Критерии оценивания за полугодие.

Класс

Критерии оценивания за полугодие.

  Баллы за одну работу Общее количество за вид работы
6 семинаров 10 баллов 60 баллов
5 эссе 10 баллов 50 баллов
4 лабораторных работ 10 баллов 40 баллов
Итого   150 баллов
130--150-------------------------------«отлично» 110-129 -------------------------------«хорошо» 90-109--------------------------«удовлетворительно»

Семинары

I полугодие.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1 (20 сентября)

Тема «Человек как философская проблема»

1.Представления о человеке в различные исторические эпохи:

- Древнеиндийская философия

- Древнекитайская философия.

- Философия Древней Греции.

- Философские искания Средневековья.

2.Проблема свободы личности во взглядах философов разных эпох.

3.Свобода и ответственность.

4.Границы свободы в отношениях человека и общества.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2 (4 октября)

Тема «Мировоззрение»

1.Мировоззрение как осознание человеком себя в мире.

2.Типы мировоззрения.

3.Мифологическое мировоззрение, его специфика.

4.Религиозное мировоззрение, его специфика.

5.Философское мировоззрение, его специфика.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3 (18 октября)

Тема «Человек в мире»

1.Теории происхождения человека.

- Эволюционная теория (научная теория)

- Теория творения (религиозная концепция)

- Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория)

2.Происхождение человека и становление общества.

3.Сущность человека как проблема философии.

4.Проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4 (1 или 8 ноября)

Тема «Исторический процесс»

1.Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.

2.Типология цивилизаций.

3.Восток и Запад в диалоге культур.

4. Роль народных масс в истории.

5. Роль личности истории и ее оценка различными философскими направлениями.

6. Исторические личности.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5 (22 ноября)

Тема: Формации и цивилизации.

1.Линейная периодизация истории в работах К. Маркса. Теория общественно-экономической формации.

2.Периодизация истории в работах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Дж.Тойнби, Л.Н.Гумилева.

3.Понятие цивилизации. Типы и особенности цивилизаций.

4.Особенности информационной цивилизации.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6 (6 декабря)

Тема «Общественный прогресс»

1. Обществен­ный прогресс, его противо­речивость

2. Современное об­щество: процес­сы глобализации.

3. Общество и че­ловек перед ли­цом угроз и вы­зовов XXI в.

Лабораторно-практические работы

I полугодие

Лабораторно-практическая работа № 1.

Тема: Социально-гуманитарные знания.

Текст 1

«Известный немецкий философ Освальд Шпенглер (1880 — 1936) в начале XX века попытался разобраться в сущности под­ходов к пониманию цивилизации. В своей работе «Закат Евро­пы», вышедшей в свет в 1918 году, он противопоставил понятия цивилизация и культура, хотя до этого многие мыслители их отождествляли. Цивилизация казалась ему высшей стадией культуры, на которой происходит ее упадок. Все существующие культуры, по его мнению, изолированы друг от друга. Так мож­но выделить вавилонскую, индийскую, китайскую, арабо-ви-зантийскую, египетскую, греко-римскую, западную культуру и культуру инков».

1. Как понимал цивилизацию О. Шпенглер? Как вы думаете, почему возникло такое понимание цивилизации?

2. Какие факторы, на ваш взгляд, при таком подходе к пони­манию цивилизации определяют ее сущность?

3. Согласны ли вы с тезисом О. Шпенглера об изолированно­сти и самостоятельности выделенных им культур?

Текст 2

«Русский мыслитель Николай Данилевский (1822—1885) выдвинул теорию культурно-исторических типов, подразумевая под ними цивилизации, которые развиваются как живые орга­низмы. Отдельные исторические общности людей имеют сходные социальные условия жизни. У многих людей, живущих на опре­деленной территории, складываются одинаковые психические особенности. Цивилизации различаются между собой разным со­четанием религиозных, культурных, политических и экономи­ческих элементов. В России отмечается весьма гармоничное со­четание всех этих элементов. Он выделял 13 типов цивилизаций. Среди них есть «первичные» без ведущего элемента (египетская, китайская и др.), «одноосновные», где один из элементов выступает как преобладающий (еврейская, в которой основополагающим началом является религия; древнегреческая, где доминирует культура; древнеримская, где ведущее начало отводится по­литике). В «двуосновных» доминируют два начала (например, в европейской такими началами выступает политика и культура), в «объединительной» все элементы гармонично развиваются между собой. Последний исторический тип он относил к России, подчеркивая ее самобытность».

