Дальнейшее объяснение той же классификации

1.Аурическое, атмическое, алаическое чувство, или состояние, оно преисполнено потенциальности, но не действия.

2.Буддхическое, чувство единства со Вселенной; невозможность представить себя отдельно от нее.

(Был задан вопрос, почему термин «алаическое» применен к атмическому, а не к буддхическому состоянию?

Ответ. Классификации эти не есть раз навсегда установленные деления. Термин может переставляться в зависимости от того, является ли классификация экзотерической, эзотерической или практической. Внутренняя Группа должна стремиться все сводить к состояниям сознания. Буддхи, поистине, едина и неделима; это чувство внутреннее, абсолютно невыразимое словами. Никакая каталогизация не поможет его объяснить.)

3. Шабдическое, чувство слуха.

4. Спаршическое, чувство осязания.

5. Рупическое, состояние, при котором ощущаешь себя телом и воспринимаешь его (рупа – форма).

6. Расическое, чувство вкуса.

7. Гандхическое, чувство обоняния.

Все космические и человеческие состояния и чувства соответствуют нашим органам восприятия, джнанендриям – рудиментам или органам, позволяющим черпать знание через прямой контакт – зрение и т. д. Они суть способности шариры, проявляющиеся через нетра – глаза, нос, речь и т. д. и также соответствуют органам действия, кармендриям – рукам, ногам и т. д.

Экзотерически они образуют пять групп по пяти, в целом составляя 25. Из них двадцать – факультативные, а пять – буддхические. Экзотерически Буддхи, как сказано, наделена восприятием; эзотерически же она получает восприятие только через посредство в[ысшего] Манаса.

Каждый из этих двадцати либо позитивен, либо негативен, что в целом составляет сорок.

Существует два субъективных состояния, соответствующих четырем группам по пяти, что в сумме составляет 8. Они, будучи субъективными, не могут быть удвоены.

Таким образом, мы имеем 40 + 8 = 48 «познавательных способностей Буддхи». Они вместе с майей, включающей их всех, составляют 49. (Стоит вам только познать майю, и вы – адепт.)

ЗАСЕДАНИЕ
8 января 1891 г.*

(Рай Б. К. Лахери дал клятву в присутствии И. К.-О., Л. М. К., В. P. O., К. Ф. Р. и Д. Р. С. М.)

ЗАМЕТКИ
11 января 1891 г.*

В своих экзотерических сокрытиях брамины насчитывают 14 лок (включая Землю), из которых 7 объективны, хотя и невидимы, а 7 субъективны, тем не менее полностью явлены Внутреннему человеку.

Они суть:

7 божественных лок 7 адских (земных) лок

┌ │ │ З │ е │ м ┤ н │ ы │ е │ │ │ │ └ 1) Бхурлока (Земля). 2) Бхуварлока (прост­ранство между Землей и Солнцем – муни). 3) Сварлока (простран­ство между Солнцем и Полярной Звездой – йоги). 4) Махарлока (прост­ранство между Землей и крайними пределами Солнечной системы)[1]. 5) Джанарлока (за пре­делами Солнечной си­стемы, обитель Кумар, не принадлежащих это­му плану). 6) Тапарлока (состоя­ние за пределами ма­хатмической области, чертог божеств вайрад­жа). 7) Сатьялока (обитель нирвани). ┌ Р │ у │ п │ и │ ч ┤ е │ с │ к │ и │ е │ │ └ 1) Патала (наша земля). 2) Махатала.     3) Расатала.   4) Талатала (также каратала)   5) Сутала.     6) Витала.     7) Атала[2]
┌ А │ р │ у │ п │ и ┤ ч │ е │ с │ к │ и │ е │ └

Все эти 14 являют собой планы извне вовнутрь и состояния сознания, через которые человек может и должен пройти, раз он решился миновать семь Путей и Врат Дхьяни. И для этого не обязательно быть развоплощенным. Все это достигается на земле за одно или множество воплощений.

