Тема «Человек как философская проблема»

1.Представления о человеке в различные исторические эпохи:

- Древнеиндийская философия

- Древнекитайская философия.

- Философия Древней Греции.

- Философские искания Средневековья.

2.Проблема свободы личности во взглядах философов разных эпох.

3.Свобода и ответственность.

4.Границы свободы в отношениях человека и общества.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2 (4 октября)

Тема «Мировоззрение»

1.Мировоззрение как осознание человеком себя в мире.

2.Типы мировоззрения.

3.Мифологическое мировоззрение, его специфика.

4.Религиозное мировоззрение, его специфика.

5.Философское мировоззрение, его специфика.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3 (18 октября)

Тема «Человек в мире»

1.Теории происхождения человека.

- Эволюционная теория (научная теория)

- Теория творения (религиозная концепция)

- Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория)

2.Происхождение человека и становление общества.

3.Сущность человека как проблема философии.

4.Проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4 (1 или 8 ноября)

Тема «Исторический процесс»

1.Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.

2.Типология цивилизаций.

3.Восток и Запад в диалоге культур.

4. Роль народных масс в истории.

5. Роль личности истории и ее оценка различными философскими направлениями.

6. Исторические личности.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5 (22 ноября)

Тема: Формации и цивилизации.

1.Линейная периодизация истории в работах К. Маркса. Теория общественно-экономической формации.

2.Периодизация истории в работах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Дж.Тойнби, Л.Н.Гумилева.

3.Понятие цивилизации. Типы и особенности цивилизаций.

4.Особенности информационной цивилизации.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6 (6 декабря)

Тема «Общественный прогресс»

1. Обществен­ный прогресс, его противо­речивость

2. Современное об­щество: процес­сы глобализации.

3. Общество и че­ловек перед ли­цом угроз и вы­зовов XXI в.

Лабораторно-практические работы

I полугодие

Лабораторно-практическая работа № 1.

Тема: Социально-гуманитарные знания.

Текст 1

«Известный немецкий философ Освальд Шпенглер (1880 — 1936) в начале XX века попытался разобраться в сущности под­ходов к пониманию цивилизации. В своей работе «Закат Евро­пы», вышедшей в свет в 1918 году, он противопоставил понятия цивилизация и культура, хотя до этого многие мыслители их отождествляли. Цивилизация казалась ему высшей стадией культуры, на которой происходит ее упадок. Все существующие культуры, по его мнению, изолированы друг от друга. Так мож­но выделить вавилонскую, индийскую, китайскую, арабо-ви-зантийскую, египетскую, греко-римскую, западную культуру и культуру инков».

1. Как понимал цивилизацию О. Шпенглер? Как вы думаете, почему возникло такое понимание цивилизации?

2. Какие факторы, на ваш взгляд, при таком подходе к пони­манию цивилизации определяют ее сущность?

3. Согласны ли вы с тезисом О. Шпенглера об изолированно­сти и самостоятельности выделенных им культур?

Текст 2

«Русский мыслитель Николай Данилевский (1822—1885) выдвинул теорию культурно-исторических типов, подразумевая под ними цивилизации, которые развиваются как живые орга­низмы. Отдельные исторические общности людей имеют сходные социальные условия жизни. У многих людей, живущих на опре­деленной территории, складываются одинаковые психические особенности. Цивилизации различаются между собой разным со­четанием религиозных, культурных, политических и экономи­ческих элементов. В России отмечается весьма гармоничное со­четание всех этих элементов. Он выделял 13 типов цивилизаций. Среди них есть «первичные» без ведущего элемента (египетская, китайская и др.), «одноосновные», где один из элементов выступает как преобладающий (еврейская, в которой основополагающим началом является религия; древнегреческая, где доминирует культура; древнеримская, где ведущее начало отводится по­литике). В «двуосновных» доминируют два начала (например, в европейской такими началами выступает политика и культура), в «объединительной» все элементы гармонично развиваются между собой. Последний исторический тип он относил к России, подчеркивая ее самобытность».

1. Какие факторы, на ваш взгляд, сыграли ведущую роль при формировании теории Н. Я. Данилевского?

2. Назовите любую цивилизацию согласно теории автора и попытайтесь охарактеризовать ее, вспомнив известный вам материал.

3. Дайте собственную оценку воззрениям автора, с чем вы со­гласны, а что, на ваш взгляд, неприемлемо?

Текст 3

«Известный английский философ Арнольд Тойнби (1889 — 1975) выделил 6 типов цивилизаций, которые когда-либо существовали на земном шаре. К ним он относил первичные — то есть те, которые быстро возникали и быстро погибали, не достигнув высокого уровня развития. Любое вмешательство приводило к их закату. Те, кто оказывался сильнее, умея приспосабливаться к жизни в любых условиях, образовали «вторичные» цивилизации. Из последних вырастали «третичные» на основе объедине­ния их религиозных воззрений. Религия и церковь объединяет людей, она поддерживает их существование, в противном случае цивилизация неизбежно погибнет».

Прогресс человечества — в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных верований через универсальные ре­лигии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов — в духовном обновлении. Движущей силой кру­говорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций вы­ступает «творческая элита», которая увлекает за собой инерт­ное большинство.

1. К какому виду цивилизаций, по мнению автора, можно от­нести исламскую или христианскую цивилизацию? Почему?

2. Согласны ли вы с позицией автора? Что, на ваш взгляд, звучит весьма убедительно?

3. Какие тенденции в развитии общества подмечены авто­ром? Как вы относитесь к идее о необходимости создания еди­ной высшей религии и вселенского государства, которые спо­собны будут предотвратить гибель цивилизаций?

Текст 4

Известный американский ученый У. Ростоу полагал, что ци­вилизации в своем развитии проходят определенные этапы «рос­та». К таким этапам он относил: период формирования «тради­ционного общества», «переходное общество», «стадию сдвига», «индустриальное общество» и, наконец, «общество высокого массового потребления».

Таким образом, цивилизация представляет собой единую эволюцию в развитии человечества.

1. Объясните сущность теоретических воззрений У. Ростоу, выразив ее графически.

2. Какие особенности современной цивилизации вы могли бы выделить?

3. Выскажите свое собственное суждение на концепцию ста­диального развития цивилизации.

Наши рекомендации