1. Какие факторы, на ваш взгляд, сыграли ведущую роль при формировании теории Н. Я. Данилевского?

2. Назовите любую цивилизацию согласно теории автора и попытайтесь охарактеризовать ее, вспомнив известный вам материал.

3. Дайте собственную оценку воззрениям автора, с чем вы со­гласны, а что, на ваш взгляд, неприемлемо?

Текст 3

«Известный английский философ Арнольд Тойнби (1889 — 1975) выделил 6 типов цивилизаций, которые когда-либо существовали на земном шаре. К ним он относил первичные — то есть те, которые быстро возникали и быстро погибали, не достигнув высокого уровня развития. Любое вмешательство приводило к их закату. Те, кто оказывался сильнее, умея приспосабливаться к жизни в любых условиях, образовали «вторичные» цивилизации. Из последних вырастали «третичные» на основе объедине­ния их религиозных воззрений. Религия и церковь объединяет людей, она поддерживает их существование, в противном случае цивилизация неизбежно погибнет».

Прогресс человечества — в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных верований через универсальные ре­лигии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов — в духовном обновлении. Движущей силой кру­говорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций вы­ступает «творческая элита», которая увлекает за собой инерт­ное большинство.

1. К какому виду цивилизаций, по мнению автора, можно от­нести исламскую или христианскую цивилизацию? Почему?

2. Согласны ли вы с позицией автора? Что, на ваш взгляд, звучит весьма убедительно?

3. Какие тенденции в развитии общества подмечены авто­ром? Как вы относитесь к идее о необходимости создания еди­ной высшей религии и вселенского государства, которые спо­собны будут предотвратить гибель цивилизаций?

Текст 4

Известный американский ученый У. Ростоу полагал, что ци­вилизации в своем развитии проходят определенные этапы «рос­та». К таким этапам он относил: период формирования «тради­ционного общества», «переходное общество», «стадию сдвига», «индустриальное общество» и, наконец, «общество высокого массового потребления».

Таким образом, цивилизация представляет собой единую эволюцию в развитии человечества.

1. Объясните сущность теоретических воззрений У. Ростоу, выразив ее графически.

2. Какие особенности современной цивилизации вы могли бы выделить?

3. Выскажите свое собственное суждение на концепцию ста­диального развития цивилизации.

Тема: Деятельность человека

1. Если справедливо следующее высказывание: "Личность каждой эпохи все равно, что чужой язык, подлежащий изучению", то не противо­речит ли оно утверждению о социальной сущности человека?

2. Оцените следующие высказывания:

1)."Сократ - типичный пред­ставитель античной личности";

2)."Лучше не пользоваться странными со­четаниями "античная личность", "феодальная личность" и т.д., а говорить о соотношении общечеловеческих характеристик с признаками конкретной историко-культурной эпохи: говорить о средневековой или раннегреческой личности нелепо люди во все времена любили, ненавидели, сомне­вались, завидовали и т.д.".

3. Выскажите собственное суждение по поводу следующего утвер­ждения: "Проблема человека - центральная проблема человеческой исто­рии". Что понимается под "проблемой человека"?

4. Прокомментируйте следующее высказывание Н. Бердяева: "Как существо, принадлежащее двум мирам, и способное преодолевать себя, человек - существо противоречивое и парадоксальное, соединяющее в себе полярные противоположности".

5. Русский ученый и писатель Н. А. Амосов утверждает, что человек по своей природе жаден, зол, агрессивен, и только культура способна его облагородить.

Согласны ли вы с этим утверждением? Как вы объясните проявления жестокости и агрессивности в человеческом обществе?

6. Согласны ли вы с утверждением Гегеля: "Как представляющего живое существо, человека можно принудить, то есть подчинить власти других его физическую и вообще внешнюю сторону, но свободная воля сама по себе не может быть принуждена"?

