Тема «Человек как философская проблема»
1.Представления о человеке в различные исторические эпохи:
- Древнеиндийская философия
- Древнекитайская философия.
- Философия Древней Греции.
- Философские искания Средневековья.
2.Проблема свободы личности во взглядах философов разных эпох.
3.Свобода и ответственность.
4.Границы свободы в отношениях человека и общества.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2 (4 октября)
Тема «Мировоззрение»
1.Мировоззрение как осознание человеком себя в мире.
2.Типы мировоззрения.
3.Мифологическое мировоззрение, его специфика.
4.Религиозное мировоззрение, его специфика.
5.Философское мировоззрение, его специфика.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3 (18 октября)
Тема «Человек в мире»
1.Теории происхождения человека.
- Эволюционная теория (научная теория)
- Теория творения (религиозная концепция)
- Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория)
2.Происхождение человека и становление общества.
3.Сущность человека как проблема философии.
4.Проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4 (1 или 8 ноября)
Тема «Исторический процесс»
1.Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
2.Типология цивилизаций.
3.Восток и Запад в диалоге культур.
4. Роль народных масс в истории.
5. Роль личности истории и ее оценка различными философскими направлениями.
6. Исторические личности.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5 (22 ноября)
Тема: Формации и цивилизации.
1.Линейная периодизация истории в работах К. Маркса. Теория общественно-экономической формации.
2.Периодизация истории в работах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Дж.Тойнби, Л.Н.Гумилева.
3.Понятие цивилизации. Типы и особенности цивилизаций.
4.Особенности информационной цивилизации.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6 (6 декабря)
Тема «Общественный прогресс»
1. Общественный прогресс, его противоречивость
2. Современное общество: процессы глобализации.
3. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Лабораторно-практические работы
I полугодие
Лабораторно-практическая работа № 1.
Тема: Социально-гуманитарные знания.
Текст 1
«Известный немецкий философ Освальд Шпенглер (1880 — 1936) в начале XX века попытался разобраться в сущности подходов к пониманию цивилизации. В своей работе «Закат Европы», вышедшей в свет в 1918 году, он противопоставил понятия цивилизация и культура, хотя до этого многие мыслители их отождествляли. Цивилизация казалась ему высшей стадией культуры, на которой происходит ее упадок. Все существующие культуры, по его мнению, изолированы друг от друга. Так можно выделить вавилонскую, индийскую, китайскую, арабо-ви-зантийскую, египетскую, греко-римскую, западную культуру и культуру инков».
1. Как понимал цивилизацию О. Шпенглер? Как вы думаете, почему возникло такое понимание цивилизации?
2. Какие факторы, на ваш взгляд, при таком подходе к пониманию цивилизации определяют ее сущность?
3. Согласны ли вы с тезисом О. Шпенглера об изолированности и самостоятельности выделенных им культур?
Текст 2
«Русский мыслитель Николай Данилевский (1822—1885) выдвинул теорию культурно-исторических типов, подразумевая под ними цивилизации, которые развиваются как живые организмы. Отдельные исторические общности людей имеют сходные социальные условия жизни. У многих людей, живущих на определенной территории, складываются одинаковые психические особенности. Цивилизации различаются между собой разным сочетанием религиозных, культурных, политических и экономических элементов. В России отмечается весьма гармоничное сочетание всех этих элементов. Он выделял 13 типов цивилизаций. Среди них есть «первичные» без ведущего элемента (египетская, китайская и др.), «одноосновные», где один из элементов выступает как преобладающий (еврейская, в которой основополагающим началом является религия; древнегреческая, где доминирует культура; древнеримская, где ведущее начало отводится политике). В «двуосновных» доминируют два начала (например, в европейской такими началами выступает политика и культура), в «объединительной» все элементы гармонично развиваются между собой. Последний исторический тип он относил к России, подчеркивая ее самобытность».
1. Какие факторы, на ваш взгляд, сыграли ведущую роль при формировании теории Н. Я. Данилевского?
2. Назовите любую цивилизацию согласно теории автора и попытайтесь охарактеризовать ее, вспомнив известный вам материал.
3. Дайте собственную оценку воззрениям автора, с чем вы согласны, а что, на ваш взгляд, неприемлемо?
Текст 3
«Известный английский философ Арнольд Тойнби (1889 — 1975) выделил 6 типов цивилизаций, которые когда-либо существовали на земном шаре. К ним он относил первичные — то есть те, которые быстро возникали и быстро погибали, не достигнув высокого уровня развития. Любое вмешательство приводило к их закату. Те, кто оказывался сильнее, умея приспосабливаться к жизни в любых условиях, образовали «вторичные» цивилизации. Из последних вырастали «третичные» на основе объединения их религиозных воззрений. Религия и церковь объединяет людей, она поддерживает их существование, в противном случае цивилизация неизбежно погибнет».
Прогресс человечества — в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов — в духовном обновлении. Движущей силой круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций выступает «творческая элита», которая увлекает за собой инертное большинство.
1. К какому виду цивилизаций, по мнению автора, можно отнести исламскую или христианскую цивилизацию? Почему?
2. Согласны ли вы с позицией автора? Что, на ваш взгляд, звучит весьма убедительно?
3. Какие тенденции в развитии общества подмечены автором? Как вы относитесь к идее о необходимости создания единой высшей религии и вселенского государства, которые способны будут предотвратить гибель цивилизаций?
Текст 4
Известный американский ученый У. Ростоу полагал, что цивилизации в своем развитии проходят определенные этапы «роста». К таким этапам он относил: период формирования «традиционного общества», «переходное общество», «стадию сдвига», «индустриальное общество» и, наконец, «общество высокого массового потребления».
Таким образом, цивилизация представляет собой единую эволюцию в развитии человечества.
1. Объясните сущность теоретических воззрений У. Ростоу, выразив ее графически.
2. Какие особенности современной цивилизации вы могли бы выделить?
3. Выскажите свое собственное суждение на концепцию стадиального развития цивилизации.