Обратите внимание на порядок:

Четыре низшие (1, 2, 3, 4) есть рупа, т. е. они осваиваются внутренним человеком в согласии с божественной частью, или элементом, низшего манаса и сознательно – личным человеком. Трех же высших состояний последний не может достичь и запомнить, если только он не вполне посвященный адепт. Хатха-йог никогда не вырвется за пределы махарлоки психически и талаталы* (двоякого, или дуального, плана) – психо-ментально. Дабы стать раджа-йогом, чела должен подняться к седьмым Вратам – сатьялоке. Ибо таков, как говорит нам Учитель йогов, плод яджны, или жертвы. Когда бхур, бхувар и сварга (состояния) пройдены, то остается последний план и состояние между полным слиянием личного и в[ысшего] Манаса.

Одно следует помнить: тогда как «адские», или земные, состояния представляют собой также 7 делений Земли – на планы и состояния, равно как и деления космические, божественные сапталока чисто субъективны и начинаются с плана психического, астрального света, а заканчиваются состоянием сатья, или дживанмукта.

Эти 14 лок, или «сфер», составляют протяженность всей Брахманды (Мира). Четыре низшие суть преходящие, со всеми их обитателями, а три высшие – вечные, т. е. первые состояния, планы и субъекты их длятся только День Брахмы, изменяясь с каждой кальпой; последние же существуют на протяжении целого Века Брахмы.

Элементы (бхуты) Божественные локи и состояния Адские (или земные) локи и состояния Планы соответственных Иерархий
1. Земля Бхуми Притхиви   1. Бхурлока. Среда обитания мыслящих и добрых людей. Состоя­ние – психическое. 1. Патала. Обиталище плотного животного тела челове­ка и его личности. 1. Обитель людей, животных, состояние младенчества. На одном полюсе – невинность, на другом – инстинктив­ный эгоизм.
2. Вода Апас   2. Бхуварлока. Человек больше думает о своем внутреннем состоянии, нежели о своей личности. Его астрал пере­ходит в эту сферу, равно как и субстанция оного. Состояние – высшее психическое. 2. Махатала. Обитель ас­трала человека, тени плот­ного тела; при­нимает характерные осо­бенности этой сферы. (От Манас = свет, и Маха = Великий) 2. Область астрального света и камалоки; обитель элемен­талов, духов Природы, элемен­тариев. На другом полюсе – рупа дэвы, охра­нители живот­ного мира. План ин­стинкта.
3. Воздух Ваю   3. Сварлока. Состояние, когда йог утратил всякий вкус и устремился к воссоединению. Состояние – святость. 3. Расатала. Где кама жаждет вкуса (раса) всего и вся. 3. Дэвакханическое состоя­ние; оби­тель, или место блаженства, необос­нованного счастья; чистых устрем­лений и реализаций; кама-маносов; высших элементалов.
4. Огонь Агни Теджас   4. Махарлока. Состояние при котором низший манас утратил всякое сродство с камой. Состояние – серхсвятость. 4. Талатала. Низ­ший манас цепля­ется за объ­ек­тивную и чувственно-ра­зумную жизнь; являет­ся ками­ческим. 4. План, где майя отступает и ослабевает; обитель самых святых из рупа дэв. Сфера сострадания – на одном конце и обостренного эгоизма – на другом.
5. Эфир   5. Джанарлока. Состояние, при котором низший манас со­вершенно освобождается от камы и становится единым с Эго. Состояние – Кумара. 5. Сутала. Здесь манас ста­новится всецело рабом камы и единым с жи­вотным человеком. 5. Обитель Кумар, сынов Махата, или Брахмы. Всеве­дение относи­тельно всего, что принадлежит царству майи и находится в ее власти.
6. Божест­венный Огонь   6. Тапарлока. Состояние, при ко­тором сущность, даже если она рождается вновь, становится не­уязвимой, неистребимой. Состоя­ние – Прирожден­ный Христос. 6. Витала. Когда она дос­тигается, высший совер­шенно отрывается от низ­шего; нить обрывается. 6. План предвечной неуничто­жимой субстанции; Божествен­ного Огня. Обитель вайраджи­ев, питри-дэв Солнца. (Т.Д., II, с. 110).
7. Акаша   7. Сатьялока. Состояние, при ко­тором йог достигает высочайшего самадхи. Он на пороге Великого Выбора. 7. Атала. Здесь человек умирает, чтобы сразу ро­диться вновь; «не-место» озна­чает не-дэвакхан; духов­ная смерть; уничто­жение. 7. План Consummatum Est во Вселенной проявления. Ноуме­нальный.
Принципы Чувства (танматры) Цвета Сознание Органы восприятия (джнанендрии) Органы действия (кармендрии) Соответственные духовные органы и центры восприятия
1. Тело 1. Обонян­ие (гандха) 1. Голу­бой 1. Объектив­ное воспри­ятие. Обоняние 1. Нос 1. Упастха: органы размножения 1. Корень носа, между бровями: высоко раз­вит у некоторых жи­вотных.
2. Астраль­ный образ 2. Вкус (раса) 2. Фиолето­вый 2. Инстинктив­ное восприя­тие. Вкус 2. Язык 2. Пани Руки 2. Селезенка и пе­чень; первая более духовна; последняя на матери­альном плане: соответ­ствуют мизин­цам рук.
3. Кама 3. Зрение (рупа) 3. Крас­ный 3. Магнетичес­кое восприя­тие. Свет 3. Глаза 3. Пада Ноги 3. Желудок; соот­ветствует позвоноч­нику и мизинцам ног.
4. Низший разум 4. Осязание (спар­ша) 4. Зеле­ный 4. Психо-физи­ологическое восприятие. Осязание. Прикосновение 4. Тело 4. Пайю: ор­ганы испраж­нения, экс­креции. 4. Область пупо­вины; соответст­вует пайю в силу исторжения чуждого магне­тизма
5. Высший Разум 5. Слух (шабда) 5. Индиго 5. Чисто мен­тальное 5. Уши 5. Вак: орган речи 5. Сердце (ду­ховное) и горло (физическое).
6. Буддхи 6. Духора­зумение (джнана) 6. Жел­тый 6. Восприятия души 6. Астраль­ное тело и сердце 6. Душа 6. Шишковидная железа.
7. Атми­ческо-ауричес­кий 7. Высшее синтети­ческое чувство, включа­ющее все семь. 7. Полная призматичес­кая семерич­ность. Когда ауричес­кая, то голу­бая. 7. Духовное, через ауричес­кое, симпати­ческое воспри­ятие. 7. Свет кундалини 7. Дух 7. Акаши, запол­няющая череп и для которой все его содержимое – мозг, железы, и т.д. – не сущест­вует.