7. Художникам предложили высокую плату за каждую написанную ими картину на любую тему, присвоение самых высоких титулов и пре­мий, разные жизненные блага при одном условии: их картины никогда не увидит ни один человек, все они останутся в руках авторов. Художники все отказались. Почему? Как бы вы поступили на их месте?

8. Вообразите: вам предстоит отправиться в многолетнюю космиче­скую экспедицию. В полете у вас будет все необходимое. Из дома вам раз­решается взять три предмета. Что именно вы возьмете? А что взял бы с со­бой средневековый человек?

9. "Ничего и никогда не было для человека и человеческого общества невыносимее свободы, ... нет заботы беспрерывнее и мучительнее для че­ловека, как, оказавшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем пре­клониться". (Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы")

Согласны ли вы с таким мнением о свободе?

10. Перед вами два высказывания, принадлежащие К.Марксу:

А. "Сущность человека заключается в том, что у него нет никакой сущности";

Б. "Человек не есть абстракт, присущий отдельному человеку, он есть совокупность общественных отношений".

Не кажется ли вам, что К.Маркс противоречит сам себе?

Социальное познание.

Проанализируйте все документы, ответьте на вопросы к ним и определите, в чем сложности социального познания?

Аристотель «Политика»

"Остановимся прежде всего на господине и рабе и посмотрим на их взаимоотношения сточки зрения практической пользы (…). Дело в том, что по мнению одних, власть господина над рабом есть своего рода наука, причем и эта власть и организация семьи, и государство, и царская власть – одно и то же… наоборот, по-мнению других, самая власть господина над рабом противоестественна: лишь по закону - один- раб, другой - свободный, по природе же никакого различия нет(…)во всех ремеслах с определенно поставленной целью нужны бывают соответствующие орудия, и из этих орудий одни являются неодушевленными, другие - одушевленными… так точно и для домохозяина собственность оказывается своего рода орудием для

существования. И приобретение собственности требует массы орудий, причем раб – некая одушевленная собственность, как и вообще в искусстве каждый ремесленник как орудие стоит впереди других инструментов(…). «Собственность» нужно понимать в том же смысле что и «часть». Часть же есть не только часть чего либо другого, но она вообще немыслима без этого другого(…).Поэтому господин – есть только господин раба; но не принадлежит ему; раб же не только раб господина, но и всецело принадлежит ему.

Из вышеизложенного ясно, что такое раб по своей природе и по своему назначению: кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, по своей природе раб.

Человек же принадлежит другому в том случае, если он оставаясь человеком, становится собственностью; последняя представляет собой орудие активное и отдельно существующее»(Аристотель.Политика.1223 в.15-1224а15).

Каким образом Аристотель обосновывает историческую неизбежность рабства?

Аристотель «Политика»

8. Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство - продукт естественного возникновения(…)

9. Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, н что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо в сверхчеловек(…)

10. Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен речью. Голос выражает печаль и радость, поэтому он свойствен и остальным живым существам (поскольку их природные свойства развиты до такой степени, чтобы ощущать радость и печаль и передавать эти ощущения друг другу). Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо.

11. Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятии, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства(…)

Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо, Человек, нашедший свое завершение,- совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права,- наихудший из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего; природа же дала человеку в руки оружие - умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную сторону. Поэтому человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых позывах. Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения.

В чем Аристотель видит общественную сущность человека?

Эссе.

При написании эссе необходимо выделить следующие элементы:

1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Как написать ЭССЕ.

С чего начать? С записи темы эссе, при этом тему надо записать точно, и обязательно в черновике. Тема — это некое условие задачи, в которое надо вдуматься. А задачу надо понять, осознать. Формулировка темы — тоже зада­ча, только неизмеримо более объемная и сложная, имеющая не одно решение. Вчитываясь в тему, вы входите в то творческое пространство, которое ею очер­чено. Если отдельные слова, мысли, в крайнем случае, вся формулировка будут повторены в тексте эссе, открывая или завершая фрагменты работы или всего эссе в целом, — это не недостаток. Ведь главная задача ученика — понять и рас­крыть тему, а не уйти от нее. Работая с эссе, время от времени нужно перечи­тывать формулировку темы. Темы эссе по обществознанию на экзамене пред­лагаются на выбор учащемуся из шести вариантов, соответствующих разделам курса обществознания: философии, культурологии, экономике, социологии, политологии, правоведению.

