чем ниже вы спускаетесь в талы, тем более интеллектуальными и менее духовными вы становитесь. Вы можете быть нравственно хорошим человеком, но не духовным. Интеллект может оставаться весьма тесно связанным с камой. Человек может пребывать в одной из лок, т. е. на плане сознания, символизированном этой локой, и может посещать одну или все талы, причем его состояние на них будет зависеть от локи, к которой он принадлежит. Так, человек в бхурлоке может перейти в талы и сразу же пойти к черту. Если он обитает в бхуварлоке, он может посещать талы, но не может стать настолько плохим. Если он достиг состояния сатья, он может безопасно идти в любую талу; поддерживаемый своей собственной чистотой, он никогда не будет ими поглощен. Талы есть состояния мозгового интеллекта, тогда как локи или, точнее, три высшие из них – духовны. Так, чела может быть между махарлокой и джанарлокой, когда в нем возобладала духовность; между талаталой и суталой, когда верх взяла интеллектуальность[161].

Сознание не может всецело пребывать на двух планах, в двух локах одновременно. Высшее и низшее состояния не являются совсем несовместимыми, но, если вы находитесь на высшем плане, вы будете витать в облаках на низшем. Чтобы помнить о высшем состоянии по возвращении к низшему, память должна быть перенесена вверх, к высшему. Адепт может явно наслаждаться дуальным сознанием; когда он не желает что-либо видеть, он может от этого абстрагироваться; он может быть в высшем состоянии и все же отвечать на задаваемые ему вопросы. Но в этом случае он тотчас же вернется на материальный план, вновь взмывая к высшему. Это – его единственное спасение в неблагоприятных условиях[162].

Ученик, не являющийся психиком от рождения, должен сосредоточить четверичное сознание на высшем плане и пригвоздить его к нему. Пусть он сделает узелок из четырех низших и пришпилит их к высшему состоянию. Он должен сконцентрироваться на этом высшем, стараясь не дозволять телу и интеллекту стащить себя вниз и увлечь за собой[163]; «изводите» свое тело едой, питьем и сном, но всегда живите в идеальном[164]. Колеблющиеся люди дрейфуют от одного состояния сознания к другому, без самоуправления или контроля[165].

[Ученик не должен превратно истолковать это так, что плотские пороки, страсти и пр. не имеют никакого значения. Е. П. Б. неоднократно осуждала подобное толкование как самое вредное и абсолютно противоречащее оккультизму. Чистота необходима как первый шаг и остается совершенно обязательной, если вы хотите избежать состояния дугпа. Но к телу надо относиться равнодушно, вкусами его – пренебрегать и даже им противостоять, пока их голоса не будут более слышны как отвлекающий маневр.]

Локи

[Локи, не упомянутые ниже, см. в диаграмме.] Бхурлока. Бхурлока есть бодрствующее состояние, в котором мы обычно живем; в этом состоянии пребывают также и животные, когда они чуют пищу, опасность и т. д.[166] Она начинается с низшего манаса. Животные не чувствуют так, как чувствуют люди. Собака больше думает о том, что ее хозяин рассердился, нежели о действительной боли от ударов плетки. Животное не страдает в воспоминаниях и воображении, чувствуя прошлую и будущую, а также действительную настоящую боль, как страдает человек[167].

Сварлока. Быть в сварлоке – значит быть совершенно рассеянным на этом плане, предоставляя действовать лишь инстинкту, так что на материальном плане вы вели бы себя как животное. Известно, что йоги кристаллизуются в этом состоянии, и тогда кормить их приходится другим. Один йог близ Аллахабада пятьдесят три года сидит на камне, его чела каждую ночь погружают его в реку, а затем снова сажают на камень. В течение дня сознание его возвращается в бхурлоку и он разговаривает и учит. На острове близ Калькутты нашли другого йога, конечности коего были обвиты корнями деревьев. Его высвободили, обрезав коренья, но, пытаясь его разбудить, к нему применили столько насилия, что он умер[168].

Расатала. Материнская любовь как инстинкт пребывает между расаталой и талаталой[169].

Витала. Витала являет собой возвышенное, равно как и адское состояние. То состояние, которое для смертного есть полный отрыв Эго от личности, а для будды – отрыв лишь временный. Для будды – это космическое состояние[170].

Планы соответственных Иерархий[171]

«2». Элементалы в астральном свете суть отражения. Все, что есть на земле, отражается в нем. Именно от них иногда получают фотографии через посредство медиумов. Медиумы бессознательно вызывают их в виде форм. Адепты же вызывают их сознательно посредством крийяшакти, низводя их вниз при помощи процесса, который можно сравнить с фокусированием лучей света зажигательным стеклом[172].

«6». Вайраджи суть огненные Эго других манвантар и к ним принадлежат. Они уже очистились в огне страстей. Это именно они отказались творить. Они достигли седьмых Врат и отказались от нирваны, оставаясь на последующие манвантары[173].

Принципы

Тело, астрал, кама, низший манас, высший Манас, Буддхи и атмическая аура, или аурическое яйцо, даны как принципы. Жизнь есть вселенский космический Принцип и принадлежит она индивидуумам не более, чем Атман[174]. Прана и аурическая оболочка, в сущности, одно и то же, и, опять-таки, как джива она есть то же, что и Всемирное Божество[175]. Семь ступеней антахкараны соответствуют локам[176].

Чувства

Осязание и вкус не имеют строгого порядка. Каждое чувство пронизывает собой любое другое, так как в действительности имеется лишь одно чувство, действующее через различные органы чувств. Все чувства – лишь дифференциации единого чувства-сознания. Потому-то мы можем чувствовать цвета и видеть звуки. Не существует какого-либо общепринятого порядка; то чувство, которое больше всего развито, будет для человека и первым[177].

Цвета

[Был задан вопрос, почему голубой, цвет аурической оболочки, явлен в диаграмме как соответствующий земле[178]. В ответ Е. П. Б. лишь сказала, что голубой есть цвет сам по себе, первичный, что индиго также является цветом, а не оттенком голубого, и что фиолетовый есть цвет[179].] Ученики должны выучить все соответствия, данные в диаграмме, так чтобы любая лока, чувство, цвет и т. д. тотчас же легко вызывали в памяти все свои соответствия[180].

[Примечание.Просьба к ученикам, занимающимся в одиночку или в группе, отмечать все трудности, возникающие в процессе их обучения. Если после тщательного рассмотрения они сочтут эти трудности непреодолимыми, то их просят аккуратно и внятно их записать, разборчивым почерком, и отправить изложенное Анни Безант или Уильяму К. Джаджу, в зависимости от страны, в которой они проживают. Трудности эти будут, по возможности, разрешены, а вопросы и ответы – высланы всем членам второй степени до выхода следующей Инструкции.]

Анни Безант

Уильям К. Джадж.

Лондон, июль, 1891 г.

Строго конфиденциально

Не является собственностью какого-либо члена и подлежит возврату агенту главы В[осточной] Ш[колы] Т[еософии] по первому же требованию

Наши рекомендации