На прилагаемой диаграмме даны только тело, астрал, кама, н[изший] манас, в[ысший] Манас, Буддхи и аурическо-атмический. Жизнь есть Вселенский Космический Принцип и принадлежит индивидуумам не более, чем Атман.

Диаграмма, показывающая взаимосмешение
состояний сознания на планах (Из Тетради Э. Т. С.)

Дальнейшее объяснение той же классификации - student2.ru

(На некоторых линиях имеется текст. Поскольку этот текст невозможно дать в удобочитаемом виде внутри диаграммы, то он приводится ниже:

Линия бхурлока — патала: обычное человечество

Линия бхурлока — махатала: интеллектуальное без духовного*

Линия бхурлока — талатала: становится демоном в человеческом обличье,

Линия бхурлока — сутала: но обладает многими способностями

Линия махарлока — сутала: невозможна без падения

Линия махарлока — витала: невозможна без падения

Линия махарлока — атала: невозможна без падения.)

ЗАСЕДАНИЕ XI
14 января 1891 г.

Присутствуют: А. Б., К. В., И. К.-О., Л. М. К., Э. К., Э. Т. С., Д. Р. С. М., А. Л. К., К. Ф. Р., В. Р. О.

Отвечая на вопросы относительно диаграммы, Е. П. Б. сказала, что осязание и вкус не имеют строгого порядка. Элементы имеют определенный порядок, но Огонь пронизывает их все. Каждое чувство пронизывает собой любое другое. Не существует какого-либо общепринятого порядка, у каждого (ученика) первым будет то, что больше всего развито.

Органы и состояния сознания

Ученики должны познать соответствия, затем сосредоточиться на органах и таким образом достичь их соответствующего состояния сознания. Берите их по порядку, начиная с низшего и неуклонно продвигаясь все выше и выше. Медиум иногда может уловить проблески высшего, но так он не получит правильного развития.