Целесообразно выбирать тему наиболее близкую и понятную, при рас­крытии которой можно проявить свои знания, эрудицию, творческие способ­ности.

Важным моментом является выявление обществоведческой проблемы. Ведь в эссе вас просят высказать свою точку зрения на проблему, которая весьма об­разно выражена в форме высказывания. Это значит, что необходимо перевести «зашифрованную» проблему на язык философских категорий, понятий курса.

Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А. Камю) предполагает работу в рамках проблематики самопознания, самосознания человека, «Я — концепции», противоречивости реального и идеального Я, экзистенциальности человеческого существования. Иначе, раскрывает пробле­матику личностного развития. Тема «Не хлебом единым жив человек» (Библия) в своей основе содержит проблему противоречивости материальных и духов­ных потребностей человека. Это означает, что необходимо вспомнить материал именно по обозначенной проблеме, выписать ряд понятий, с которыми воз­можно работать в рамках данной темы.

Итак, главное — вчитаться, вдуматься в тему, как вчитываешься в условие задачи, чтобы определить границы (пространство) темы и пути ее раскрытия.

Тема выбрана, осознана, понята. Как правило, темы эссе по обществозна­нию философского содержания имеют проблемный характер, авторскую ин­терпретацию и предложены в виде высказывания. Поэтому, первоначально ра­ботая с обществоведческой проблемой, необходимо выделить основную идею и определить, в рамках какой темы или раздела курса обществознания последуют рассуждения. Для этого необходимо в свободной форме сделать набросок эссе, то есть дать волю всему, что «хочет» писаться, включая понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, тезисы, примеры, мнения, аргументы научного и бытово­го характера, имена, события, недописанные мысли... Есть рациональное зер­но во фразе: «Писательство не в голове, а в кончиках пальцев».

Следующая задача — рассмотреть этот хаос, соотнести с темой: тогда вы­светится идея, путь движения мыслей. Теперь главное — найти фразу, мысль, цитату, которая могла бы стать заключением к работе.

Да, заключение, как и вступление, является важной частью работы. Вступ­ление фокусирует проблематику эссе, ставит проблему, вскрывает противоре­чия, задает вопросы, очерчивает поле творчества рамками обществоведческой темы, а заключение являет собой итог, резюме всех рассуждений.

Структура эссе логически вытекает из требований к нему. Поскольку эссе — это краткая форма изложения собственных мыслей автора по той или иной проблеме, то сама мысль выражается автором в виде тезиса (Т). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или быто­вого характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жиз­ненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и т. д. Лучше приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, так как один может быть неубедительным, три аргумента могут пере­грузить все же «маленький» жанр.

Помните главное: эссе обязательно должно быть «эмоционально заряже­но», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования.

«Мы можем стать свободными только тогда,

Темы эссе по философии

1. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещева­ния, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».

Ф. Аквинский

2. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

В. Белинский

3. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни».

Ф. Ницше

4. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бес­смертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни».

В. Соловьев

5. «Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противо­положную».

Дж. Локк

6. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика».

Л. Фейербах

7. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков».

Лао-Цзы

8. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни».

Н. Бердяев

9. «Наука — это истина, помноженная на сомнение».

Валери

10. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину».

Н. Пирогов

11. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек».

И. Бердяев

12. «Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от каприз­ных желаний».

Ж.-Ж. Руссо

13. «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств».

Ф. Патрици

14. «Человек— не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не являет­ся тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет».

Э. Фромм

15. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждени­ях к совершенствованию».

У. Годвин

16. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кон­чил тем, с чего начал».

В. Жемчужников

Класс

Критерии оценивания за полугодие.

  Баллы за одну работу Общее количество за вид работы
6 семинаров 10 баллов 60 баллов
5 эссе 10 баллов 50 баллов
4 лабораторных работ 10 баллов 40 баллов
Итого   150 баллов
130--150-------------------------------«отлично» 110-129 -------------------------------«хорошо» 90-109--------------------------«удовлетворительно»

Семинары

I полугодие.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1 (20 сентября)

Наши рекомендации