Противоположности

Локи и талы суть отражения одна другой; таковыми являются и Иерархии, в парах противоположностей, на двух полюсах сферы. Везде существуют такие противоположности; добро и зло, свет и тьма, мужчина и женщина.

Голубой

Е. П. Б. не могла сказать, почему голубой является цветом земли. Голубой есть цвет сам по себе, первичный. Индиго также является цветом, а не оттенком голубого. То же и фиолетовый.

Вайраджи

Вайраджи суть огненные Эго других манвантар и к ним принадлежат. Они уже очистились в огне страстей. Это именно они отказались творить. Они достигли седьмых Врат и отказались от нирваны, оставаясь на последующие манвантары.

Мизинец

Величайшие феномены производятся путем прикасания и сосредоточения внимания на мизинце.

Антахкарана

Семь ступеней антахкараны соответствуют локам.

Самадхи

Самадхи есть высочайшее состояние на земле, которое можно достичь в теле. Посвященный, поднявшись выше его, должен стать нирманакая.

Чистота

Чистота мысли важнее чистоты тела. Если упадхи не будет совершенно чистым, оно не сможет сохранить воспоминания, исходящие из высшего состояния. Можно совершить действие, обратив на него мало внимания или же вовсе никакого, и тогда оно будет иметь сравнительно небольшое значение. Но если заострить на нем мысль, эффект возрастет тысячекратно. Следует держать мысль чистой.

Пратьека-будда

Буддисты называют Пратьека-будду носорогом – одиноким животным.

Кама

Помните, что кама, будучи породительницей порочных страстей и эмоций, помогает вам развиваться, также возбуждая желание и давая импульс, необходимые для восхождения.

Тело

Тело, плоть, человеческое существо в его материальной части труднее всего – на этом плане – поддаются укрощению. Высочайший адепт, помещенный в новое тело, должен бороться с ним и укротить его, и укрощение его он находит трудным.

Печень и селезенка

Печень есть генерал, селезенка – адъютант. Все, что не может завершить печень, подхватывает и заканчивает селезенка.

ЗАСЕДАНИЕ XII

21 января 1891 г.

Присутствуют: А. Б., К. В., И. К.-О., Д. Р. С. М., Г. А. В. К., А. Л. К., Э. Т. С., Э. К., В. Р. О., К. Ф. Р.

Е. П. Б. спросили, каждый ли человек должен пройти через 14 состояний? Она ответила, что локи и талы представляют собой планы на этой земле, через некоторые из них должны пройти все, а через все должен пройти ученик на своем пути к адептству. Каждый проходит через нижние локи, но не обязательно через соответствующие талы. Во всем есть два полюса; семь состояний в каждом состоянии.

Витала

Витала являет собой возвышенное, равно как и адское, состояние. То состояние, которое для смертного есть полный отрыв Эго от личности, а для будды – отрыв лишь временный. Для будды это есть состояние космическое.

Ад

Брамины и буддисты рассматривают талы как ад, но в действительности термин этот фигуральный. Мы находимся в аду всякий раз, когда страдаем, претерпеваем мучения и т. д. Е. П. Б. заметила, что Группа должна прийти к некоему взаимопониманию, к некоему стандарту согласия. Она очень хочет дать нам факты, которые повели бы нас к практическому знанию, но не может сделать это, пока все мы по-разному понимаем инструкции, уже данные.

Формы в астральном свете

Элементалы в астральном свете суть отражения. Все на земле отражено. Именно от них иногда получают фотографии через посредство медиумов. Медиумы бессознательно вызывают их в виде форм. Адепты же вызывают их сознательно посредством крийяшакти, низводя их вниз при помощи процесса, который можно сравнить с фокусированием лучей света зажигательным стеклом.

Состояния сознания

Бхурлока есть бодрствующее состояние, в котором мы обычно живем; в этом же состоянии пребывают также и животные, когда они чуют пищу, опасность и пр. Быть в сварлоке – значит быть совершенно рассеянным на этом плане, предоставляя действовать лишь инстинкту, так что на материальном плане вы вели бы себя как животное. Известно, что йоги кристаллизуются в этом состоянии и тогда кормить их приходится другим. Один йог близ Аллахабада пятьдесят три года сидит на камне; каждую ночь чела погружают его в реку и затем снова сажают на камень. В течение дня сознание его возвращается в бхурлоку и он разговаривает и учит. На острове близ Калькутты нашли одного йога, конечности коего были обвиты корнями деревьев. Его высвободили, обрезав коренья, но, пытаясь его разбудить, к нему применили столько насилия, что он умер.

Возможно ли находиться в нескольких состояниях сознания одновременно? Сознание не может всецело пребывать на двух планах сознания одновременно. Высшее и низшее состояния не являются совсем несовместимыми, но если вы находитесь на высшем плане, вы будете витать в облаках на низшем. Чтобы помнить о высшем состоянии по возвращении к низшему, память должна быть перенесена вверх, к высшему. Адепт может явно наслаждаться дуальным сознанием; когда он не желает что-либо видеть, он может от этого абстрагироваться; он может быть в высшем состоянии и все же вернуться на материальный план, вновь взмывая к высшему. Это – единственное спасение в неблагоприятных условиях.

Интеллект и духовность

Чем ниже вы спускаетесь в талы, тем более интеллектуальными и менее духовными вы становитесь. Вы можете быть нравственно хорошим человеком, но не духовным. Интеллект может оставаться весьма тесно связанным с камой. Человек может пребывать в одной из лок и посещать одну или все талы, причем состояние его будет зависеть от локи, к которой он принадлежит. Так, человек в бхурлоке может перейти в талы и сразу же пойти к черту. Если он обитает в бхуварлоке, он не может стать настолько плохим. Если он достиг состояния сатья, он может безопасно идти в любую талу; поддерживаемый своей собственной чистотой, он никогда не будет ими поглощен. Талы есть состояния мозгового интеллекта, тогда как локи – или, точнее, три высшие из них – духовны. (Так, М. М. С.*, вероятно, пребывал между махар и джанар, находясь в духовном состоянии, и между талаталой и суталой – в интеллектуальном).

Три, становящиеся Единым

Манас поглощает свет Буддхи; Буддхи есть арупа и не может ничего поглощать. Когда Эго забирает весь свет Буддхи, он забирает свет Атмана, так как Буддхи является его носителем, и таким образом три становятся единым.

Когда это свершилось, полный адепт становится Единым духовно, но имеет также тело; четверичная тропа пройдена, и он Един. Тела Учителей иллюзорны, а потому не стареют, не покрываются морщинами и пр.

Работа ученика

Ученик, не являющийся психиком от рождения, должен сосредоточить четверичное сознание на высшем плане и пригвоздить его к нему. Пусть он сделает узелок из четырех низших состояний и пришпилит их к высшему. Он должен сконцентрироваться на этом высшем, стараясь не дозволять телу и интеллекту стащить себя вниз и увлечь за собой. «Изводите» свое тело едой, питьем и сном, но всегда пребывайте в идеальном.

Материнская любовь

Материнская любовь есть инстинкт, он тот же и в человеческом существе, и в животном, но часто сильнее в последнем. В человеческих существах любовь эта не пресекается, благодаря связи, магнетизму крови и психическому сродству. Семьи иногда состоят из тех, кто жил вместе прежде, но часто это не так. Задействованные здесь причины весьма сложны и должны быть уравновешены. Иногда, когда должен родиться ребенок с очень плохой кармой, избираются бессердечные, бесчувственные родители, или же они могут умереть прежде, чем проявятся кармические следствия. Или страдания из-за ребенка могут быть их собственной кармой. Материнская любовь как инстинкт пребывает между расаталой и талаталой.

Липики

Липики ведут летопись людской кармы и запечатлевают эту летопись на астральном свете.

Колебание

Колеблющиеся люди переходят из одного состояния сознания в другое.

Мысль и действие

Мысль возникает прежде желания; мысль воздействует на мозг, мозг – на орган, и желание пробуждается. Но не внешний стимул возбуждает орган. Следовательно, мысль должна быть убита прежде, чем может быть подавлено желание. Ученик должен блюсти свои мысли; пятиминутная мысль может перечеркнуть труд пяти лет, и, хотя иной раз пятилетний труд может быть окончен и за менее короткий срок, все же время упущено.

ЗАСЕДАНИЕ XIII
28 января 1891 г.

Присутствуют: А. Б., К. В., И. К-О., Л. М. К., Г. А. В. К., A. Л. К., В. P. O., К. Ф. Р., Д. Р. С. М., Э. К., Э. Т. С.

Сознание

Е. П. Б. начала с критики западных взглядов на сознание, комментируя отсутствие его определения в основных философских системах. Между сознанием и самосознанием не проводилось никакого различия, а в этом-то и состоит разница между человеком и животным. Животное является только сознательным, а не самосознательным; животное не осознает эго – как субъекта, как сознает его человек. Стало быть, существует огромная разница между сознанием птицы, насекомого, зверя и сознанием человека.

Самосознание

Но полным сознанием человека является самосознание, то, что заставляет нас говорить: «Я делаю то-то». Раз есть наслаждение, то оно должно быть прослежено до испытывающего его. Так вот, разница между сознанием человека и животных состоит в том, что тогда как у животного имеется я, животное не сознает свое я. Спенсер* рассуждает о сознании, но, когда он доходит до пробела, он просто перескакивает через него. Так и Юм*, – когда он говорит, что при интроспекции он видит лишь чувствования и не может найти никакого я, – забывает, что без я никакое восприятие чувствований вообще невозможно; что есть то, что изучает чувствования. Животное не осознает чувства «Я есмь Я»; у него есть инстинкт, но инстинкт не есть самосознание. Самосознание есть свойство разума, но не души, anima, откуда произошло само наименование животного*. Человечество не обладало самосознанием вплоть до прихода Манасапутр в третьей расе. Сознание, мозговое сознание, есть ристалище света Эго, аурического яйца, высшего Манаса. Клетки ног сознательны, они не могут порождать идей, хотя, когда они утомлены, они могут передать человеку ощущение тяжести и тем зародить идею усталости. Инстинкт является низшим состоянием сознания. Человек обладает сознанием посредством четырех низших клавиш своего семеричного сознания; существует семь градаций сознания в его сознании, которое тем не менее по существу и по преимуществу едино – Единица. Существуют миллионы и миллионы состояний сознания, как существуют миллионы и миллионы листьев; но поскольку вы не сможете найти двух одинаковых листьев, так же вы не сможете найти и двух одинаковых состояний сознания; ни одно состояние никогда не повторяется в точности.

Память, ум и т. д.

Есть ли память нечто, в нас рожденное? для того, чтобы породить Эго? Знание, чувство и воля суть коллеги ума, но не способности его. Память есть нечто искусственное и помощник цепкости; ее можно заострить или оставить тупой, и это зависит от состояния мозговых клеток, хранящих все впечатления. Знание, чувство, воля не могут соотноситься, что бы вы ни делали. Они не возникают один из другого или из ума, но суть принципы – коллеги. Вы не можете обладать знаниями без памяти, ибо память хранит все вещи, приукрашивая и выдавая их. Если вы ничему не научите ребенка, он и знать ничего не будет. Мозговое сознание зависит от интенсивности света, проливаемого высшим Манасом на низший, и от степени сродства между мозгом и этим светом; оно есть ристалище сознания Манаса. У животного нет манаса и монада латентна, но его мозг не может реагировать; все потенциальности на месте, но они дремлют. На Западе господствуют некоторые признанные заблуждения, которые лишают силы теории.

Одновременные впечатления

Сколько впечатлений может человек одновременно воспринять и запечатлеть в своем сознании? Обитатели Запада говорят – одно; оккультисты же говорят – нормально семь, а анормально 14, 17, 19, 21, вплоть до 49 впечатлений можно воспринимать одновременно. Вы можете доказать это, взяв сразу семь нот музыкальной гаммы, семь звуков достигают сознания одновременно, но нетренированное ухо может распознавать их лишь одно за другим, и вы, если того пожелаете, можете измерить интервалы. Натренированное ухо услышит семь нот сразу же, одновременно. В результате эксперимента было доказано, что через две или три недели человек может научиться воспринимать 17 или 18 цветовых эффектов, а с практикой будут уменьшаться и интервалы.

Память

Память приобретается для этой жизни и может быть расширена. Гениальность есть величайшая отзывчивость мозга и мозговой памяти на высший Манас. Впечатления, произведенные на любое чувство, хранятся в памяти.

Наши рекомендации